Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:03, реферат
Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».
Теперь о цели гуманной педагогики. Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:
· погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…
· направим его взор на свой внутренний, духовный мир…
· пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;
· разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово; <…>
· возбудим и разовьем познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность»[3].
Как и в традиционной педагогике,
гуманная педагогика опирается на основные
базовые понятия такие как: Шко
Так, например, понятие «Школа» пред
Воспитание
и Образование. Шалва Александрович, опираясь
на смысловое значение слов, предлагает
такой взгляд на явление воспитания: Воспитание: В-ось-
Подъем вверх по «Скале» требуе
Итак, давая свой урок, Учитель призван вносить Свет в судьбы своих учеников. Такова миссия учителя. А если он этого не делает? Если он подходит к уроку формально: «Мне не платят за то, чтобы я нес свет. Моя задача – научить детей так, чтобы они благополучно сдали тесты и все!» Но беда в том, что не все.
Современные дети не такие,
какими были дети 20 лет назад. Эволюция
человечества идет, не останавливаясь.
Примером тому, как изменяются поколения,
и как они продвигают развитие
цивилизации, мы увидели за сравнительно
небольшой отрезок времени. Примерно
в 60-е годы ХХ столетия появились
так называемые акселераты, которые
физически были более развиты, чем
их родители. Исследования ученых показали,
что их интеллектуальный уровень
также был значительно выше. Акселераты
выросли и оснастили
- педагоги, работающие по этой системе, имеют целостное видение ребенка, принимают каждого ребенка таким, какой он есть, верят в его безграничные возможности;
- гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе ставит своей главной целью – воспитание благородного человека в процессе обучения;
- гуманная педагогика утверждает, что каждый педагог является для своих учеников примером для подражания. Это понимание устремляет учителей к самосовершенствованию и к вырабатыванию в себе качеств, способствующих развитию творчества в обучающем процессе.
Преображающая мощь Гуманной Педагогики
Если мы обратим свой взгляд в прошлое, то увидим, что многовековое развитие человеческого сообщества переживало разные этапы развития образования. Но в тех учебных заведениях, где педагогика шла гуманным путем, где она способствовала развитию мышления, помогала становлению благородной личности, из тех учебных заведений выходили гении, созидавшие национальные культуры. В качестве примера обратимся к историческим данным. В 1811 году открылся Лицей в Царском Селе, в который поступили учиться его первые воспитанники. Многие из них впоследствии оставили значительный след в истории России, а один из них – стал символом российской культуры. Им был Александр Сергеевич Пушкин. Исследователи его жизни писали, что учителя сыграли огромную роль в становлении его личности. «Среди наставников были люди образованные, чуждые казенщине и зубрежке, одержимые идеей свободомыслия и истинной любовью к отечеству. В отчете о 1-м годе обучения они с гордостью говорили о своих методах, когда каждая “истина математического, исторического или нравственного содержания предлагалась воспитанникам так, чтобы возбудить самодеятельность их ума и жажду дальнейшего познания”» [4].
С благодарностью Александр
Сергеевич вспоминал своих
«Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, во благо воздадим».
………………………………….
«Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…,»
Действительно, в процессе
воспитания и обучения в душе будущего
поэта была «чистая лампада возжена», осветив
путь, ради которого он родился. Философия
гуманной педагогики утверждает: честность
воспитывается честностью, благородство
– благородством, человечность – человечностью,
гуманизм воспитывается гуманными педагогами.
Именно такими были принципы образования
в Царскосельском лицее пушкинского времени.
Но представим себе, что в Лицее вместо
наставников тех времен (директоров –
В.Ф. Малиновского и Е.А. Энгельгардта,
учителей – Н.Ф. Кошанского, И.К. Кайданова,
А.П. Куницына, А.И. Галича), обладавших
не только прекрасными знаниями, но и высокими
личностными достоинствами, умевших пробудить
ум и сердце своих питомцев, были бы учителя,
только вооруженные «образовательными
технологиями». Развился бы тогда гениальный
дар Пушкина? Если бы вместо воспитания
в детях благородства и патриотизма и
прочих высоких нравственных качеств,
Лицей ставил бы своей задачей только
одно обучение, то состоялось бы зажжение
«лампад» духа его воспитанников? Состоялись
бы личности, которые, выйдя из стен своего
учебного заведения, посвятили Отчизне «души прекрасные
порывы» и оставили в истории России
следы своих деяний? Нет, конечно!
***
На семинарах Шалва
Александрович обязательно
Дети, привыкшие к авторитарной педагогике, не были готовы к такому уроку. И вначале это ощущалось в напряжении, которое зримо просматривалось в их позах и жестах, ответах. Кроме того, их сковывало присутствие большого количества людей. Но уже через несколько минут мастерство Учителя совершило чудесное преображение детей. Они забыли о зрителях, им стало интересно, активизировалось их внимание на заданной теме, их ответы стали более уверенными, интонация голоса приняла доброжелательный оттенок. Через весь урок красной нитью проходила нравственная составляющая, шел процесс воспитания человека с помощью слов, которые учитель дарил детям. На сцене происходило взращивание и прорастание лучших духовных качеств детей. И когда в процессе работы они оказались у стола учителя, то всем хотелось стать поближе к Шалве Александровичу, прижаться к нему, постоять рядом. Видя это, в зале не осталось равнодушных – все были растроганы, а учителя, которые привели детей на урок, плакали со словами: «Ради такого мгновения стоит жить и быть учителем!»
Заканчивая урок, Учитель попросил детей подарить ему свои слова. Потом он их читал по просьбе участников семинара уже без детей. Мы бережно храним эти листочки, где детскими почерками написаны трогательные слова, которые дети подарили Учителю. Они дарили ему: «радость», «добро», «сердце», «любовь», «благодарность» и сокровенные признания – «Я люблю Вас, учитель». А ведь они видели его первый раз!
***
Когда мы смотрим на фотографии, сделанные во время авторских семинаров «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни», невольно обращают на себя внимание выражения лиц людей. По ним сразу можно понять, что на сцене в это время Шалва Александрович Амонашвили. Где бы ни происходили его встречи с людьми, всегда происходит это чудо преображения. Люди расцветают: с их лиц исчезает напряженность, они как бы начинают светиться изнутри, излучая доброжелательность, любовь и оптимизм. Ибо Шалва Александрович являет собой наглядный пример Учителя – носителя Света, носителя того невидимого Пламени, которое «… зажигает все, к чему оно прикасается…». Сила истины гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и заключается в том, что, утверждая ее принципы, Учитель руководствуется ими в своей жизни и с ними идет к людям. Эти принципы базируются на любви к человеку, на вере в то лучшее, что заложено в человеческой душе, и на надежде, что, благодаря творческому терпению и педагогическому мастерству это лучшее прорастет и даст обильные всходы. В наш век морального опустошения, лжи, лицемерия, ханжества встреча с таким человеком – это праздник души для тех, кто тянется к нравственной чистоте и Свету. Семинары по гуманно-личностному подходу в образовании, которые проводит Ш.А. Амонашвили, пробуждают творчество учителя, возрождают интерес к своей профессии, помогают поверить в себя, свои силы и, в детей. В настоящее время это имеет огромное социальное значение.
Информация о работе Сила Истины Гуманной Педагогики Шалвы Амонашвили