Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

Таблица 7

Уровень сформированности знаний о выбранной профессии

 у участников Э.Г  (И.Э)

№ п/п

Ф.И

В.1;

баллы

В.2;

баллы

В.3;

баллы

В.4;

баллы

В.5;

баллы

сумма

баллов

уровень

1.

Татьяна Ч.

нет(5)

да (10)

да (10)

нет (5)

нет(5)

35 бал.

средний

2.

Ангелина П.

нет (5)

нет (5)

да (10)

да (10)

да (10)

40 бал.

высокий

3.

Даниил Р.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

4.

Никита Г.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет (5)

30 бал.

низкий

5.

Руслана К.

нет (5)

да (10)

да (10)

нет (5)

да (10)

40 бал.

высокий

6.

Дмитрий Н.

нет (5)

нет (5)

да (10)

да (10)

нет (5)

35 бал.

средний

7.

Богдан Ч.

нет(5)

нет (5)

да (10)

нет(5)

нет (5)

35 бал.

средний

8.

Ульяна Ч.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет(5)

да (10)

35 бал.

средний

9.

Сергей Т.

нет (5)

нет (5)

да (10)

да (10)

нет (5)

35 бал.

средний

10.

Ольга В.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний




       Данные, таблицы 7, показывают, что результаты уровня сформированности знаний о выбранной профессии повторной диагностики участников Э.Г имеют новые показатели.

      Так, семь участников (70%) группы  набрали от 30 до 40 баллов, что характеризует  средний уровень сформированности  знаний о выбранной профессии. 

      Два человека (20%) набрали от 40 до 50 баллов, показывающие более   высокий уровень сформированности  их знаний о выбранной профессии.

      Только лишь один участник  Э.Г (10 %) набрал сумму баллов, показывающую  низкий уровень сформированности  его знаний о выбранной профессии.

     Сравнительные показатели по  первой методике в процентном  соотношении 

( на К.Э и И.Э ) с участниками экспериментальной группы представлены в диаграмме 4.

 

Диаграмма 4

 

Сводные результаты уровня сформированности знаний о

 выбранной профессии Э.Г (К.Э  и И.Э)

 

       Из диаграммы видно, что результаты у участников экспериментальной группы на И.Э повысились по сравнению с их результатами на К.Э.

       Так, на К.Э большинством участников  было набрано от 10 до 30 баллов, что  позволяет говорить о низком  уровне сформированности знаний  о выбранной профессии.

       На И.Э практически все участники  Э.Г повысили свой уровень,  перейдя от низкого уровня  сформированности знаний о выбранной  профессии к среднему, и от  среднего к высокому уровню. Лишь  у одного из участников не  произошло никаких изменений  в уровне сформированности знаний о выбранной профессии.    

      Полученные данные у участников  Э.Г по оценки уровня пригодности  к выбранной профессии представлены  в таблице 8.

Таблица 8

Уровень оценки пригодности к выбранной  профессии

Э.Г ( И.Э )

№ п/п

Ф.И

В.1;

баллы

В.2;

баллы

В.3;

баллы

В.4;

баллы

В.5;

баллы

сумма

баллов

уровень

1.

Татьяна Ч.

да 10)

нет (5)

да (10)

да(10)

да (10)

45 бал.

высокий

2.

Ангелина П.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

3.

Даниил Р.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

4.

Никита Г.

да (10)

нет (5)

да (10)

да (10)

да (10)

45 бал.

высокий

5.

Руслана К.

нет (5)

нет (5)

да (10)

да (10)

нет (5)

35 бал.

средний

6.

Дмитрий Н.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

7.

Богдан Ч.

нет(5)

нет (5)

да (10)

да (10)

нет (5)

35 бал.

средний

8.

Ульяна Ч.

да (10)

нет (5)

да (10)

нет(5)

нет (5)

35 бал.

средний

9.

Сергей Т.

да (10)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет (5)

35 бал.

средний

10.

Ольга В.

нет (5)

да (10)

да (10)

нет (5)

нет (5)

35 бал.

средний




 

 

       Из представленных результатов видно, что уровень оценки пригодности к выбранной профессии у участников экспериментальной группы повысился. Так, двое участников набрали от 40 до 50 баллов , это говорит о высоком уровне сформированности оценки их пригодности к выбранной профессии. Остальные участники – 8 человек (80%) набрали сумму баллов, характеризующую средний уровень оценки пригодности к выбранной профессии.

     Результаты уровня оценки пригодности  к выбранной профессии, полученные  Э.Г по второй методике на К.Э и И.Э представлены в диаграмме 5.

