Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:09, курсовая работа
Современные информационные технологии предоставляют педагогам широкий спектр возможностей, обеспечивающих создание и модификацию мультимедийных средств обучения. До недавнего времени разработкой подобных средств занимались лишь специальные группы разработчиков, в которые входили программисты, дизайнеры, психологи и др. Появление в последние годы автоматизированных комплексных программ (авторских систем) позволяет педагогу с определенной начальной подготовкой в области информационных технологий самостоятельно разрабатывать учебные мультимедиа средства.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
информатики и методики преподавания
математики
Курсовая работа
по
методике преподавания информатики
Создание
учебных материалов в PowerPoint
Выполнила: студентка 4 курса
физико-математического
факультета специальность «Информатика»
Хохлова
Анна Сергеевна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры информатики и МПМ
В.В.
Малев
ВОРОНЕЖ 2011
Современные информационные технологии предоставляют педагогам широкий спектр возможностей, обеспечивающих создание и модификацию мультимедийных средств обучения. До недавнего времени разработкой подобных средств занимались лишь специальные группы разработчиков, в которые входили программисты, дизайнеры, психологи и др. Появление в последние годы автоматизированных комплексных программ (авторских систем) позволяет педагогу с определенной начальной подготовкой в области информационных технологий самостоятельно разрабатывать учебные мультимедиа средства.
Под
учебным мультимедиа средством
будем понимать материальные объекты,
которые вовлекаются в
Анализируя дидактические свойства учебных мультимедиа средств, разработанных с использованием различных авторских систем (Microsoft PowerPoint, Macromedia Flash, Macromedia Dreamweaver, Microsoft Front Page, ActivStudio Professional, InterWrite, TooLBook II), можно сделать вывод что, несмотря на разнообразие подходов к созданию мультимедиа продуктов данными средствами, существует единая последовательность этапов, обеспечивающая технологию их создания.
Под технологией создания учебных мультимедиа средств будем понимать последовательность алгоритмических предписаний, результатом выполнения которых является разработка объектов, обладающих различными уровнями интерактивности и выполняющих функции средств обучения.
Многие авторы, занимающиеся исследованиями в области разработки технологии создания учебных мультимедиа средств, сходятся в целом к общему мнению о количестве и содержании этапов их создания: проектирование, разработка, реализация. Но раскрывая содержание данных этапов, авторы не учитывают в полной мере свойств интерактивности Мультимедийных средств обучения.
Согласно международным стандартам выделяют четыре уровня интерактивности: простой (пассивный), ограниченный уровень взаимодействия с учебным продуктом, полный уровень интерактивности, уровень реального масштаба времени [1, с. 42].
При уточнении этапов технологии создания учебных мультимедиа средств будем учитывать следующие принципы:
Таким образом, можно уточнить этапы создания учебного мультимедиа средства.
Этап 1. Построение концептуальной модели учебного мультимедийного средства.
Данный этап определяет, прежде всего, содержательную линию мультимедиа средства обучения и предполагает реализацию методики обучения содержанию предметной области с использованием соответствующего средства обучения. Целью этапа является построение модели будущего учебного мультимедийного средства. Основная деятельность педагога на данном этапе будет заключаться в следующем:
1. Сформулировать назначение учебного мультимедиа средства.
2. Выполнить обоснование актуальности разработки, для этого необходимо:
2.1. Выделить цели применения продукта;
2.2.
Определить педагогические
2.3. Проанализировать аналогичные учебные мультимедийные средства, если таковые существуют.
3. Выделить существенные с точки зрения целей моделирования свойства учебного мультимедиа средства, которые затем должны быть отражены в модели.
4. Определить виды учебного материала, с помощью которых будет представлено содержание мультимедиа средства обучения (объяснительный, контрольно-измерительный, справочный и т.д.).
5. Рассмотреть способы представления учебного материала (текстовые описания, иллюстрации, звуковое сопровождение, анимации).
6. Описать способы обеспечения взаимосвязи компонентов (гиперссылки, управляющие кнопки, всплывающие подсказки и другое).
7. Выбрать форму модели, например, схема, таблица, алгоритм и так далее.
8. Представить модель учебного мультимедиа средства в выбранной форме.
Разрабатываемая модель должна соответствовать следующим требованиям: может быть реализована на любой платформе, в среде любого программного средства, предназначенного для создания таких средств и в рамках любой предметной области (биология, география, русский язык и литература и т.д.). С учетом этого была построена базовая модель учебного мультимедиа средства (рис.1).
рис.1.
Базовая модель учебного
мультимедиа средства
Этап 2. Построение учебного мультимедиа средства. Отбор содержания компонент учебного мультимедийного средства.
На втором этапе осуществляется отбор содержания типовых компонент содержательного и технологического модулей учебного мультимедийного средства. В процессе создания содержательного модуля педагогу необходимо разрабатывать или отбирать уже имеющиеся учебные объекты (текстовые, графические, звуковые, видео), обрабатывать их с помощью информационных технологий, компоновать и объединять в справочно-энциклопедический блок, блок электронного конспекта и контрольных тестовых материалов.
Справочно-
Блок электронного конспекта представляет собой конспект мультимедиа средства, структурированный по учебным темам, и состоит из двух разделов: объяснительно-иллюстративного и раздела проблемных задач. Объяснительно-иллюстративный раздел организует репродуктивный уровень учебно-познавательной деятельности. Данный блок может быть представлен в виде совокупности структурированных лекций. Раздел проблемных задач организует продуктивный уровень учебно-познавательной деятельности. Он включает в себя совокупность проблемных задач, структурированных по темам лекций. Проблемная задача — это форма организации учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения: времени, дополнительной информации, умений и др. Примерами проблемной задачи могут быть задания на установление причинно-следственных связей, определение преемственности между фактами, определение степени прогрессивности явления, ситуационные задачи и т. д. [2, с. 89]
Блок контрольных и тестовых материалов может быть представлен в виде контрольных работ, итоговых вопросов, индивидуальных заданий, тестов различных форм и относиться к одному из видов педагогического контроля: входному, текущему и итоговому.
Программные тренажёры — программы для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей
[3, с. 25]. Данный компонент содержательного блока учебного мультимедиа средства вынесен за рамки обучения в ВУЗе, так как требует дополнительных глубоких знаний в области программирования и разработки программных средств.
В
процессе создания учебных мультимедиа
средств вышеперечисленные
В рамках создания технологического модуля мультимедиа средства учитель продумывает графический интерфейс и дизайн будущего учебного мультимедийного средства.
Графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface) — тип интерфейса, организованный следующим образом: сведения о программах, файлах, режимах работы (опциях) и т.п. отображаются на экране монитора в виде графических символов (пиктограмм) и всплывающих меню [4, с. 21]. Графический пользовательский интерфейс мультимедийных учебных средств должен включать: курсор; рабочее поле; ползунок прокрутки; главное меню; панель инструментов с иконками, кнопками, вкладками для быстрого выполнения операций; визуальное представление системы файлов, документов; ссылки на поиск по тексту и помощь (справка); возврат предыдущего состояния (история операций); схемы диалога; управляющие элементы; выход из приложения. При этом необходимо учитывать основные свойства интерфейса: дружественность, структурированность диалога, способность обнаруживать и обрабатывать ошибки пользователей.
Разработка дизайна учебного мультимедиа средства включает решение следующих основных задач:
Отбор содержания мультимедиа средства позволяет перейти к следующему этапу.
Информация о работе Создание учебных материалов в PowerPoint