Сила Истины Гуманной Педагогики Шалвы Амонашвили

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:03, реферат

Краткое описание

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

Файлы: 1 файл

Сила Истины Гуманной Педагогики.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

Сила  Истины Гуманной Педагогики

Шалвы Амонашвили          

 

Процветание государства, благополучие народа

зависят неотменено от доброты нравов.

А доброта  нравов – неотменено от воспитания.

Н.Н. Новиков  

 

Если  мы решились устремиться к такой  возвышенной цели – воспитывать  в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным.

Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой.

Ш.А. Амонашвили  

 

Он видит  дальше других потому, что стоит  на плечах гигантов 

 

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система «Школа Жизни» (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни» работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сам Шалва Александрович  утверждает, что всем принципам гуманно-личностного  подхода к ребенку, он научился у  классиков мировой педагогики –  К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша  Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики  их опыта, он только объединил их в  единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике  увидеть целостную картину, нужно  быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством  синтеза. Именно благодаря тому, что  Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

Шалва Александрович призывает  педагогов постоянно обогащать  свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника  педагогической мудрости. Он утверждает, что «классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего». Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: «Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов»[1].

Несмотря на почтенный  возраст, Шалва Александрович ведет  активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных  школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит  Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром  Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных  Международных Педагогических Чтений в Москве.

В настоящее время Ш.А. Амонашввили – доктор психологических  наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной  премии Российской Федерации, иностранный  член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный  профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.            

Его перу принадлежат десятки  педагогических, психологических и  художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный  Издательский Дом и совместно  с академиком Д.Д.Зуевым издает стотомную  «Антологию гуманной педагогики».

Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его  раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое  является одним из краеугольных камней его педагогической философии. 

 

 

 Философия Гуманной Педагогики 

 

Что же это за явление  в педагогическом пространстве –  гуманная педагогика? Обратимся за ответом к классику мировой педагогики – Константину Дмитриевичу Ушинскому. Он считал, что «весь смысл гуманного воспитания есть воспитание духа». Такое воспитание должно стать неотъемлемой составляющей предметного обучения. При этом сам процесс учебы должен быть интересным и наполненным сотворчеством учителей и детей. Он писал: «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Эта способность <…> должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной его души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения. Эта умственная сила сообщается ученику тем, что учитель указывает ему предмет, могущий возбудить деятельность тех или других его умственных способностей, и направляет эту деятельность, помогая ей, где необходимо, и оставляя ее действовать там, где она может действовать сама»[2].Именно таким видит образовательный процесс Ш.А. Амонашвили.

Научное направление «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном  процессе» хотя и было апробировано еще в 60-70 годах прошлого столетия, но именно в настоящее время оно  получило огромную популярность среди  учителей, воспитателей, родителей, среди  ученых и студентов педагогических вузов. И это не случайно. Жестокая техногенная цивилизация с ее откровенным цинизмом по отношению  к человеку, разрушая культурные и  нравственные вековые устои народов, не могла не вызвать ответной реакции. Учителя одни из первых поняли опасность, столкнувшись с ситуацией, при которой, дети, окруженные со всех сторон мраком бездуховности и агрессивности, стали трудно обучаемыми. Кроме того, когда на смену отечественной  педагогике пришли западные образовательные  «технологии», то воспитание оказалось  вытесненным из предметного обучения. Для сложного процесса становления  человеческой личности остались лишь немногие внеурочные воспитательные часы. И ребенок, с его сложнейшими  психофизическими особенностями, с  его неповторимыми качествами характера  оказался, как бы приравнен к технологическому процессу на производстве. Нам говорят, что педагогические технологии выработали стандарты обучения, критерии оценивания знаний, что они учитывают все  аспекты и все риски. Но ведь человек  – не компьютер, не робот, не бездушный  механизм, куда можно вложить определенное количество знаний, а потом –  спрашивать результат! В отличие  от машины, у ребенка есть душа и  сердце. И, если в процессе обучения не происходит облагораживание человеческой души, то неизвестно, какое место  займут полученные знания в душе человека, и как он впоследствии ими распорядится. Выдающийся ученый Дмитрий Менделеев  считал, что знания без воспитания подобны «мечу в руках сумасшедшего».

В настоящее время учителя  разделились на две категории. Первая, махнув на все рукой, стала исполнять  функцию «давателя уроков», беспрекословно приняв «технологии». Такие учителя, как правило, жалуются на «невозможных детей», на родителей своих учеников, которые не хотят заниматься детьми, на малую зарплату и на каторжный  учительский труд. Вторая, понимая  свою ответственность перед будущим  и перед детьми, ищет пути выхода из тупика. Гуманная педагогика для  тех, кто находится в поисках  своей учительской истины. Она  для них, как «свет в конце  тоннеля». Именно поэтому она нашла сотни тысяч своих последователей в разных регионах России, в том числе в Дагестанской и Чеченской республиках, Украине, странах Прибалтики, Казахстане, Киргизии, Грузии, в Болгарии и других странах. Только на территории России создано более 200 экспериментальных школ. Создаются лаборатории, проводятся семинары. В крупнейших педагогических вузах разных стран, в том числе и в Украине проводятся педагогические чтения по гуманной педагогике, на которых ее последователи обмениваются опытом и педагогическими открытиями.

