Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:46, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности сенсорного развития у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;
- провести диагностику уровня сенсорного развития детей раннего возраста;
- провести анкетирование родителей и педагогов детей групп младшего возраста, разработать и дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
1.1. Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания детей дошкольного возраста ……........................................................................7
1.2. Содержание сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………12
1.3. Сенсорные эталоны как средство развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста…………………………………….........................17
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста.
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………23
2.2. Изучение уровня владения методикой сенсорного воспитания педагогами ДОУ; выявление интересов и знаний родителей воспитанников
2.3. Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Заключение………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………36
Приложение…………………………………………………………………38
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Среди задач, стоящих перед занятиями изобразительным искусством с детьми раннего возраста необходимо выделить следующие:
- приохотить детей к
занятиям рисованием. Только в
изобразительной деятельности
- использовать применение
интересных и разнообразных
- формировать и развивать у детей взаимосвязи между наблюдением и изобразительным движением, умелости рук, послушности их зрительному представлению;
- способствовать осваиванию
пространственной
Таким образом, искусство способствует всестороннему развитию ребенка, формированию творческой личности. Комплексные занятия помогают реализовать поставленные задачи воспитания и обучения. В основе этого вида занятий лежит идея синтеза искусств, взаимодействие различных «сторон» многообразной жизни.
Таким образом, проведенное исследование показало, что использование план-программы «Веселая палитра» с использованием нестандартных методов дала положительный результат по развитию изобразительной деятельности детей в младшей группе ДОУ «Малыш».
Работа по использованию инновационных техник и технологий в изобразительной деятельности младших дошкольников в ДОУ «Малыш» проводится достаточно эффективно.
Список использованной литературы
Приложение 1
Анкета
"Выявление готовности
педагогов к сенсорному
Уважаемый педагог!
Просим Вас принять участие в анализе своей профессиональной деятельности по теме "Сенсорное развитие и воспитание дошкольника". Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
1. В каких разделах
программы поставлены задачи
сенсорного развития и
______________________________
2. Какие средства, на Ваш взгляд, наиболее
эффективны в работе с дошкольниками по
сенсорному воспитанию? ______________________________
______________________________
3. Какие программы, методики,
пособия по сенсорному воспитанию
Вы используете в своей работе? ______________________________
______________________________
4. Перечислите особенности
сенсорного воспитания в дидакт
______________________________
5. Как осуществляется
сотрудничество с родителями
воспитанников по данному вопросу? ______________________________
______________________________
6. Насколько Вами реализуется
сенсорное воспитание детей
• 100%;
• 80%;
• 50%;
• 30%;
• 0%.
7. Как Вы понимаете
термин "сенсорное развитие"? ______________________________
______________________________
8. Как Вы понимаете термин "сенсорное воспитание"? _____________________________
______________________________
9. Назовите виды восприятия.
______________________________
______________________________
10. Что такое "сенсорные эталоны"? ______________________________
______________________________
11. Что вызывает затруднения в работе по данному вопросу? ________________________
______________________________
12. Ваши пожелания по
созданию условий в детском
саду для сенсорного развития
детей. ______________________________
13. Какая помощь от методической
службы, специалистов ДОУ Вам
требуется по вопросам
______________________________
Спасибо за сотрудничество
Приложение 2
Анкета
"Выявление интересов
и знаний родителей
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к педагогическому совещанию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ
условия для сенсорного
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по
сенсорному воспитанию чаще
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется
по проблеме сенсорного развития вашего
ребенка? ______________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 3
Тематический план занятий по сенсорному развитию с детьми младшего дошкольного возраста
Месяц |
Занятие |
Развитие зрительного восприятия | |
сентябрь |
Свет: 1.Пляшущие тени 2.Гуляем в темноте 3.День и ночь 4.Солнечный зайчик 5.Тени на стене 6.Фонарик 7.Свеча |
октябрь |