 

 Диаграмма 5

 

Сводные результаты уровня оценки

  пригодности к выбранной  профессии Э.Г ( К.Э  и И.Э) 

       

     Из диаграммы видно, что у  участников экспериментальной группы на И.Э показатели значительно повысились. Участниками Э.Г на И.Э были набраны баллы, говорящие о высоком и среднем уровне оценки их пригодности к выбранной профессии. Ни один из участников не набрал сумму баллов, характеризующую низкий уровень.    

     Показатели уровня осознанности  выбора профессии у участников  Э.Г, полученные по третьей  методики, представлены в таблице  9.

 

Таблица 9

Уровень осознанности выбора профессии

Э.Г ( И.Э )

№ п/п

Ф.И

В.1;

баллы

В.2;

баллы

В.3;

баллы

В.4;

баллы

В.5;

баллы

сумма

баллов

уровень

1.

Татьяна Ч.

да (10)

нет (5)

да (10)

да (10)

да (10)

45 бал.

высокий

2.

Ангелина П.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

3.

Даниил Р.

да (10)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

40 бал.

высокий

4.

Никита Г.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

5.

Руслана К.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

6.

Дмитрий Н.

да (10)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет (5)

35 бал.

средний

7.

Богдан Ч.

да (10)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

40 бал.

высокий

8.

Ульяна Ч.

да (10)

нет (5)

да (10)

нет(5)

нет (5)

35 бал.

средний

9.

Сергей Т.

нет (5)

нет (5)

да (10)

да (10)

нет (5)

35 бал.

средний

10.

Ольга В.

нет (5)

нет (5)

да (10)

да (10)

нет (5)

35 бал.

средний




 

  

       Полученные данные говорят о том, что уровень осознанности выбора профессии у учащихся экспериментальной группы в сравнении с показателями, полученными на К.Э, повысился. Так, трое участников (30%) набрали от 40 до 50 баллов, это говорит о их высоком уровне сформированности осознанности выбора профессии.

    У остальных участников (70%) результатами  имеют средний уровень осознанности  выбора профессии. Низкий же  уровень не выявлен нами ни  у одного из участников.

    Сравнение показателей уровня  осознанности выбора профессии  Э.Г на К.Э и И.Э представлено в диаграмме 6.

 

Диаграмма 6

 

Сводные результаты уровня осознанности выбора

профессии Э.Г ( К.Э и И.Э )

        Информация, представленная в диаграмме  7 показывает, что уровень осознанности  выбора профессии экспериментальной группы значительно возрос. Все участники, имевшие низкий уровень осознанности выбора профессии на К.Э, на И.Э перешли на средний уровень, а имевшие средний уровень участники определились в число более высокого уровня. Как мы видим с низким уровнем осознанности выбора профессии не остался ни один из участников.

     Результаты повторного диагностирования  участников эксперимента позволяют  определить итоговый уровень  сформированности профессионального  самоопределения и представлены  в диаграмме 7.

 

 

Диаграмма 7

 

Сводные показатели уровня сформированности профессионального самоопределения  участников Э.Г ( К.Э и И.Э )

 

    

      Содержание данной диаграммы  показывает, что уровень сформированности  профессионального самоопределения участников Э.Г после внедрения программы повысился. Низкий уровень сформированности профессионального самоопределения у участников Э.Г отсутствует, следовательно можно говорить

об  эффективности разработанной нами программы деятельности педагога-психолога по профессиональному выбору старшеклассников.

      Внедренный спецкурс «Профессия  – это важно!», является важным  компонентом совершенствования  профориентационной работы в  старших классах общеобразовательной  школы, об этом свидетельствуют результатаы, которые были получены после его внедрения.

       Таким образом, можно сделать  вывод о том, что цель исследования  достигнута, гипотеза доказана.

 

Заключение

       

        Профессиональное  самоопределение рассматривается  как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

        Результатом  процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии [ 6, c-56].

       Целью профессионального самоопределения постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

         Основными  компонентами деятельности педагога-психолога  по формированию профессионального самоопределения 11-классников, являются: образовательный, предполагающий сформированность у учащихся социальных знаний, специальных умений и навыков, ценностного отношения к выбранной профессии; психологический, направленный на психодиагностику индивидуальных особенностей личности для выявления и развития профессионально значимых и психокоррекции профессионально нежелательных качеств личности; посреднический, предполагающий организацию совместной деятельности учащихся, учителей, родителей с целью соотнесения профессиональных планов учащихся с ожиданиями их родителей [12, c-78].

        В ряду основных  факторов выбора профессии психологи  обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

Информация о работе Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников