Социально - педагогическая деятельность социального педагога с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение специфики деятельности социального педагога с неполной семьей.
Объект исследования - неполные семьи.
Предмет исследования - особенности работы социального педагога с неполными семьями
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬХ………………………………………………. 5
1.1. Психологические особенности детей из неполных семей………………. 5
1.2.Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях…………………………………………………………………………… 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ……………… 19
2.1. Специфика работы социального педагога с неполной семьей………… 19
2.2. Основные составляющие социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………………………………….. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Социально - педагогическая деятельность социального педагога с неполной семьей.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

    Использование сетевого метода способствует качественному  изменению контакта специалистов с  детьми и семьями, лучшему пониманию  их проблем, сотрудничеству с ближайшим  окружением ребенка, а также совершенствованию  межведомственного взаимодействия.

    Работа  с сетью социальных контактов  – это универсальный, профилактический метод, позволяющий семье укрепить связи как внутрисемейные, так  и с окружением, и предотвратить  изъятие ребенка из семьи и  помещение его в государственное  учреждение. Формы, используемые в сетевой работе, позволяют повысить статус семьи.14

    Таким образом, целью взаимоотношения социального педагога с неполной семьей является - оптимизация семейных отношений между родителями и их детьми, разработка рекомендаций для родителей. Специфика работы социального педагога в рассматриваемых семьях подразумевает под собой:

    1)диагностику: изучение особенностей функционирования неполной семьи и степени влияния микросреды на членов семьи;

    2)организационно-коммуникативную деятельность: психолого-педагогическое просвещение одиноких родителей, организация общения родителей и детей;

    3)профилактику: предотвращение различного рода проблем, возникающих в неполной семье;

    4)правозащитную деятельность: консультирование неполных семей в вопросах защиты их прав, свобод, социальных гарантий, отстаивание интересов одиноких родителей и детей, взаимодействие с другими социальными институтами и учреждениями;

    5)организаторскую деятельность: обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности.15 
 
 

    1.2. Основные составляющие  социально-педагогической  помощи неполной  семье

    Деятельность  социального педагога, осуществляющего  социально-педагогическую работу с  неполной семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Последовательно рассмотрим каждую из них.

    Образовательная составляющая включает в себя два  направления деятельности социального  педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления.

    Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя также два  компонента: социально-психологическую  поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

    Посреднический  компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, а также проблем, которые существуют внутри семьи.16

    В процессе реализации образовательной, психологической и посреднической компонентов социально-педагогической помощи социальный педагог, осуществляющий работу с семьей, использует долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

    Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Например, такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в неполной семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. В этом случае родителю необходимы знания возрастной психологии. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы неполной семьи, так и внешние формы помощи.

    При кризисинтервентной модели работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, для того, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; образовательная помощь, заключающаяся в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив неполной семьи, подкрепляется документальными фактами. Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

    Проблемно-ориентированная  модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей, то есть в центре этой модели находиться требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана неполной семьей и над которой данная семья готова работать. Проблемно-ориентированная модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем родители могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно.

    Ведущим методом проблемно-ориентированной  модели является составление контракта (договора) между социальным педагогом и неполной семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта роль неполной семьи в том, чтобы определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для неполной семьи. При заключении такого договора стороны несут моральные обязательства. Совместная работа над договором поощряет неполную семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений.

    Существует  практика, когда социальный педагог  составляет “карту семьи”, где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат  в семье. Определяется статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная  и национальная принадлежность семьи. Дополнением “карты” является изучение воспитания ребенка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребенком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы. Важно представлять, что знает родитель о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, мечту, с кем дружит. Какие отношения в классе, в школе, любимый учитель, предмет, какое здоровье ребенка, какие у него проблемы и многое другое. Следует выяснить и то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.17

    Долгосрочные  формы работы требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев  и более) и обычно основаны на психосоциальном  подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию – другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно.

    В условиях низкой мотивации обращения  неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как  патронаж. Патронаж – одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

    Проведение  патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения  неполной семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальность, поэтому следует информировать неполную семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной неполной семьей. Например, неоднократно посещаются неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных неполных семей, что позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.18

    Наряду  с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.19

    Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителя. Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.

    Известна  такая технология, как создание клубов по интересам и вовлечение членов семьи в работу этих клубов. Организация подобных клубов в условиях современности позволит активизировать внутренние ресурсы адаптации неполной семьи при относительно небольших затратах на их поддержание. Родительские клубы, организованные в социальных учреждениях предполагают свободный обмен информацией одинокими родителями, не только об опыте ведения домашнего хозяйства без участия второго родителя, но и опытом совместной семейной деятельности с детьми, опытом воспитания детей в семье, где мужчина или женщина вынуждены совмещать социальные роли отца и матери. На заседании родительских клубов могут рассматриваться и обсуждаться различные вопросы воспитания, волнующие родителей. Тематику заседаний предлагает как организатор клуба – специалист центра, но и сами участники. Участие в родительских клубах предполагает проведение совместных мероприятий с детьми – поездки, походы, спортивные состязания и т. п.20

    Таким образом, можно сделать вывод, что  при сочетании основных трех составляющих социально-педагогической помощи: образовательной, психологической, посреднической социальный педагог может достигнуть поставленных целей в работе с неполной семьей.

    Подводя итог второй главы можно сделать  следующие выводы:

    1. Социальный педагог, работающий с неполными семьями, информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье; информирует о существующих методах воспитания; разъясняет родителю способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителя и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.

    2. Деятельность социального педагога, осуществляющего социально-педагогическую работу с неполной семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Наряду с патронажем выделяют консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей – тренинги. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В настоящее время тема воспитания детей в неполной семье до конца не изучена, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки  в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом и перед самим человеком. Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания, а это может привести к нарушению социализации ребенка.

    Поэтому очень важна и актуальна социально-педагогическая помощь неполным семьям. Основными направлениями социально-педагогической работы с неполными семьями должны быть: поддержка родителей в воспитании детей; помощь в определении их физических, психологических и социальных нужд; социальное и терапевтическое содействие семьям в трудном положении; юридическая помощь. Социальный педагог играет большую роль в организации работы с неполными семьями, он может внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя совместную работу семьи и учителей, он стремится к достижению конечной цели — обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка.

Информация о работе Социально - педагогическая деятельность социального педагога с неполной семьей