Социально - педагогическая деятельность социального педагога с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение специфики деятельности социального педагога с неполной семьей.
Объект исследования - неполные семьи.
Предмет исследования - особенности работы социального педагога с неполными семьями
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬХ………………………………………………. 5
1.1. Психологические особенности детей из неполных семей………………. 5
1.2.Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях…………………………………………………………………………… 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ……………… 19
2.1. Специфика работы социального педагога с неполной семьей………… 19
2.2. Основные составляющие социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………………………………….. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Социально - педагогическая деятельность социального педагога с неполной семьей.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Российский  государственный социальный университет

    Курский институт социального образования (филиал) РГСУ

 
 
 

    Кафедра Психологии и педагогики 
 
 
 

    КУРСОВАЯ РАБОТА 

    По  дисциплине «Методика и технология работы социального педагога»

На  тему: Социально - педагогическая деятельность социального педагога с неполной семьей 
 
 
 

              Выполнила студентка 4 курса

              Очной формы обучения

              Специальность «Социальная педагогика»

              Факультет социальной работы, педагогики и психологии

              Полушина  Анна Игоревна

              Проверила ст.преподаватель каф. Психологии и педагогики, к.ист. наук

              Строева Анна Александровна 
               
               
               
               

Курск 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 
ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬХ………………………………………………. 5

1.1. Психологические особенности детей из неполных семей………………. 5

1.2.Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях…………………………………………………………………………… 14

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ……………… 19

2.1.  Специфика работы социального педагога с неполной семьей………… 19

2.2. Основные составляющие социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………………………………….. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………. 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Семья является основным институтом социализации детей. Это первичная среда, где ребенок учится быть упорным в достижении цели, где он выбирает смысл и ценности жизни. В семье закладывается эмоциональный мир ребенка, создается ценностно-нормативная структура его личности.

    Неполная  семья не позволяет получить ребёнку  все те навыки и умения, которыми он должен обладать к своему совершеннолетию, к моменту развития своей личности. Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане семьей.

    В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения неполных семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением.

    Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что неполная семья – одна из категорий семей, наиболее нуждающихся в социально-педагогической  помощи. Проблемы помощи детям из неполных семей и их родителям, ответственности родителей и всего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике, социологии и психологии.

    Целесообразно признать, что сама по себе неполнота семьи, как внешняя структурная характеристика, не определяет результата социализации ребёнка. Воспитание в неполной  семье не обязательно ведёт к деформации личности ребёнка. Однако в совокупности с неблагоприятными факторами, возникающими как следствие жизнедеятельности семьи, неполнота семьи всё же негативно влияет на социализацию и развитие ребёнка .

    Из  всего вышесказанного следует, что специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. В рамках воспитательной деятельности взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение. Поэтому очень важна своевременная социально-педагогическая помощь таким семьям.

    Целью данной работы является рассмотрение специфики деятельности социального педагога с неполной семьей.

    Объект исследования - неполные семьи.

    Предмет исследования - особенности работы социального педагога с неполными семьями

    Исходя  из поставленной цели, определены следующие задачи:

    1.Изучить  психологические особенности   детей из неполных семей.

    2.Охарактеризовать  условия совершенствования процесса  воспитания в неполных семьях

    3.Выявить  специфику работы социального  педагога с неполной семьей.

    4.Определить  основные составляющие социально-педагогической помощи неполной семье.

    Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список (27 источников). 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

1.1. Психологические особенности детей из неполных семей

    Неполная  семья относится к семьям группы риска. Она является отклонением  от нормы. В неполных семьях дети по-разному  реагируют на отсутствие одного родителя. Воспитание в неполной семье может сказаться на характере ребенка и на его  социализации.

    Для неполных семей характерно:

    - чрезвычайно эмоциональное, ранимое  и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам;

    - использование ребенка как средства  давления и  манипуляции супругами  друг другом;

    -  непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения;

    -   директивный стиль отношений  и эмоциональное отвержение;

    -  спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы.  Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство.

    Чаще  всего в неполных семьях отсутствует  единая твердая линия воспитания, это то, что обычно порождает слабохарактерность, избалованность ребенка. Недостаточная требовательность к ребенку, применение физических наказаний - все это приводит к возникновению лживости, трусливости. Отсутствие четкого режима дня в неполной семье вызывает у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность.1

    На  возникновение некоторых особенностей характера влияет также неумение учитывать возрастные особенности  ребенка. Неудовлетворение подростком потребности быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у него упрямства, капризности, негативизма, грубости. Возможны и более серьезные деформации черт характера. Незнание возрастных особенностей ребенка может вызвать крупные и продолжительные конфликты с членами всей семьи, скрытую или явную войну с ними.

    Следует отметить, что члены неполной семьи  не всегда своевременно реагируют на появление особенностей характера  у детей, которые являются их недостатками. А между тем, чем быстрее с  ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности ребенка. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психические качества, а может и на всю личность.2

    Неблагоприятно влияет на развитие ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера. Так, некоторые представители неполных семей склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность детей их нервностью. Это способствует укреплению у таких детей этих недостатков и появлению чувства вседозволенности. Нередко они прямо заявляют: "Не троньте меня: я нервный!". Плохо и когда не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость.

    Нередко бывает, что сами дети неправильно  квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость – за правдолюбие и мужество, невежливость – за прямоту, высокомерие – за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые даже, сознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, ребенок осознает, что лень позволяет сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость – добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить.3

    Недостатки  характера – это устойчивые отрицательные  формы поведения человека. Поэтому, прежде чем говорить о недостатках  характера ребенка, надо убедиться  в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведение ребенка надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присуща ребенку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней его внимание. Лучше, например, говорить ему о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у ребенка веру в возможность искоренения у него этого недостатка.

    Необходимо  знать, что не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные. В  категории привычных недостатков  характера выделяют два вида: проявляющихся  в его работе и в отношении его к себе и другим людям. Первый вид: леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости. Второй вид: эгоизм.

    Более подробно рассмотрим перечисленные  недостатки детей из неполных семей. К первому виду недостатков характера  относится леность. Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться.

    Причин  появления лени у детей несколько. Во-первых, это отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливой мамы. Некоторые матери стремятся всячески оградить своих детей от любого труда и дать им больше развлечений. Они сами воспитывают из них "лентяев". Для преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка надо приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется тактичная разъяснительная работа и с самым ленивым ребенком. При этом важно не уронить авторитет родителя в глазах ребенка. Не так уж мало членов неполных семей, особенно среди горожан, внушающих своим детям пренебрежительное отношение к физическому труду. Они объясняют свое поведение стремлением подготовить своего ребенка к "интеллигентной" профессии. Таким матерям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только ленивым, но мало работоспособным человеком.

    Во-вторых, леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда мама выполняет все его желания  и капризы, не побуждают его к  целенаправленной учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют  усидчиво учиться, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами. Ребенок может стать ленивым из-за отсутствия трудовой обстановки в неполной семье.

    В-третьих, сильным отрицательным фактором, способствующим формированию лености, может оказаться для ребенка бесперспективность обучения. Дети хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками.4

    Важно знать, что воспитательное воздействие  на ленивых детей следует предпринимать  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Так как, например, у  младших школьников чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. А в решении этой проблемы им необходима помощь. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и "зубрил", а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.

Информация о работе Социально - педагогическая деятельность социального педагога с неполной семьей