Создание учебно-производственного кооператива в сельской школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить организационные формы создания УПК в сельской школе.
Объект исследования: организация производительного труда учащихся.
Предмет исследования: создание учебно-производственного кооператива на базе сельской школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1 Теоретические основы организации производительного труда учащихся…………………………………………………………

Связь трудового обучения с производительным трудом в педагогической литературе………………………………………………….
Организация производительного труда школьников…………
Организация производительного труда в сельских школах Республики Саха (Якутия)……………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..

Глава 2 Создание учебно-производственного комбината в Соловьевской средней общеобразовательной школе…………………………………….
2.1.Педагогические условия организации учебно-производственного кооператива в сельской школе……………………………………………….
2.2. Организация учебно-производственного кооператива
в Соловьевской СОШ…………………………………………………………
2.3. Анализ результатов педагогического исследования………….

Выводы по 2 главе…………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ Сергеев М.И..doc

— 499.50 Кб (Скачать)

В программу опытной  работы данной школы мы включили особым разделом создание ученического самоуправления, считая, что только через самоорганизацию, самоуправление можно формировать и развивать чувство хозяина своего слова, дела. Самоуправление создает возможность реализовать внутренние возможности человека, его личностные и другие качества, которые не всегда могут проявиться и развиваться в других ситуациях.

Следует оговориться, что  самоуправление осуществлялось традиционными  способами. Во время дежурства каждый ученик отвечает за свой пост. В конце  недели оценивается уровень дежурства данного класса. В обязанности дежурного класса – хозяина школы – входит уборка двора, помещений; помощь в организации обслуживания в столовой, соблюдения порядка на переменах, выпуск объявлений и «молний». Все это, как видно из опыта, позволяет к классу сплотиться в дружный коллектив, способствует формированию у учащихся таких личностных качеств, как дисциплинированность и ответственность за порученное дело.

Ученическое самоуправление также организует труд в школе: учащиеся 6-8 классов изготавливают пособия, выполняют работу для школьной библиотеки; учащиеся 8-11 классов кроме перечисленных работ выполняют задания посложнее: изготавливают и ремонтируют приборы, макеты и другие предметы учебного оборудования; участвуют в оснащении учебных кабинетов, мастерских; изготавливают пособия для комнаты актива; ремонтируют школьную мебель.

Согласно программе  опытной работы в Мытахской средней  школе был создан экологический  учебно-воспитательный комплекс (УВК), включающий в себя детский сад, среднюю  школу и лесхоз. Воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде – это основная задача УВК. Если воспитанники детсада, учащиеся младших классов заняты выращиванием цветов, кустарников, то, начиная с 5 класса, учащиеся трудятся в школьном лесничестве, которое занимает территорию в 32 гектара вокруг школы и поселка. Если ученики 5-7 классов в летнее время занимаются трудом в питомнике школьного лесничества, то учащиеся 8-9 классов занимаются рубкой леса и делянках. При этом десятиклассники успевают освоить различные виды работы по лесоустройству, лесозаготовке. В целом данная практика составляет 28 дней. Воспитательная эффективность организации труда старшеклассников в условиях УВК состоит в том что они занимаются самыми важными видами аграрного труда, плечом к плечу с профессиональными, и часто их наставники становятся собственные родители. Много внимания уделялось при этом воспитанию экологической культуры на примере охраны лесных массивов.

Особое место в формировании, развитии, совершенствовании технолого-трудовых умений занимают уроки труда. Одно из правил, которое предусмотрено в программе опытной работы – «ничего не делать просто так», т.е. продукт труда должен быть полезным. Учащиеся приучаются к тому, что труд должен приносить пользу и товарищу, и младшим, и старшим. Любой труд, если он идет на пользу людям, обществу, уважаем. Он – предмет радости человека. Об этом В.А. Сухомлинский писал так: «Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной четью». Отсюда соответствующая организация работы, приносящей радость, гласность успехов, оказание помощи тем, кто нуждается в ней, показ красоты трудовых дел. Вопросы необходимости выработки у детей трудовых привычек, навыков занимают одно из главных в беседе учителей с родителями в школьном университете педагогических знаний.

