Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:52, реферат
Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно суверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение.
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.
1. Введение
2. Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского
3. Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо
4. Развивающее обучение в наследии М. Монтеня
5. Заключение
6. Библиографический список
Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения , один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий.
Скептицизм как течение
в философии эпохи Возрождения
является своеобразным продуктом гуманизма,
обратившего внимание на окружающий
человека мир и подвергшего критике
преклонение перед
Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.
Являясь противником схоластической наук средневековья, тратившей все свои силы на комментирование небольшого числа признанных церковью сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти не изучались.
Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.
Воспитание по Монтеню, должно
способствовать развитию всех сторон
личности ребенка, теоретическое образование
должно дополняться физическими
упражнениями, выработкой эстетического
вкуса, воспитанием высоких
Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.
Главной идеей в теории
развивающего обучения по Монтеню является
то, что развивающее обучение не
мыслимо без установления гуманных
отношений к детям. Для этого
обучение должно осуществляться без
наказаний, без принуждения и
насилия. Он считает, что развивающее
обучение возможно только при индивидуализации
обучения. В своей книге “Опыты”
в главе “О воспитании детей” Монтень
пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель
с самого начала, сообразуясь с
душевными склонностями доверенного
ему ребенка, предоставил ему
возможность свободно проявлять
эти склонности, предлагая ему
изведать вкус разных вещей, выбирать
между ними и различать их самостоятельно,
иногда указывая ему путь, иногда, напротив,
позволяя отыскивать дорогу ему самому.
Я не хочу, чтобы наставник один
все решал и только один говорил;
я хочу чтобы он тоже слушал своего
питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия
по истории зарубежной педагогики.
- М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. Здесь Монтень
следует Сократу, который, как известно,
сначала заставлял сначала
“Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это”. /Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991. -С. 122/.
“Пусть его душе будет
привита благородная
“После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, - раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 74-75/.
В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории М. Монтеня.
Заключение
М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский), принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания (Монтень), и многим другим.
Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды :“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты” Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и когда преподавать и чему учить.
Монтеня, Коменского
и Руссо можно назвать