Чем же вызван такой интерес  к гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили, и что особенного несет в себе эта система? Основной особенностью гуманной педагогики является еефилософская идея. Обратимся опять к К.Д. Ушинскому и узнаем, на чем, по его мнению, должна базироваться идея народного образования. «Ясно, что основная идея народного образования есть, прежде всего, идея глубоко философская и идея психологическая (выделено – Т.Л.Надточий). Чтобы высказать эту идею, нужно высказать прежде, что такое человек, что такое самый предмет, который мы хотим воспитывать, и чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека. Каковы бы ни были ваши взгляды читатель на философию и психологию, согласитесь, что если мы говорим о воспитании человека, то должны предварительно составить себе понятие о человеке; согласитесь, что если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны прежде сознать эту цель».

Итак, как считает классик, надо знать, что такое человек и какую цель мы ставим перед собой при его воспитании.

Рассмотрим, как философия  гуманной педагогики отвечает на вопрос «что такое человек?» Она исходит  из следующих допущений:

1.      Душа человека является реальной субстанцией.

2.      Ее назначение – вечное совершенствование.

3.      Земная жизнь человека – только отрезок пути, который проходит душа для совершенствования.

Отсюда Ш.А. Амонашвили предлагает три постулата:

1.      Ребенок – это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно.

Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление  произошло.

2.      У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.

3.      Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме – весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.            

Гуманно-личностный подход к детям осуществляется также  на осознании целостности природы  ребенка и на понимании того, что  в природе любого ребенка заложены «природные движущие силы», которые управляют его устремлениями и действиями. Этими силами являются:

- страсть к развитию;

- страсть к взрослению;

- страсть к свободе.

Развитие ребенка происходит в  процессе преодоления трудностей. Период начальной школы – самый благоприятный для развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом, трудности должны согласовываться с индивидуальными способностями и возможностями детей.

Страсть к взрослению. Все дети мечтают стать взрослыми. Свое стремление они могут реализовать только в общении с взрослыми. От того, какой взрослый будет рядом с ним, зависит то, каким человеком он станет. Как считает Шалва Александрович, ребенку нужен «мудрый взрослый», создающий такую атмосферу  в классе, в которой каждый ребенок может ощутить себя нужным. Для этого, взрослый должен общаться с детьми на равных, постоянно утверждать в каждом из  них личность, проявлять доверие, поручать посильные взрослые дела, устанавливать сотрудничество и пр. В гуманной педагогике педагог стремится создать такую среду, в которой ребенок мог бы чувствовать себя взрослым там, где он пока еще ребенок. Такой подход к образовательному процессу требует от педагога не только высокого профессионализма, но даже, в какой-то степени актерского мастерства. Ибо такой педагогический процесс уже сродни искусству, в котором учитель так играет свою роль, что дети чувствуют себя взрослыми.

Третья движущая сила, заложенная природой в ребенке – это страсть  к свободе. Ребенок стремится избежать мелочной опеки взрослых, не любит слушать поучений и наставлений. Так как ребенок стремится стать взрослым, и в нем заложено стремление к свободе, то возникает постоянное противостояние ребенок – взрослый. Конечно, ребенку нельзя позволять делать все, что он желает – это будет безответственностью. Но и воспитывать детей в атмосфере постоянных запретов и принуждений тоже нельзя. Как же быть? Гуманная педагогика предлагает интересный выход: предоставить ребенку свободный выбор своей несвободы. Шалва Александрович предлагает рассмотреть ситуацию на примере ролевой игры. Если ребенок по собственной воле включается в игру, то он при этом соглашается с условиями и правилами данной игры и должен будет им подчиняться. И он подчиняется, так как внутренне готов к «свободной несвободе». Это очень важный аспект. С одной стороны, принуждение не исчезает в гуманной педагогике, так как от прихотей ребенка не может зависеть ни содержание образования, не методы, ни порядок в школе. Но, с другой стороны, в гуманной педагогике оно детьми не ощущается, так как создаются условия для чувства свободного выбора, как при принятии ребенком условий ролевой игры. Конечно, создание таких условий уже целиком зависит от творящего терпения учителя, которое включает и равноправное общение, и сотрудничество, и веру в возможности ребенка, и взаимное уважение и взаимные обязанности.

Информация о работе Сила Истины Гуманной Педагогики Шалвы Амонашвили