Социально - педагогическая деятельность социального педагога с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение специфики деятельности социального педагога с неполной семьей.
Объект исследования - неполные семьи.
Предмет исследования - особенности работы социального педагога с неполными семьями
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬХ………………………………………………. 5
1.1. Психологические особенности детей из неполных семей………………. 5
1.2.Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях…………………………………………………………………………… 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ……………… 19
2.1. Специфика работы социального педагога с неполной семьей………… 19
2.2. Основные составляющие социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………………………………….. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Социально - педагогическая деятельность социального педагога с неполной семьей.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

    К недостаткам характера детей из неполных семей относится пассивность. В педагогической психологии "пассивный" обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Основными причинами пассивности ребенка являются пониженная интеллектуальная активность, недостатки физического здоровья, дефекты развития.

    Для раскрытия первой причины используется понятие "интеллектуально пассивные  дети", оно выражается через следующие  психологические особенности:

1) недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;

2) отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;

3) отсутствие познавательного отношения к действительности.5

    Основной  причиной интеллектуальной пассивности  у подростков часто является невозможность  проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. Также интеллектуальная пассивность детей может быть результатом болезни или переутомления. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы ребенка, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение ребенка должно серьезно озадачить маму и учителей (воспитателей), заставлять их в первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить. Часто пассивность возникает из-за переутомления ребенка. Нередко бывают виноваты и сами члены неполной семьи, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности в отношении учебы и многих других видов деятельности. Отметим, что это нередко случается с подростками, прежде бывшими активными и хорошо учившимися.

    Пассивное поведение может быть связано  как с неправильным отношением к  ребенку, так и с некоторыми психологическими особенностями самого ребенка. Например, при слишком большой опеке детей в неполных семьях нередко вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивность также может возникнуть из-за требования безусловного послушания родителю, в этом случае ребенок не стремиться к самостоятельности, активной деятельности. Необходимо отметить, что причины пассивности ребенка могут быть и внутреннего порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так, флегматик нередко бывает инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления такого состояния важно не только его тормошить, внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления.

    Такие черты, как застенчивость, обидчивость  и неуверенность в себе тоже будут способствовать возникновению и закреплению пассивности у детей. Из всего выше сказанного следует, что ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью, регулировать ее, вырабатывать у себя это психологическое качество.

    Следующим недостатком характера ребенка, воспитывающегося в неполной семье, является отсутствие настойчивости. Настойчивость – необходимая черта характера современного человека. Она выражается в особенности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Таким образом, настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления, т. е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов. Ненастойчивые дети либо вообще не ставят труднодостижимых или далеких целей, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Существуют следующие основные пути воспитания настойчивости у ребенка: тщательный контроль над выполнением детьми любой работы, небрежное дело не следует принимать, а стоит добиться переделки; в труде и учебе ставить перед ребенком интересные задачи, увлекать положительными примерами. При первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим. Пусть они научатся преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы. Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием таких черт характера, как активность, организованность, упорство, уверенность в себе, сознательность и другие.6

    Ко  второму виду недостатков характера детей относится эгоизм. Эгоист – это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества, часто пренебрегающий последними. Жизненная направленность эгоиста – собственное "Я", личное преуспевание (причем нередко за счет других). Основными видами выражения эгоизма являются нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм.

    Кратко  рассмотрим эти виды эгоизма, чтобы  иметь о них представление. Итак, дети с нарцисстическим характером чрезвычайно влюблены в себя. Причем объектом собственной любви у них, особенно у лиц мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать себя за внутреннее "совершенство" (способности, ум, характер). Синдром Клеопатры, в свою очередь, выражается у части девочек в том, что они стремятся обращать на себя внимание юношей, заигрывают с ними, а потом без явной причины начинают раздражаться, зло и грубо насмехаться над своими товарищами. Эгоизм из-за отчужденности может возникнуть из-за невнимания родителя к ребенку. Многие родители из-за больших трудностей жизни стали меньше интересоваться детьми. В связи с этим у заметной части молодежи усилилается эгоистическая направленность личности и появляются все больше грубость и жестокость по отношению к окружающим.

    Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в  центр всей жизни ребенок ставит свое индивидуальное "Я". Так, его  важной жизненной потребностью является нахождение в центре внимания, постоянные похвалы в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. Ребенок требует, чтобы родитель думал и заботился только о нем, жил только для него. Такой ребенок желает, чтобы в семье все отдавалось ему.

    Существуют  в неполных семьях и такие недостатки характера у детей, как недисциплинированность, грубость, лживость, педантичность. В частности, недисциплинированные дети – это дети, которые постоянно привлекают к себе внимание окружающих и доставляют им наибольшее беспокойство. Прежде всего, надо выяснить причины подобного нежелательного поведения. Наиболее распространенной причиной недисциплинированности у детей и, особенно, у подростков является избыток энергии и неумение рационально проявить свою инициативу. Важно сформировать у них интерес к общественно полезной деятельности, разумно направить проявления их активности.

    Грубые  дети – одни из тех, кто часто  вызывают конфликтную ситуацию или  попадают в нее. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т. д.). В этих случаях грубость ребенка устраняет уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности. Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется исправлением взрослыми своей ошибки. Ребенок может проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим труда и отдыха.

    Лживость  детей вызвана разными причинами: боязнью наказания, стремлением, во что бы то ни стало привлечь к  себе внимание окружающих. Следует  сообщить ребенку, что лживость –  презренное качество человека, отягощающее дурной поступок. Но при этом надо избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

    Педантичные дети - чрезвычайно добросовестны. Они  стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство излишне повышенной ответственности, стремление выполнить все поручения предельно правильно нередко вызывают у этих людей неуверенность в себе. Особенности личности педантов в неблагоприятных для них условиях могут приводить к трудностям в общении. Для ликвидации подобного состояния надо приучать педантов к дисциплине, воспитать у них силу воли, позволяющую не погружаться бесконечно в свои сомнения, а переходить своевременно к следующим действиям или мыслям.7

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что в неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться устойчивые отрицательные формы поведения. Поэтому воспитывающему родителю, необходимо иметь представление о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить. Но все же желательно не допускать их появления, потому что исправить недостатки очень трудно.  
 
 
 

1.2. Условия совершенствования  процесса воспитания  в неполных семьях

    Для того чтобы не допустить формирования в характере ребенка, воспитывающегося в неполной семье, недостатков нужно  в процессе воспитания соблюдать  ряд условий. Выполнение этих условий  способствует наиболее эффективному воспитательному  воздействию неполной семьи на формирование личности ребенка.

    Первым  условием является авторитет и личный пример родителя. Под авторитетом  следует понимать глубокое уважение родителя, добровольное и сознательное выполнение его требований, стремление подражать ему во всем и прислушиваться к его советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителя на ребенка. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности. Воспитательная сила личного примера родителя обусловлена психологическими особенностями детей: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителя за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.8

    Положительное влияние примера и авторитета родителя усиливается, если нет расхождений  в его словах и поступках, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителя к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

    Авторитет родителя во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают того, кто всегда готов их выслушать и понять, прийти на помощь, кто разумно сочетает требовательность с поощрением, справедливо оценивает их поступки, умеет своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствует укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

    Вторым  необходимым условием является педагогический такт родителя. Авторитет родителя поддерживается его педагогическим тактом. Педагогический такт - это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.9 Такт родителя тесно связан с тактом детей - с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

    Третьим условием, которое необходимо в процессе воспитания, можно выделить культуру быта в неполной семье. В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами неполной семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родитель передает им жизненный опыт, помогает утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляет их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителем и детьми и становятся одним из средств родительского влияния. Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь неполной семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых неполных семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия. На воспитание детей в неполной семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.

    Четвертое условие - знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знание особенностей детей позволяет родителю научиться  правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и  обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов неполной семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомленность родителя о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность, общение.

Информация о работе Социально - педагогическая деятельность социального педагога с неполной семьей