Сила Истины Гуманной Педагогики Шалвы Амонашвили

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:03, реферат

Краткое описание

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

Файлы: 1 файл

Сила Истины Гуманной Педагогики.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

Теперь о цели гуманной педагогики. Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:

·        погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…

·        направим его взор на свой внутренний, духовный мир…

·        пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;

·        разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово; <…>

·        возбудим и разовьем познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность»[3].

Как и в традиционной педагогике, гуманная педагогика опирается на основные базовые понятия такие как: Школа, Образование, Воспитание, Учитель, Урок. Но в гуманной педагогике предлагается их рассматривать с философской точки зрения, исходя из семантики слов, их первичного смыслового значения. 

Так, например, понятие «Школа» предлагается рассматривать не столько как здание, в котором происходит учебно-воспитательный процесс, но как «СКАЛЕ», что в переводе с латинского языка означает «скалистая лестница», поднимающаяся вверх, на вершину скалы. Это понятие школы очень древнее, оно связано с духовным содержанием, в нем идет речь о духовном восхождении человека, его нравственном и культурном совершенствовании в процессе обучения. Гуманная педагогика предлагает рассматривать школу как отрезок жизненного пути, проходя который ребенок не только получает знания, умения, навыки, но, что самое главное, на котором происходит нравственное и культурное становление его личности. В гуманной педагогике качество знаний определяется не только их усвоением, но, главное – отношением человека к ним. Например, развитие навыков чтения определяется не скоростью чтения, а тем, что понял ребенок из прочитанного, что ему понравилось или не понравилось, на кого бы из героев он хотел быть похожим и т.д. Важно, чтобы ребенок смог почувствовать красоту и силу слова, и чтобы прочитанный текст пробудил в нем чувства сопереживания, сострадания, сорадости и т.п. Так постепенно вырабатывается интерес к книге и пробуждается насущная потребность в самостоятельном чтении. В настоящее время многие взрослые утверждают, что современные дети не хотят читать художественную литературу потому, что книгу заменил компьютер и телевизор. А может быть, причина кроется еще и в том, что детей не научили правильно читать, не взрастили любовь к чтению? Ведь можно овладеть скоростью чтения, но при этом не вникать в суть прочитанного. Чтение ради получения хороших показателей не может заставить полюбить книгу, в то время как отвратить от нее может надолго.

Воспитание  и Образование. Шалва Александрович, опираясь на смысловое значение слов, предлагает такой взгляд на явление воспитания: Воспитание: В-ось-питание. То есть он предлагает нам осмыслить процесс воспитания, как питание духовной оси человека – его нравственного стержня. Украинское слово «Виховання» также очень интересно в смысловом выражении: «Ви - (что-то) ховаєте (прячете – русск.)». Что мы «сховаємо», то и получим. Что надо «спрятать» в души детей, чем питать их чувства, чтобы сделать их благородными людьми? Великий украинский педагог В.А. Сухомлинский считал, что есть важный путь достижения цели воспитания: «Через Красоту к человечности». Красота – вот главное условие воспитания. Красота многогранна: это и красота речи учителя, и красота действий, красота взаимоотношений взрослого с ребенком, то есть красота тех образов, которые создают жизненную среду вокруг ребенка. Именно взрослые – родители и учителя – создают те ОБРАЗЫ, которые образовывают наших детей. Воспитание в гуманной педагогике не только сопутствует предметному обучению, оно неразрывно с ним и опережает образование. Именно на его платформе совершается образование детей. Информация сама по себе не воспитывает человека, а информация, которая, кроме основных знаний, несет в себе моральные составляющие, проходя через эмоциональное, чувственное восприятие ребенка, легко запоминается, и что очень важно, воспитывает его. Такие знания дольше сохраняются в памяти, чем те, которые ребенок просто заучивает.

Подъем вверх по «Скале» требует от ребенка наличие целого ряда разных качеств: терпения и настойчивости, желания преодолевать трудности, умения самостоятельно мыслить, размышлять, анализировать, делать выводы. Все эти качества взращиваются в процессе гуманно-личностного подхода к детям, и это происходит в классе во время урока. Ш.А. Амонашвили предлагает понятие урока также осмыслить с философской позиции. УРОК: У-Рок. Рок – это судьба. То есть – урок является важнейшей формой процесса создания судьбы ребенка. В  уроке аккумулируется жизнь ребенка и именно в нем обогащается ребенок знанием и духовностью. (Говоря о развитии духовности, мы имеем в виду взращивание в процессе обучения лучших качеств духа ребенка, таких как: доброжелательность, сострадание, искренность, преданность, мужество, справедливость, добромыслие, доброречие, ответственность за свои поступки, мысли и слова). Урок в гуманной педагогике предназначен развивать познавательную страсть, прививать любовь к преодолению трудностей в познании. Учитель в гуманной педагогике не только передает знания детям, но он устремлен к тому, чтобы его предмет помог детям стать лучшими людьми. «Учение – СВЕТ»,- любим мы повторять. Значит, настоящий учитель призван быть носителем духовного света. Зашел в класс… и в сердцах детей зажегся свет радости ожиданием новых чудесных исследований и совместных открытий. Не страх должно вызывать появление учителя в классе, а радость – вот отличие гуманного педагога от авторитарного. Много ли таких учителей встречаются детям на школьном пути? Конечно, нет. Быть носителем Света не просто. Надо более внимательно наблюдать за собой, как бы со стороны оценивать свою речь и поведение, строже контролировать свой внешний вид, быть  в творческом поиске, постоянно стремиться к самосовершенствованию. В педагогике нет мелочей – утверждает Шалва Александрович. Дети очень наблюдательные и чувствительные. Они все замечают: и наше настроение, и небрежность в одежде, даже то, какой от нас запах. Образ любимого учителя станет для них примером, образцом для подражания на всю жизнь. 

