Антология гуманной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно суверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение.

История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.

Оглавление

1. Введение


2. Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского


3. Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо


4. Развивающее обучение в наследии М. Монтеня


5. Заключение


6. Библиографический список

Файлы: 1 файл

Антология Каменского,Руссо,.docx

— 25.83 Кб (Скачать)

 

 

Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи  Возрождения , один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого  познания, зависимость его от многих условий.

 

Скептицизм как течение  в философии эпохи Возрождения  является своеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружающий человека мир и подвергшего критике  преклонение перед авторитетами. В эпоху Монтеня, когда средневековая  схоластика уже начала утрачивать свое господство над умами, а опытные  науки  нового времени только еще  начали складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.

 

Подвергая сомнению различные  обычаи и взгляды современного ему  общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.

 

Являясь противником схоластической наук средневековья, тратившей все  свои силы на комментирование  небольшого числа признанных церковью сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую  в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не загружает  память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности  мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем  изучения как гуманитарных, так и  естественнонаучных дисциплин.  Последние  в современных Монтеню школах почти не изучались.

 

Как и все гуманисты, Монтень  высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

 

Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование  должно дополняться физическими  упражнениями, выработкой эстетического  вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.

 

Многие мысли Монтеня  были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита  Локком, а высокая оценка воспитательного  влияния сельской среды и отказ  от принуждения в обучении явились  своего рода основой теории естественного  воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия  по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.

 

Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого  обучение должно осуществляться без  наказаний, без принуждения и  насилия. Он считает, что развивающее  обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты”  в главе “О воспитании детей” Монтень  пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель  с самого начала, сообразуясь с  душевными склонностями доверенного  ему ребенка, предоставил ему  возможность свободно проявлять  эти склонности, предлагая ему  изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия  по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. Здесь Монтень  следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил  сам.

 

“Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного  урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую  он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет  ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных  предметов, чтобы проверить, понял  ли ученик как следует и в какой  мере усвоил это”. /Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991. -С. 122/.

 

“Пусть его душе будет  привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает  все примечательное, что только ему  не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили  Цезарь или Карл Великий ”.

 

“После того как юноше  разъяснят, что же, собственно, ему  нужно, чтобы сделаться лучше  и разумнее, следует ознакомить его  с основами логики, физики, геометрии  и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, - раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 74-75/.

 

В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории М. Монтеня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

М. Монтень, Я. А. Коменский  и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад  в развитие педагогики. В своих  трудах они положили начало таким  педагогическим принципам, как принцип  природосообразности (Коменский), принцип  возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания (Монтень), и многим другим.

 

Что объединяет этих трех великих  педагогов, это идея развивающего обучения.  Этой идеей пронизаны практически  все их педагогические труды :“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или  О воспитании” Руссо, “Опыты”  Монтеня, и другие. Если в работах  Монтеня идея развивающего обучения носит в основном теоретический  характер, то Коменский и Руссо  в своих трудах дают уже большое  количество практических советов, в  частности что, где, как и когда  преподавать и чему учить.

 

 Монтеня, Коменского  и Руссо можно назвать первооткрывателями, первопроходцами в области развивающего  обучения. Они оставили за собой  колоссальное педагогическое наследие  благодаря которому идеи развития  изучаются и практикуются и  по сей день


Информация о работе Антология гуманной педагогики