Цвет: 1.Цветная вода 2.Цветные кубики 3.Цветные парочки 4.Разноцветные палочки 5.Ниточки для шариков 6.Разложи по коробочкам 7.Бегите ко мне! 8.Построим башню |
ноябрь |
Форма: 1.Разложи фигуры по местам! 2.Весёлый поезд 3.Фигуры играют в прятки 4.Почтовый ящик 5.Башни 6.Найди такую же фигурку 7.Найди лишнюю фигурку 8.Разложи фигурки по домикам |
декабрь |
Величина: 1.Спрячь в ладошке! 2.Накрой шляпой! 3.Большие и маленькие кубики 4.Две коробки 5.Где моё место? 6.Две башни 7.Построй ворота |
январь |
Количество: 1.Зайцы и лиса 2.Собираем шишки 3.Грибы на поляне 4.Песочница 5.Наполни кувшин 6.Бутылки 7.Картинки |
февраль |
Расположение в пространстве: 1.Тут и там 2.Возьми игрушку 3.Прячтесь в домик 4.Вверх и вниз 5.Возьми в руку! 6.Где же мишка? 7.Построй, как я 8.Лист бумаги |
март |
Целостный образ предмета: 1.Найди свою игрушку 2.Найди своё место 3.Предметы и картинки 4.Парные картинки 5.Собери целое 6.Разрезные картинки 7.Собери картинку из пазлов 8.Собери картинку из кубиков |
Развитие слухового восприятия | |
апрель |
1.Постучим, погремим! 2.Тук-тук! 3.Узнай по звуку 4.Весёлый Петрушка 5.Мишка и зайчик 6.Кто там? 7.Кто позвал? 8.Найди картинку! |
Развитие осязания | |
май |
1.Круглое и квадратное 2.Угадай, что в ящике 3.Переливание воды 4.Ледяное царство 5.Прячем руки 6.Помяли, пощипали 7.Горячо - холодно |
Приложение 4
Схема анализа и самоанализа по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста
№ п/п |
Вопросы для сенсорного развития детей раннего возраста |
да |
частично |
нет |
1 |
Создание условий для сенсорного развития детей (оснащение наглядно-дидактическим и игровым материалом групп, достаточность пространства) |
|||
2 |
Роль воспитателя, показ, объяснение: доступность; выразительность; эмоциональность |
|||
3 |
Умеет ли воспитатель создавать такую обстановку в повседневной деятельности, чтобы стимулировать детей к сенсорной деятельности? Использование сюрпризных моментов |
|||
4 |
Имеет ли место сенсорное общение с ребенком в процессе режимных процессов в течение дня? |
|||
5 |
Проведение игр-занятий по сенсорному воспитанию детей, их место в распорядке, длительность, способ организации |
|||
6 |
Осуществление сенсорного развития в процессе познавательно-практической деятельности |
|||
7 |
Умеет ли педагог решать вопросы сенсорного воспитания в процессе интегрированной деятельности? |
|||
8 |
Простейшее экспериментирование в системе сенсорного воспитания |
|||
9 |
Нетрадиционные методы и приемы в сенсорном воспитании малышей |
|||
10 |
Индивидуально- |
|||
11 |
Рисование, лепка, аппликация в системе познания окружающего мира детьми раннего возраста |
|||
12 |
Создание ситуации успешности |
|||
13 |
Влияние сенсорного восприятия на гармоничное развитие малышей |
Приложение 5
Занятие № 1 «Конфетти»
Цели. Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев; знакомить с цветом, закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы. Специальные краски для рисования руками, разведенная гуашь или акварель; один лист бумаги формата A3 для коллективного рисунка; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); вода в баночках, тряпочки, салфетки; хлопушка с конфетти или конфетти в пакетике.
Техника. Рисование пальцами.
Ход занятия
На занятии используются 2–4 краски разных цветов, например, красная, желтая, синяя, зеленая. Сначала подготовьте краски. Для этого разведите их до густоты сметаны и налейте в крышки. Можно использовать крышки от баночек с гуашью, а можно хозяйственные полиэтиленовые крышки (в этом случае краской смогут одновременно пользоваться несколько детей). Подготовьте также устойчивые банки с водой, в которых дети будут споласкивать пальчики.
Воспитатель. Смотрите, у меня есть новогодняя хлопушка. Слышите (потрясите хлопушкой) – там что-то есть внутри. Сейчас увидим. Бах! Вот какие красивые разноцветные кружочки! Они такие маленькие, их много-много. Называются они конфетти. Сейчас мы нарисуем их.
Положите на середину стола большой лист бумаги и покажите, как можно рисовать пальцами: окунуть кончик пальчика в краску, затем прикоснуться им к бумаге, потом снова окунуть в краску и т. д. (рис. 23). Если ребенок захочет рисовать краской другого цвета, то надо вымыть пальчик в банке и вытереть его салфеткой. Дайте детям возможность по очереди попробовать нарисовать цветные пятнышки на общем листе бумаги.
Затем раздайте каждому ребенку по листу бумаги и подготовленные краски. Предложите нарисовать цветные пятнышки конфетти самостоятельно.
Воспитатель. Теперь нарисуйте цветные конфетти каждый на своем листке бумаги, много-много. Вот какие красивые конфетти получились! Молодцы!
Занятие № 2 «Ягоды»
Цели. Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев; закреплять знания цветов; формировать интерес к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы. Специальные краски для рисования руками, разведенная гуашь или акварель; бумага для рисования красками (формат А4) с заготовками для рисунков (по количеству детей): ветками для ягод; вода в баночках; тряпочки, салфетки; готовая картинка с изображением ягод (на ветке может быть одна ягода, три или несколько в ряд).