Итак, давая свой урок, Учитель призван вносить Свет в судьбы своих учеников. Такова миссия учителя. А если он этого не делает? Если он подходит к уроку формально: «Мне не платят за то, чтобы я нес свет. Моя задача – научить детей так, чтобы они благополучно сдали тесты и все!» Но беда в том, что не все.

Современные дети не такие, какими были дети 20 лет назад. Эволюция человечества идет, не останавливаясь. Примером тому, как изменяются поколения, и как они продвигают развитие цивилизации, мы увидели за сравнительно небольшой отрезок времени. Примерно в 60-е годы ХХ столетия появились  так называемые акселераты, которые  физически были более развиты, чем  их родители. Исследования ученых показали, что их интеллектуальный уровень  также был значительно выше. Акселераты выросли и оснастили цивилизацию  чудесами техники – тончайшей  электроникой, мобильными телефонами, компьютерами, генной инженерией и  пр. пр. Так эволюционирует человечество: каждое новое поколение призвано осуществить нечто более совершенное  в развитии культуры и цивилизации. К сожалению, не всегда этот процесс происходит одновременно. Когда развитие цивилизации опережает подъем культуры, то наступают времена безнравственности и бездуховности, что в свою очередь, приводит человечество к разнообразным кризисам: экономическим, политическим, национальным, экологическим. При этом падает уровень жизни людей, прекращается рост интеллектуального потенциала, и, в конце концов, само существование цивилизации оказывается под угрозой. Но когда развитие цивилизации и культуры идут параллельно, или, когда подъем культуры опережает рост цивилизации, тогда наступают эпохи расцвета стран и растет благосостояние их народов. Акселераты продвинули современную цивилизацию на новый уровень развития. Мы можем предположить, что в этом была их жизненная задача, их миссия. С появлением акселератов появились и новые педагогические веяния: развивающее обучение, новаторские школы педагогики сотрудничества, среди которых были и педагогические открытия Ш.А. Амонашвили. Эти системы медленно и трудно входили в жизнь, и свое широкое развитие и применение они получили к нашему времени. Конечно, это не случайно, так как в эволюции человечества вообще нет случайностей. Сейчас пришло новое поколение детей, с новыми жизненными задачами. Они должны что-то изменить на планете к лучшему, сделать жизнь на Земле более совершенной. Передовые ученые считают, что их миссия в поднятии культуры и нравственности на Земле на более высокий уровень. Эти дети, как показывает педагогическая практика, не принимают методов авторитарной педагогики. Нам, которые сами были воспитаны в авторитарной системе, трудно с ними, а им с нами. В чем же выход? Выход – в осознании необходимости отказа от стереотипов авторитарного мышления и в поиске совершенно новых подходов к воспитательно-образовательному процессу. Новому поколению нужна новая педагогика. Как сказал один мудрец: «Детям Света нужны учителя Света». Нужна такая педагогика, которая имела бы свой философский взгляд на человека и ставила бы перед собой конкретную цель по воспитанию этого человека. Гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили является именно такой, так как:

-         педагоги, работающие по этой системе, имеют целостное видение ребенка, принимают каждого ребенка таким, какой он есть, верят в его безграничные возможности;

-         гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе ставит своей главной целью – воспитание благородного человека в процессе обучения;

-         гуманная педагогика утверждает, что каждый педагог является для своих учеников примером для подражания. Это понимание устремляет учителей к самосовершенствованию и к вырабатыванию в себе качеств, способствующих развитию творчества в обучающем процессе.  

 

 

 Преображающая мощь Гуманной Педагогики 

 

Если мы обратим свой взгляд в прошлое, то увидим, что многовековое развитие человеческого сообщества переживало разные этапы развития образования. Но в тех учебных заведениях, где  педагогика шла гуманным путем, где  она способствовала развитию мышления, помогала становлению благородной  личности, из тех учебных заведений  выходили гении, созидавшие национальные культуры. В качестве примера обратимся  к историческим данным. В 1811 году открылся Лицей в Царском Селе, в который  поступили учиться его первые воспитанники. Многие из них впоследствии оставили значительный след в истории  России, а один из них – стал символом российской культуры. Им был Александр  Сергеевич Пушкин. Исследователи его жизни писали, что учителя сыграли огромную роль в становлении его личности. «Среди наставников были люди образованные, чуждые казенщине и зубрежке, одержимые идеей свободомыслия и истинной любовью к отечеству. В отчете о 1-м годе обучения они с гордостью говорили о своих методах, когда каждая “истина математического, исторического или нравственного содержания предлагалась воспитанникам так, чтобы возбудить самодеятельность их ума и жажду дальнейшего познания”» [4].

