Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.
Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение
Таблица 7
Уровень сформированности знаний о выбранной профессии
у участников Э.Г (И.Э)
№ п/п |
Ф.И |
В.1; баллы |
В.2; баллы |
В.3; баллы |
В.4; баллы |
В.5; баллы |
сумма баллов |
уровень |
1. |
Татьяна Ч. |
нет(5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
нет(5) |
35 бал. |
средний |
2. |
Ангелина П. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
да (10) |
40 бал. |
высокий |
3. |
Даниил Р. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
4. |
Никита Г. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
5. |
Руслана К. |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
40 бал. |
высокий |
6. |
Дмитрий Н. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
7. |
Богдан Ч. |
нет(5) |
нет (5) |
да (10) |
нет(5) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
8. |
Ульяна Ч. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет(5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
9. |
Сергей Т. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
10. |
Ольга В. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
Данные, таблицы 7, показывают, что результаты уровня сформированности знаний о выбранной профессии повторной диагностики участников Э.Г имеют новые показатели.
Так, семь участников (70%) группы
набрали от 30 до 40 баллов, что характеризует
средний уровень
Два человека (20%) набрали от 40 до
50 баллов, показывающие более
высокий уровень
Только лишь один участник
Э.Г (10 %) набрал сумму баллов, показывающую
низкий уровень
Сравнительные показатели по первой методике в процентном соотношении
( на К.Э и И.Э ) с участниками экспериментальной группы представлены в диаграмме 4.
Диаграмма 4
Сводные результаты уровня сформированности знаний о
выбранной профессии Э.Г (К.Э и И.Э)
Из диаграммы видно, что результаты у участников экспериментальной группы на И.Э повысились по сравнению с их результатами на К.Э.
Так, на К.Э большинством
На И.Э практически все
Полученные данные у
Таблица 8
Уровень оценки пригодности к выбранной профессии
Э.Г ( И.Э )
№ п/п |
Ф.И |
В.1; баллы |
В.2; баллы |
В.3; баллы |
В.4; баллы |
В.5; баллы |
сумма баллов |
уровень |
1. |
Татьяна Ч. |
да 10) |
нет (5) |
да (10) |
да(10) |
да (10) |
45 бал. |
высокий |
2. |
Ангелина П. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
3. |
Даниил Р. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
4. |
Никита Г. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
да (10) |
45 бал. |
высокий |
5. |
Руслана К. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
6. |
Дмитрий Н. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
7. |
Богдан Ч. |
нет(5) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
8. |
Ульяна Ч. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
нет(5) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
9. |
Сергей Т. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
10. |
Ольга В. |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
Из представленных результатов видно, что уровень оценки пригодности к выбранной профессии у участников экспериментальной группы повысился. Так, двое участников набрали от 40 до 50 баллов , это говорит о высоком уровне сформированности оценки их пригодности к выбранной профессии. Остальные участники – 8 человек (80%) набрали сумму баллов, характеризующую средний уровень оценки пригодности к выбранной профессии.
Результаты уровня оценки
Диаграмма 5
Сводные результаты уровня оценки
пригодности к выбранной профессии Э.Г ( К.Э и И.Э)
Из диаграммы видно, что у участников экспериментальной группы на И.Э показатели значительно повысились. Участниками Э.Г на И.Э были набраны баллы, говорящие о высоком и среднем уровне оценки их пригодности к выбранной профессии. Ни один из участников не набрал сумму баллов, характеризующую низкий уровень.
Показатели уровня
Таблица 9
Уровень осознанности выбора профессии
Э.Г ( И.Э )
№ п/п |
Ф.И |
В.1; баллы |
В.2; баллы |
В.3; баллы |
В.4; баллы |
В.5; баллы |
сумма баллов |
уровень |
1. |
Татьяна Ч. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
да (10) |
45 бал. |
высокий |
2. |
Ангелина П. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
3. |
Даниил Р. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
40 бал. |
высокий |
4. |
Никита Г. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
5. |
Руслана К. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
6. |
Дмитрий Н. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
7. |
Богдан Ч. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
40 бал. |
высокий |
8. |
Ульяна Ч. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
нет(5) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
9. |
Сергей Т. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
10. |
Ольга В. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
Полученные данные говорят о том, что уровень осознанности выбора профессии у учащихся экспериментальной группы в сравнении с показателями, полученными на К.Э, повысился. Так, трое участников (30%) набрали от 40 до 50 баллов, это говорит о их высоком уровне сформированности осознанности выбора профессии.
У остальных участников (70%) результатами
имеют средний уровень
Сравнение показателей уровня осознанности выбора профессии Э.Г на К.Э и И.Э представлено в диаграмме 6.
Диаграмма 6
Сводные результаты уровня осознанности выбора
профессии Э.Г ( К.Э и И.Э )
Информация, представленная в диаграмме 7 показывает, что уровень осознанности выбора профессии экспериментальной группы значительно возрос. Все участники, имевшие низкий уровень осознанности выбора профессии на К.Э, на И.Э перешли на средний уровень, а имевшие средний уровень участники определились в число более высокого уровня. Как мы видим с низким уровнем осознанности выбора профессии не остался ни один из участников.
Результаты повторного
Диаграмма 7
Сводные показатели уровня сформированности
профессионального
Содержание данной диаграммы показывает, что уровень сформированности профессионального самоопределения участников Э.Г после внедрения программы повысился. Низкий уровень сформированности профессионального самоопределения у участников Э.Г отсутствует, следовательно можно говорить
об
эффективности разработанной
Внедренный спецкурс «
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что цель
Заключение
Профессиональное
самоопределение
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии [ 6, c-56].
Целью профессионального самоопределения постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Основными
компонентами деятельности
В ряду основных
факторов выбора профессии