В средних и старших  классах учащиеся на уроках труда  работают с довольно большим набором  инструментов. С целью совершенствования  трудовых умений и культурного обращения с ними ведется работа по воспитанию на традициях отцов и дедов. На уроке технологии при ознакомлении учащихся с деревообрабатывающим станком учитель, разъясняя им такие понятия, как машина, механизм, показывая общий вид, детали и узлы по схеме, а затем подводя ребят непосредственно к станку, объясняя каждый механизм, пользуется теми приемами и средствами, при помощи которых родители обучают детей, неторопливо, спокойно, шаг за шагом показывая, демонстрируя инструменты и приспособления во время работы.

Помимо урочных занятий по технологии учащиеся получают различные домашние задания творческого характера: сконструировать план дома, найти и перенести в тетрадь схемы различных узлов, подставок, соединения деталей и т.д. Практические навыки закрепляются как в процессе внеклассной и внешкольной работы, так и в летнее время в лагере труда и отдыха (ЛТО), который создан совместно с коллективным хозяйством «Одуну». ЛТО рассчитан на 20-30 учащихся и в него привлекаются учащиеся 8-10 классов. В лагере учащиеся участвуют в производительном труде, отдыхают, занимаются спортом. За организацию трудовой деятельности детей Магарасская средняя школа занимает призовые места в республиканских смотрах и неоднократно награждалась Почетными грамотами Министерства образования.

Актуальным направлением обогащения технолого-трудовых умений сельских школьников является создание условий происхождения первоначальной школы рыночной экономики. Это занимает особое тместо в программе опытной  работы и обусловлено тем, что  выпускники школы вступают в трудовую жизнь в условиях перехода к рыночным отношениям с их жесткими законами. В этих условиях под молодежи требуется резкий рост самостоятельности, всевозможных навыков и умений. Необходимы педагогическая помощь молодежи в прогнозировании их жизни, забота судьбе каждого выпускника, особенно защита его права на трудоустройство. Как показывает опыт, неподготовленность к новым реалиям жизни и обратная зависимость между интеллектуальным содержанием труда и его оплатой приводят к девальвации образовании как общего, так и профессионального. Отсюда слабая мотивация учебного труда, отказ части молодежи от получения образования.

В предпринимательской  деятельности ребят привлекает возможность  заниматься конкретным делом, быть его  хозяином, улучшать материальное положение свое о близких, стать более конкурентоспособным в условиях рынка труда и безработицы. И молодежь под напором жестких законов рынка и социальной действительности в основном стремится овладеть знаниями и умениями, необходимы для самостоятельной трудовой деятельности. В соответствии с этим в опытной работе мы предприняли найти пути решения задач в углубленной экономической подготовке учащихся. По дополнительной образовательной программе введены курсы «Азбука рыночной экономики», «Экология и человек», «Ремесло», «Дизайн», «Технология». Они значительно расширяют ареал технологической подготовки учащихся.

Однако, как выяснилось в ходе опытной работы, в воспитании технолого-трудовых умений значительную роль играют уроки по циклу «Основы  рыночной экономики» как необходимое дополнение к программе «Технология». На этих занятиях у школьников формируется способность оценивать результаты выполненной работы в старших классах с точки зрения экономических категорий. Каждый урок имеет потенциал обучения будущего выпускника решению многих экономических проблем и оценки любого дела с точки зрения критериев целесообразности и прибыльности. К примеру учащиеся занимаются под счетом себестоимости выращенного картофеля и определяют пути повышения эффективности его производства. А также в школе учащиеся знакомятся с перспективными видами организации сельскохозяйственного труда и постигают секреты рынка, ценных бумаг.

