Сенсорное воспитание как основа изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности сенсорного развития у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;
- провести диагностику уровня сенсорного развития детей раннего возраста;
- провести анкетирование родителей и педагогов детей групп младшего возраста, разработать и дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
1.1. Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания детей дошкольного возраста ……........................................................................7
1.2. Содержание сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………12
1.3. Сенсорные эталоны как средство развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста…………………………………….........................17
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста.
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………23
2.2. Изучение уровня владения методикой сенсорного воспитания педагогами ДОУ; выявление интересов и знаний родителей воспитанников
2.3. Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Заключение………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………36
Приложение…………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

kursovaya_rechkina_2014.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Среди задач, стоящих перед занятиями изобразительным искусством с детьми раннего возраста необходимо выделить следующие:

- приохотить детей к  занятиям рисованием. Только в  изобразительной деятельности и  на ее основе могут развиваться  постепенное осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус;

- использовать применение  интересных и разнообразных форм  работы с младшими дошкольниками, разных художественных материалов, новых приемов технического исполнения;

- формировать и развивать у детей взаимосвязи между наблюдением и изобразительным движением, умелости рук, послушности их зрительному представлению;

- способствовать осваиванию  пространственной комбинаторики  в психологическом восприятии  детей внешнего мира.

Таким образом, искусство способствует всестороннему развитию ребенка, формированию творческой личности. Комплексные занятия помогают реализовать поставленные задачи воспитания и обучения. В основе этого вида занятий лежит идея синтеза искусств, взаимодействие различных «сторон» многообразной жизни.

Таким образом, проведенное исследование показало, что использование план-программы «Веселая палитра» с использованием нестандартных методов дала положительный результат по развитию изобразительной деятельности детей в младшей группе ДОУ «Малыш».

Работа по использованию инновационных техник и технологий в изобразительной деятельности младших дошкольников в ДОУ «Малыш» проводится достаточно эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста -  М.: Медицина, 1977. - 303 с.
  2. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
  6. Венгер А.А., Выгодская Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения - М.: Просвещение, 1972. - 142 с.
  7. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений - М.: Лист, 1993. – 120с.
  8. Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада - М.:  Просвещение, 1981. - 70с.
  9. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед.вузов и колледжей. – М.: Издательский центр Академия , 1999. – 65с.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений, - М., Издательский центр Академия, 1998. – 350 с.
  11. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 480 с.
  12. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1970. - №3. – с. 36-41 с.
  13. Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 1972. -№2. - с. 48-55.
  14. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. – 350 с.
  15. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом – М.: Экзамен, 2006. - 111 с.
  16. Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом – М: Издательский центр Академия, 2001.- 50 с.
  17. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях –М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
  18. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983. – 126 с.
  19. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. - 1960. - №5. - С. 115-124.
  20. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указаения – М.: Просвещение, 1969. – 176 с.
  21. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание. -2002.-№10.- С.90-93.
  22. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М.: 1965. – 160с.
  23. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка –  задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях - М.: 1960 – 250с.
  24. Волынкин, В.И.Х удожественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / В. И.Волынкин. – Ростов н/Д. :Феникс,2007

Приложение 1

Анкета

"Выявление готовности  педагогов к сенсорному воспитанию  детей"

 

    Уважаемый педагог!

Просим Вас принять участие в анализе своей профессиональной деятельности по теме "Сенсорное развитие и воспитание дошкольника". Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

1. В каких разделах  программы поставлены задачи  сенсорного развития и воспитания? ____________________________________________________________________________  
____________________________________________________________________________

2. Какие средства, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в работе с дошкольниками по сенсорному воспитанию? ______________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Какие программы, методики, пособия по сенсорному воспитанию Вы используете в своей работе? ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Перечислите особенности  сенсорного воспитания в дидактических играх в каждой возрастной  группе. ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Как осуществляется  сотрудничество с родителями  воспитанников по данному вопросу? ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Насколько Вами реализуется  сенсорное воспитание детей вашей  группы:

• 100%;

• 80%;

• 50%;

• 30%;

• 0%.

7. Как Вы понимаете  термин "сенсорное развитие"? _______________________________

____________________________________________________________________________

8. Как Вы понимаете  термин "сенсорное воспитание"? _____________________________

____________________________________________________________________________

9. Назовите виды восприятия. __________________________________________________

____________________________________________________________________________

10. Что такое "сенсорные эталоны"? _____________________________________________

____________________________________________________________________________

11. Что вызывает затруднения  в работе по данному вопросу? ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Ваши пожелания по  созданию условий в детском  саду для сенсорного развития  детей. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Какая помощь от методической  службы, специалистов ДОУ Вам  требуется по вопросам сенсорного  развития и воспитания детей? ________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета

"Выявление интересов  и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

    Уважаемые родители!

В рамках подготовки к педагогическому совещанию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие  и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

 

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

 

3. Созданы ли в ДОУ  условия для сенсорного воспитания  ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

 

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

• информация отсутствует;

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я не обращаю внимание на информацию;

• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

 

5. Как вы оцениваете  уровень развития у вашего  ребенка всех видов восприятия:

• высокий;

• средний;

• низкий.

 

6. Есть ли у вас дома  игра по сенсорному воспитанию:

• да;

• нет;

• не знаю.

 

7. В какую игру по  сенсорному воспитанию чаще всего  ваш ребенок играет дома?_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Тематический план занятий  по сенсорному развитию с детьми младшего дошкольного возраста

Месяц

Занятие

Развитие зрительного восприятия

сентябрь

Свет: 1.Пляшущие тени

2.Гуляем в темноте

3.День и ночь

4.Солнечный зайчик

5.Тени на стене

6.Фонарик

7.Свеча

октябрь

Цвет: 1.Цветная вода

2.Цветные кубики

3.Цветные парочки

4.Разноцветные палочки

5.Ниточки для шариков

6.Разложи по коробочкам

7.Бегите ко мне!