С благодарностью Александр  Сергеевич вспоминал своих учителей:

«Наставникам, хранившим  юность нашу,

Всем честию, и  мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, во благо воздадим».

………………………………….

«Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада  возжена…,»

Действительно, в процессе воспитания и обучения в душе будущего поэта была «чистая лампада возжена», осветив путь, ради которого он родился. Философия гуманной педагогики утверждает: честность воспитывается честностью, благородство – благородством, человечность – человечностью, гуманизм воспитывается гуманными педагогами. Именно такими были принципы образования в Царскосельском лицее пушкинского времени. Но представим себе, что в Лицее вместо наставников тех времен (директоров – В.Ф. Малиновского и Е.А. Энгельгардта, учителей – Н.Ф. Кошанского, И.К. Кайданова, А.П. Куницына, А.И. Галича), обладавших не только прекрасными знаниями, но и высокими личностными достоинствами, умевших пробудить ум и сердце своих питомцев, были бы учителя, только вооруженные «образовательными технологиями». Развился бы тогда гениальный дар Пушкина? Если бы вместо воспитания в детях благородства и патриотизма и прочих высоких нравственных качеств, Лицей ставил бы своей задачей только одно обучение, то состоялось бы зажжение «лампад» духа его воспитанников? Состоялись бы личности, которые, выйдя из стен своего учебного заведения, посвятили Отчизне «души прекрасные порывы» и оставили в истории России следы своих деяний? Нет, конечно!                                                            

***

На семинарах Шалва  Александрович обязательно проводит мастер-классы с детьми. На уроке  по развитию речи со вторым классом  была тема «Слова-подарки». Этот урок только частично был похож на обычный  урок. Дети сидели за партами, но парты  стояли на огромной сцене актового зала, а в зале сидело более 500 педагогов. Дети учились на сцене, взрослые –  в зале. На глазах у профессионалов рождался урок, который был внесением  Света в судьбы детей.

Дети, привыкшие к авторитарной педагогике, не были готовы к такому уроку. И вначале это ощущалось в напряжении, которое зримо просматривалось в их позах и жестах, ответах. Кроме того, их сковывало присутствие большого количества людей. Но уже через несколько минут мастерство Учителя совершило чудесное преображение детей. Они забыли о зрителях, им стало интересно, активизировалось их внимание на заданной теме, их ответы стали более уверенными, интонация голоса приняла доброжелательный оттенок. Через весь урок красной нитью проходила нравственная составляющая, шел процесс воспитания человека с помощью слов, которые учитель дарил детям. На сцене происходило взращивание и прорастание лучших духовных качеств детей. И когда в процессе работы они оказались у стола учителя, то всем хотелось стать поближе к Шалве Александровичу, прижаться к нему, постоять рядом. Видя это, в зале не осталось равнодушных – все были растроганы, а учителя, которые привели детей на урок, плакали со словами: «Ради такого мгновения стоит жить и быть учителем!»

Заканчивая урок, Учитель  попросил детей подарить ему свои слова. Потом он их читал по просьбе  участников семинара уже без детей. Мы бережно храним эти листочки, где детскими почерками написаны трогательные слова, которые дети подарили Учителю. Они дарили ему: «радость», «добро», «сердце», «любовь», «благодарность»  и сокровенные признания –  «Я люблю Вас, учитель». А ведь они  видели его первый раз!

***

Когда мы смотрим на фотографии, сделанные во время авторских  семинаров «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни», невольно обращают на себя внимание выражения лиц людей. По ним сразу можно понять, что на сцене в это время Шалва Александрович Амонашвили. Где бы ни происходили его встречи с людьми, всегда происходит это чудо преображения. Люди расцветают: с их лиц исчезает напряженность, они как бы начинают светиться изнутри, излучая доброжелательность, любовь и оптимизм. Ибо Шалва Александрович являет собой наглядный пример Учителя – носителя Света, носителя того невидимого Пламени, которое «… зажигает все, к чему оно прикасается…». Сила истины гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и заключается в том, что, утверждая ее принципы, Учитель руководствуется ими в своей жизни и с ними идет к людям. Эти принципы базируются на любви к человеку, на вере в то лучшее, что заложено в человеческой душе, и на надежде, что, благодаря творческому терпению и педагогическому мастерству это лучшее прорастет и даст обильные всходы. В наш век морального опустошения, лжи, лицемерия, ханжества встреча с таким человеком – это праздник души для тех, кто тянется к нравственной чистоте и Свету. Семинары по гуманно-личностному подходу в образовании, которые проводит Ш.А. Амонашвили, пробуждают творчество учителя, возрождают интерес к своей профессии, помогают поверить в себя, свои силы и, в детей. В настоящее время это имеет огромное социальное значение.

Информация о работе Сила Истины Гуманной Педагогики Шалвы Амонашвили