Совершенство технолого-трудовые умения и навыки, мы также полагали, что детей надо ориентировать  не только на получении прибыли во чтобы то ни стало, сколько на увеличение количества товаров и услуг, которое может быть достигнуто лишь в коллективном, совместном труде. И  здесь особое внимание обращается на повышении культуры труда, на самообслуживание. Те из ребят, школьные самоуправления поощряет, нерадивых и бракоделов наказывают, в т.ч. рублем.

Все это определяется тем, что учащимся нужны не только знания и умения, но и развитое техническое  мышление. Так, например, при обработке  узла платья в начале дается теория с графическим изображением. При конструировании изделия на себя, применяются чертежи, схемы. Здесь также немаловажное значение имеет дизайн, применяемый в создании модели на уроках моделирования, формирующий эстетическое видение при выполнении этих заданий. Происходит приобщении учащихся к прикладному искусству (вышивка, вязание, макраме), к народным промыслам. На каждом уроке соблюдаются правила охраны труда, формируются трудовая этика, культура (трудолюбие, добросовестное отношение, взаимовыручка). Учителя добиваются на каждом уроке от учащихся такой работы, чтобы про изготовленные ими изделия можно было сказать, что они нужны, полезны, что сделаны они качественно или, как говорится, добро, на совесть.

Совершенствованию технолого-трудовых умений сельских школьников способствует возрождение народных ремесел, которыми богата якутская земля. Отрадно, что в последние годы стихийно в народе возрождаются многие виды ремесел. Это имеет особую ценность в том, что ими занимаются школьники, то есть в воспитательный процесс вовлекаются народные  традиции, когда отец или мать передают свои навыки, умения детям. Как достижения, результаты  опытной работы в этом направлении можно представить национальные костюмы для танцевального ансамбля «Туһулгэ», результаты работы по развитию народных ремесел, которые подводятся на улусных, республиканских выставках, на конференциях, слетах работников, народного образования. 

 

 

    1.   Организация производительного труда в сельских школах РС(Я)

Одним из первых в Республике Саха (Якутия)  начал действовать (1988г.) в Тойбохойском детском доме кооператив «Чорон» по изготовлению якутской национальной посуды. Ученические кооперативы привлекли внимание  школьников своей относительно несложной организацией, экономической самостоятельностью, реальной пользой своего труда. В отличие от малопривлекательных и во многом бесполезных уроков трудового обучения, ученический кооператив имел гибкий хозяйственный механизм. Учащихся заинтересовала также возможность получать должное вознаграждение за свой труд, зарабатывать деньги на карманные расходы, перечислять их на сберегательные книжки и по окончании школы получить солидные по тем временам сумму и возможности начать самостоятельную жизнь не с пустыми руками, а с приличным начальным капиталом. Кроме того, у членов кооператива повышалась успеваемость в учебе и несомненно, профессиональная подготовка. Работая в кооперативе, воспитанник включался в реальный процесс производственных отношений, у него формировались новое экономическое мышление, умения и навыки труда, привычка трудиться.

Руководил коллективом  инструктор по труду Г.В.Егоров. Сырье изготавливали сами члены кооператива. Сунтарский быткомбинат выделил списанный токарный станок, резцы изготовили сами. Растворители и лак стали отпускать по договору райбыткомбинат. Взяли в аренду мастерскую детского дома и ее станочное оборудование. Для каждого члена кооператива была заведена трудовая книжка, где записывалась дата изготовления и наименование изделий, их количество и отпускная цена. Это повышало ответственность учащихся.

Некоторая часть зарплаты, что хранилось в кассе кооператива, выдавалась воспитаннику в качестве личных карманных денег по мере необходимости. Заработная плата и заработанные деньги в летних лагерях труда  и отдыха (ЛТО) и в кооперативе «Чорон» перечислялись на сберкнижку воспитанника, и получить их можно было только при выходе из детского дома. Воспитанники имели на сберегательных книжках значительные суммы, что служило им большим подспорьем в первые годы самостоятельной жизни.