8.Построим башню

ноябрь

Форма: 1.Разложи фигуры по местам!

2.Весёлый поезд

3.Фигуры играют в прятки

4.Почтовый ящик

5.Башни

6.Найди такую же фигурку

7.Найди лишнюю фигурку

8.Разложи фигурки по  домикам

декабрь

Величина: 1.Спрячь в ладошке!

2.Накрой шляпой!

3.Большие и маленькие  кубики

4.Две коробки

5.Где моё место?

6.Две башни

7.Построй ворота

январь

Количество:  1.Зайцы и лиса

2.Собираем шишки

3.Грибы на поляне

4.Песочница

5.Наполни кувшин

6.Бутылки

7.Картинки

февраль

Расположение

в пространстве:  1.Тут и там

2.Возьми игрушку

3.Прячтесь в домик

4.Вверх и вниз

5.Возьми в руку!

6.Где же мишка?

7.Построй, как я

8.Лист бумаги

март

Целостный образ

предмета: 1.Найди свою игрушку

2.Найди своё место

3.Предметы и картинки

4.Парные картинки

5.Собери целое

6.Разрезные картинки

7.Собери картинку из  пазлов

8.Собери картинку из  кубиков

Развитие слухового восприятия

апрель

1.Постучим, погремим!

2.Тук-тук!

3.Узнай по звуку

4.Весёлый Петрушка

5.Мишка и зайчик

6.Кто там?

7.Кто позвал?

8.Найди картинку!

Развитие осязания

май

1.Круглое и квадратное

2.Угадай, что в ящике

3.Переливание воды

4.Ледяное царство

5.Прячем руки

6.Помяли, пощипали

7.Горячо - холодно


 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Схема анализа и самоанализа по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста

№ п/п

Вопросы для сенсорного развития детей раннего возраста

да

частично

нет

1

Создание условий для сенсорного развития детей (оснащение наглядно-дидактическим и игровым материалом групп, достаточность пространства)

     

2

Роль воспитателя, показ, объяснение:

    доступность;

    выразительность;

    эмоциональность

     

3

Умеет ли воспитатель создавать такую обстановку в повседневной деятельности, чтобы стимулировать детей к сенсорной деятельности? Использование сюрпризных моментов

     

4

Имеет ли место сенсорное общение с ребенком в процессе режимных процессов в течение дня?

     

5

Проведение игр-занятий по сенсорному воспитанию детей, их место в распорядке, длительность, способ организации

     

6

Осуществление сенсорного развития в процессе познавательно-практической деятельности

     

7

Умеет ли педагог решать вопросы сенсорного воспитания в процессе интегрированной деятельности?

     

8

Простейшее экспериментирование в системе сенсорного воспитания

     

9

Нетрадиционные методы и приемы в сенсорном воспитании малышей

     

10

Индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в процессе сенсорного воспитания

     

11

Рисование, лепка, аппликация в системе познания окружающего мира детьми раннего возраста

     

12

Создание ситуации успешности

     

13

Влияние сенсорного восприятия на гармоничное развитие малышей

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Занятие  № 1 «Конфетти»

Цели. Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев; знакомить с цветом, закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы. Специальные краски для рисования руками, разведенная гуашь или акварель; один лист бумаги формата A3 для коллективного рисунка; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); вода в баночках, тряпочки, салфетки; хлопушка с конфетти или конфетти в пакетике.

Техника. Рисование пальцами.

Ход занятия

На занятии используются 2–4 краски разных цветов, например, красная, желтая, синяя, зеленая. Сначала подготовьте краски. Для этого разведите их до густоты сметаны и налейте в крышки. Можно использовать крышки от баночек с гуашью, а можно хозяйственные полиэтиленовые крышки (в этом случае краской смогут одновременно пользоваться несколько детей). Подготовьте также устойчивые банки с водой, в которых дети будут споласкивать пальчики.

Воспитатель. Смотрите, у меня есть новогодняя хлопушка. Слышите (потрясите хлопушкой) – там что-то есть внутри. Сейчас увидим. Бах! Вот какие красивые разноцветные кружочки! Они такие маленькие, их много-много. Называются они конфетти. Сейчас мы нарисуем их.

Положите на середину стола большой лист бумаги и покажите, как можно рисовать пальцами: окунуть кончик пальчика в краску, затем прикоснуться им к бумаге, потом снова окунуть в краску и т. д. (рис. 23). Если ребенок захочет рисовать краской другого цвета, то надо вымыть пальчик в банке и вытереть его салфеткой. Дайте детям возможность по очереди попробовать нарисовать цветные пятнышки на общем листе бумаги.

Затем раздайте каждому ребенку по листу бумаги и подготовленные краски. Предложите нарисовать цветные пятнышки конфетти самостоятельно.

Воспитатель. Теперь нарисуйте цветные конфетти каждый на своем листке бумаги, много-много. Вот какие красивые конфетти получились! Молодцы!

Занятие № 2  «Ягоды»

Цели. Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев; закреплять знания цветов; формировать интерес к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы. Специальные краски для рисования руками, разведенная гуашь или акварель; бумага для рисования красками (формат А4) с заготовками для рисунков (по количеству детей): ветками для ягод; вода в баночках; тряпочки, салфетки; готовая картинка с изображением ягод (на ветке может быть одна ягода, три или несколько в ряд).

Информация о работе Сенсорное воспитание как основа изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста