Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение специфики деятельности социального педагога с неполной семьей.
Объект исследования - неполные семьи.
Предмет исследования - особенности работы социального педагога с неполными семьями
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬХ………………………………………………. 5
1.1. Психологические особенности детей из неполных семей………………. 5
1.2.Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях…………………………………………………………………………… 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ……………… 19
2.1. Специфика работы социального педагога с неполной семьей………… 19
2.2. Основные составляющие социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………………………………….. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………
Пятое условие заключается в необходимости определения потребности достижения. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Например, мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке. Подобное родительское поведение неосознанно для самого родителя приобретает элементы эгоизма: "Я хочу сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель моей жизни...".
Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему идеалов родителя только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство его удовлетворенности. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование матери из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и его родителем.
Шестое условие заключается в необходимости критики реализации определенной системы воспитания. Встречаются неполные семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителем системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные люди, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, они педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Несомненно, у каждой из воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Но некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок существует для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу "реализации системы", внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка.
Седьмое условие правильного воспитания состоит в формировании определенных личностных качеств ребенка. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителя качества. Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим "особо ценным" качеством.10
Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался, родителю необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи, знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, и на основе этого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, позволять ребенку общаться с другим родителем, что играет значительную роль в формировании и развитии ребенка. При условии, что другой родитель не является асоциальным элементом общества и сам желает принимать участие в воспитании ребенка.
Подводя итог первой главы можно сделать следующие выводы:
1. Неполная семья относится к семьям группы риска, она является отклонением от нормы. Воспитание в неполной семье откладывает определенный отпечаток на характере ребенка.
3. Существует
несколько условий, выполнение которых
способствует наиболее эффективному воспитательному
воздействию неполной семьи на формирование
личности ребенка.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1.2. Специфика работы социального педагога с неполной семьей
Главная цель, которую ставит перед собой социальный педагог, заключается в определении специфики работы с семей, позволяющей выявить проблемы неполной семьи и наметить пути их эффективного преодоления. Также большое значение имеет создание условий для содействия понимания родителем своего положения, своей воспитательной позиции, потребностей ребёнка и осознания цели, к которой он хочет его привести.
Тот факт, что ребёнок воспитывается одним родителем, сам по себе не способствует появлению каких-то отклонений в развитии ребёнка, не препятствует его счастью, не накладывает на него каких-то специфических черт, каких бы не было у других детей. Дело всего лишь в том, что процесс воспитания в таких условиях труден и возможны определённые опасности, им и придётся уделить внимание в первую очередь социальному педагогу.
Социальный педагог играет большую роль в организации работы с неполными семьями. Организуя совместную работу семьи и учителей, он стремится к достижению конечной цели — обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. Для того, чтобы оказать помощь ребенку в процессе его социализации и создать условия для его самореализации в обществе социальному педагогу при работе с неполными семьями необходимо:
1) осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;
2)
прогнозировать развитие
3) организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;
4) помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка;
5) помочь родителю и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;
6) информировать семью о возможных правовых мерах её защиты;
7)
оказать помощь в сфере
8)
формировать нравственно-
Осуществляя социально-педагогическую деятельность с неполной семьей социальному педагогу необходимо обратить внимание на типичные стрессовые модели в такой семье:
1)отношения в семье: разведенный родитель, одинокая мать;
2)отношения
с ребенком: большие и малые
интервалы между рождением
3)структурный стресс: недостаток жилплощади, безработица, социальная изоляция, угроза родительской власти над ребенком; стресс, вызванный ребенком после развода; трудновоспитуемый ребенок, часто болеющий.
В поле зрения должны быть включены: социальное место родителей (возраст, образование, пол, социально-экономический и социально-этнический статусы; отсутствие у родителей умений по управлению и разрешению по отношению к своему ребенку); опыт социализации (наличие в опыте родителей жесткого отношения к себе, собственной заброшенности, агрессивных взаимодействий); психологический статус родителей (личностные черты характера, слабый самоконтроль, психологические расстройства, наркомания и алкоголизм).
Нестабильность жизненных ситуаций, тревога, безысходность, в неполных семьях углубляют проблемы детства и семьи, которые нуждаются в особой социальной защите. Социальный педагог должен уметь слушать, сопереживать, убеждать и располагать к себе. Составив представление о положении в семье ребенка, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком обсуждается режим дня, свободное время, его дела.12
По
выполняемым функциям существует несколько
специализаций социального
Семейный социальный педагог - новый тип воспитателя, выполняющего роль посредника в системе взаимоотношения личности, семьи, общества. Он призван повысить психолого-педагогическую культуру семьи с учётом её уклада жизни и создавать комфортную, безопасную среду.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Необходимо объяснять одинокому родителю, что нельзя каждого ребенка научить всему, причем так, чтобы он достиг самых высоких показателей и при этом был образцового поведения. Однако в силах родителей сделать своих детей счастливыми. Ребенку необходимо осознание того, что родитель его понимает, всегда поможет в трудно ситуации.
При работе с семьей социальный педагог никогда не должен предпринимать воспитательных воздействий в плохом настроении. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
Педагог должен четко и ясно определить для себя, чего он хочет от семьи, узнать, что думает семья по этому поводу, постараться убедить её в том, что его цели — это, прежде всего, их цели.
Педагогу нельзя брать все на себя, следует предоставить семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый шаг членов семьи. Ни в коем случает нельзя давать окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не нужно поучать родителей, следует показать возможные пути преодоления трудностей, разобрать правильные и ложные решения, ведущие к цели.
Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи. Если есть ошибки, неверные действия, следует указать на них. Социальный педагог должен дать понять семье, что сочувствуете ей, верит в нее, хорошего мнения о ней.13
Работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения, выяснения отношений внутри семьи. Это помогает представить положение ребёнка в семье. Чтобы получить сведения о семье, можно провести анкетирование детей и родителей. Обработав результаты, социальный педагог составляет социальный паспорт семьи, где даётся характеристика каждому члену семьи, дата рождения, знаменательные даты или традиции в семье. Определяется статус семьи, жилищные условия, соседство, выясняется образовательный уровень родителей и их трудовая деятельность, взаимоотношения родителей и детей, интересы ребёнка, его домашние обязанности.
Должны быть изучены условия воспитания ребёнка, как и сколько родители проводят времени с ребёнком, есть ли у них общие дела, интересы, какая форма общения, беседуют ли отец с сыном и т.д. Важно представлять, что знают родители о своих детях, чем ребёнок интересуется, о чём мечтает, с кем дружит. Следует выяснить и то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья, заботы, проблемы, здоровье.
Для семейной диагностики, кроме анкетирования, педагог может использовать такие методы работы, как: беседы с родителями и детьми; творческие работы детей; наблюдение за взаимоотношениями детей и родителей во время посещения семьи по месту жительства; тестирование и т.д. При этом важно соблюдать непременное условие - каждый из методов выполняет по отношению к другому компенсирующую и контролирующую функции.
В работе с проблемной семьей широко используются различные психотерапевтические методы и приемы. Метод работы с сетью социальных контактов позволяет обнаружить ресурсы самой семьи, необходимые для позитивных изменений и выхода ее из кризисной ситуации; способствует мобилизации и повышению ответственности семьи и ее ближайшего окружения при принятии важных для ребенка и его семьи. Особенностью метода является минимальность вмешательства специалистов в принятие решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или решению проблемы. Это довольно сложная задача для специалистов, привыкших принимать активное участие в решении проблем семьи.
Информация о работе Социально - педагогическая деятельность социального педагога с неполной семьей