С самого начала кооператив привлек к себе всеобщее внимание. Учитывая потребность населения  в сувенирах и бытовой посуде национального характера, члены  кооператива изготовляли различную  посуду. Ее охотно раскупали, делали предварительные  заказы. Несмотря на нехватку свободного времени, ребята каждую свободную минуту уделяли творческой работе в производственной мастерской. Привлекала их возможность заниматься творческой по духу работой, общение друг с другом во время совместной деятельности, перспектива заработать приличную по тем временам сумму. Три года подряд (1989, 1990, 1991) члены кооператива с большим успехом принимали участие в республиканских выставках детского творчества, в зональной ярмарке изделий учащихся в г.Комсомольск-на-Амуре, I Всероссийской ярмарке в г.Москве на ВДНХ. Три ученика были удостоены медалью «Юный участник ВДНХ». Набор для кумыса из 10 предметов Гриши Наливкина, чорон Гены Макарова и кытыйа Светы Макаровой были приняты на постоянно действующую экспозицию павильона «Профтехобразование». Работы детей экспонировались в Монголии, США, Китае, Чехословакии и во многих городах России.

Кооператив с мая 1989 года стал членом Ассоциации кооператива  учащихся СССР (АКУ). Председатель кооператива  В.П.Коротов в апреле 1991 года принимал участие во Всесоюзном семинаре АКУ СССР, работы детей были отобраны для участия в организуемом АКУ совместно с московским «Бизнес-клубом» передвижной советско-американской выставке. Таким образом, кооператив стал провозвестником рыночной экономики, вот уже несколько лет тяжело внедряемой в жизнь нашей страны. О работе кооператива, о лучших мастерах много писались в районной и в республиканской печати.

Примечателен опыт Управления образования Амгинского улуса. В школах Амгинского улуса были организованы 19 школьных кооперативов с целью производства и сбыта товаров народного потребления, изделий прикладного творчества, оказания услуг населению. Улусное управление образования в 1992 году выкупило 5 филиалов бытового комбината села Болугур, Покровка, Алтан, Абага, Михайловка с комплектом швейного оборудования и мебели. При Бетюнской средней школе работал кооператив по шелкографии под руководством художника С.Д.Нестерова. кооператив выполнял заказы многих организаций и предприятий, изготовлял юбилейные вымпелы, памятные значки, праздничные открытки, грамоты, благодарственные письма, живописные работы, юбилейные альбомы, различные сувениры. При Чапчылганской неполной средней школе под руководством народного мастера А.П.Романова работал кооператив «Керамика» тут изготавливали различные сувениры, памятные медальоны и т.п. В Амгинской средней школе №1 и вспомогательной школе была открыта кооперативно-производственная деятельность по парикмахерскому делу. Кроме обучения, мастера и учащиеся оказывали услуги населению: делали химические завивки, стрижку волос, укладку, лечение и покраску волос. В кооперативе по обувному делу в вспомогательной школе и Амгинской средней школе №2 школьники подшивают унты, шьют летные унты из искусственного меха. В школе №1 работал кооператив фотопечати.

Большое значение имеет  подбор кадров руководителей – людей  заинтересованных, талантливых, умеющих  работать с детьми. Во всех швейных  мастерских швеи и закройщицы стали руководителями филиалов. В обувном цехе, в кооперативе по пошиву головных уборов, по фотоделу, в парикмахерских трудились бывшие мастера бытового комбината.

Все кооперативы работали по договору. Например, швейные кооперативы 40% дохода сдавали на специальный счет улусного управления образования (УУО), 60% оставляли на зарплату членам кооператива, а кооператив «Шелкография» 30% отчислял на УУО и 70% - на зарплату и приобретение материала, остальные кооперативы сдавали в счет УУО 50% дохода. Школьники учатся выполнять работы не только по производству, но и сбыту своих изделий и продукции.

Информация о работе Создание учебно-производственного кооператива в сельской школе