Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:52, реферат
Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно суверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение.
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.
1. Введение
2. Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского
3. Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо
4. Развивающее обучение в наследии М. Монтеня
5. Заключение
6. Библиографический список
Коломенский педагогический институт
РЕФЕРАТ
Студента технологического факультета
431 группы
Лазарева Виктора Николаевича
на тему:
Идеи развития в трудах
Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо.
1998 г.
План реферата
1. Введение
2. Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского
3. Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо
4. Развивающее обучение в наследии М. Монтеня
5. Заключение
6. Библиографический список
Введение
Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно суверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение.
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.
Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в 16 - 18 вв. Ей занимались такие знаменитые педагоги и философы как М. Монтень, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дисьервег.
Среди русских педагогов изучавших эту проблему следует отметить Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.
Данный реферат построен на основе анализа идей развития в педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня.
Развивающее обучение в наследи Я. А. Коменского
Ян Амос Коменский (1592
- 1670) - крупнейший педагог демократ,
выдающийся общественный деятель 17 века.
Он родился в Южной Моравии (Чехословакия)
в семье члена общины Чешских
братьев. Образование получил
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то , что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 79/.
Одной из наиболее главных
идей в педагогическом наследии Коменского,
является идея развивающего обучения.
Идеями развития а процессе обучения
пронизаны практически все
Коменский в своих сочинениях
много внимания уделил раскрытию
природы ребенка и его
Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/.
Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.
“Человеку прирождены
четыре части, или качества, или
способности. Первая
“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.
“Легко понять в чем
состоит воспитание природных дарований.
Именно: в каком смысле о человеке
говорится, что он усовершенствует
поле, огород, виноградник и какое-либо
искусство и , наконец, свое собственное
тело, в том же смысле можно говорить,
что он усовершенствует и душу
свою или свое природное дарование.
Он совершенствует каждую вещь, приспособляя
и приноравливая ее к своим
потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая
украшая ее таким образом, чтобы
она соответствовала своей цели
и на деле приносила наибольшую пользу”.
“Искусство считается хорошо усовершенствованным,
когда оно легко и изящно производит
свои творения. Тело выхолено, когда
волосы хорошо причесаны, кожа гладка
и здорового цвета и когда
в работе оно проворно. Точно также
духовное дарование человека будет
тогда усовершенствовано, когда, во-первых,
он приобретет способность обо многом
мыслить и во все быстро вникать;
во-вторых, когда он будет опытен
в тщательном различении вещей между
собой, в выборе и преследовании
всюду одного доброго, а также
а пренебрежении и удалении всего
злого; в-третьих , когда он будет
искусен ив выполнении совершенннейших
дел; в- четвертых когда будет
уметь красноречиво и поучительно
говорить для лучшего распространения
света мудрости и для яркого освещения
всего существующего и
Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его закономерности?
Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.
Ребенку с рождения сопутствует
“способность познания”. “...Человек
родился способным для
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
Развивающее обучение в наследии Ж. Руссо
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог 18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила французскую буржуазную революцию.
В своих главных произведениях
“Способствовал ли прогресс наук и
искусств улучшению или ухудшению
нравов?”, “Общественный договор”,
“Эмиль, или О воспитании”, “Юлия,
или новая Элоиза” Руссо
Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.
Систематически педагогические
идеи Руссо изложены в его романе
“Эмиль, или О воспитании”, где
сделана попытка наметить возрастную
периодизацию развития ребенка и
соответствующие каждому
Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения домашнего хозяйства и т. п.
Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19 вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 202/.
Как уже говорилось выше , Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. -С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборот развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.
Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений / Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука, 1980. -С.79/. “Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их, что такое труд и боль ” /Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988. -С. 209/ .
Обращаясь к родителям
и воспитателям, Руссо призывал их
развивать в ребенке
Если ребенок плачет, Руссо
предлагал родителям и
Руссо рекомендует исподволь
действовать на детей, руководить ими,
не ущемляя их свободы и не применяя
мер прямого принуждения, и вместе
с тем проявлять настойчивость,
Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком , вы обязаны прежде всего овладеть самим собою. Если ваш “непокладистый ребенок портит все к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от него то, что он может испортить”. Но то , что вы разрешаете ему, разрешайте по первому его слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему делать что-нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пусть никакое приставание не колеблет вас; пусть произнесенное “нет” будет несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть свои силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.
Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: помните , что природа желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”. Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука. 1980. -С.79 - 81/.
Развивающее обучение в наследии М. Монтеня