Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.
Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение
Подготовительный этап. Целью данного этапа стало знакомство с участниками эксперимента, сбор первичной информации о них.
Констатирующий этап. Целью данного этапа явилась первичная диагностика уровня сформированности профессионального самоопределения участников.
Формирующий этап. Целью этого этапа является реализация рабочей программы совместной деятельности классного руководителя и педагога-психолога, направленной на повышение уровня профессионального самоопределения учащихся 11-х классов.
Итоговый этап. Его целью стало определение итогового уровня
сформированности
профессионального
Педагогический эксперимент
Для проведения экспериментальной работы был взят 11 «Б» класс, который был поделен на 2 группы: экспериментальную (Э.Г) и контрольную (К.Г) по 10 участников в каждой группе. Диагностика начального уровня профессионального самоопределения участников осуществлялась методом сравнительного эксперимента.
Для
диагностики начального уровня
сформированности
Для диагностики
начального уровня
1 - методика Л.М.Фридмана и И.Я.
2 - методика Л.М Фридмана и И.Ю Каплуновича « Уровень оценки пригодности к выбранной профессии» [28, c-18].
3 - методика Л.М.Фридмана и Каплун
Данные методики позволяют
определить наличие готовности
к выбору профессии,
Инструкция
Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов (См.Приложение 1,2,3). Отвечая, они подчеркивают ту букву, которая соответствует их мнению. Если на какой-либо из вопросов у них есть несколько вариантов ответа, им нужно постараться выбрать из них наиболее приемлемый.
Обработка результатов
За каждый положительный
ответ на поставленные вопросы
испытуемый получает 10 баллов, за
отрицательный - 5 баллов. Подсчитывается
общая сумма баллов и
Обе группы участников
эксперимента были
Результаты, полученные
по первой методике
Таблица 1
Уровень сформированности знаний о выбранной профессии у
участников контрольной группы ( К.Э )
№ п/п |
Ф.И |
В.1; баллы |
В.2; баллы |
В.3; баллы |
В.4; баллы |
В.5; баллы |
сумма баллов |
уровень |
1. |
Ульяна Д. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет(5) |
35 бал. |
средний |
2. |
Светлана Т. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
3. |
Алина О. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
4. |
Светлана Ч. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
5. |
Ольга К. |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
40 бал. |
высокий |
6. |
Артем И. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
7. |
Арсений Г. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
40 бал. |
высокий |
8. |
Виталий О. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет(5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
9. |
Руслан П. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
10. |
Антон В. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что только два участника из 10 (20 %) набрали 40 баллов, это говорит об их высоком уровне сформированности знаний о выбранной будущей профессии.
Четверо учащихся из 10 ( 40 %) набрали от 30 до 35 баллов, эти показатели говорят о среднем уровне сформированности знаний о выбранной профессии. Остальные учащиеся (4 человека - 40 %) набрали по 30 баллов, что характеризует их низкий уровень сформированности знаний о выбранной профессии.
Таким образом, еще у 4-х учащихся наблюдается несформированность знаний о выборе будущей профессии.
При проведении той же
Таблица 2
Уровень сформированности знаний о выбранной профессии у
участников экспериментальной группы ( К.Э)
№ п/п |
Ф.И |
В.1; баллы |
В.2; баллы |
В.3; баллы |
В.4; баллы |
В.5; баллы |
сумма баллов |
уровень |
1. |
Татьяна Ч. |
нет(5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет(5) |
30 бал. |
низкий |
2. |
Ангелина П. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
3. |
Даниил Р. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
4. |
Никита Г. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
5. |
Руслана К. |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
40 бал. |
высокий |
6. |
Дмитрий Н. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
7. |
Богдан Ч. |
нет(5) |
нет (5) |
да (10) |
нет(5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
8. |
Ульяна Ч. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет(5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
9. |
Сергей Т. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
10. |
Ольга В. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
По результатам таблицы видно,
что только один учащийся
Трое учащихся из 10 (30 %) набрали
от 30 до 40 баллов. Данный результат
говорит о среднем уровне
Остальные учащиеся
В диаграмме 1 представлены сводные результаты уровня сформированности знаний о выбранной профессии по первой методике.
Сводные результаты уровня сформированности знаний о
выбранной профессии К.Г и Э.Г (К.Э)
Как показывает диаграмма, уровень знаний о выбранной профессии у участников контрольной группы немного выше, чем у участников экспериментальной.
У участников Э.Г преобладает
сумма набранных баллов от 20 до
30, что говорит о низком уровне
сформированности знаний о
У участников К.Г нет
Следующий этап диагностики начального уровня профессионального самоопределения участников Э.Г и К.Г проходил по второй методике –
« Уровень оценки учащимися пригодности к выбранной профессии»
( См. Приложение 2 ).
При проведении данной работы
с контрольной группой, мы
Таблица 3
Уровень оценки пригодности к выбранной профессии
участниками К.Г ( К.Э )
№ п/п |
Ф.И |
В.1; баллы |
В.2; баллы |
В.3; баллы |
В.4; баллы |
В.5; баллы |
сумма баллов |
уровень |
1. |
Ульяна Д. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет(5) |
35 бал. |
средний |
2. |
Светлана Т. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
3. |
Алина О. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
4. |
Светлана Ч. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
5. |
Ольга К. |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
40 бал. |
высокий |
6. |
Артем И. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
7. |
Арсений Г. |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
40 бал. |
высокий |
8. |
Виталий О. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет(5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
9. |
Руслан П. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
да (10) |
нет (5) |
35 бал. |
средний |
10. |
Антон В. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
Из данных таблицы видно, что уровень оценки участниками контрольной группы своей пригодности к выбранной профессии можно охарактеризовать как средний. Двое участников из 10 (20%) набрали от 40 до 50 баллов, это говорит о высоком уровне оценки своей пригодности к выбранной профессии. Пятеро человек (50%) набрали от 30 до 40 баллов. Данная сумма баллов показывает, что у них средний уровень оценки своей пригодности к выбранной профессии. Всего три участника из 10 (30%) набрали наименьшую сумму баллов, это свидетельствует о низком уровне оценки своей пригодности к выбранной профессии.
В результате проведения
Таблица 4
Уровень оценки пригодности к выбранной профессии
участниками Э.Г (К.Э)
№ п/п |
Ф.И |
В.1; баллы |
В.2; баллы |
В.3; баллы |
В.4; баллы |
В.5; баллы |
сумма баллов |
уровень |
1. |
Татьяна Ч. |
нет(5) |
нет (5) |
да (10) |
да(10) |
нет(5) |
35 бал. |
средний |
2. |
Ангелина П. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
3. |
Даниил Р. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
4. |
Никита Г. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
5. |
Руслана К. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
да (10) |
35 бал. |
средний |
6. |
Дмитрий Н. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
7. |
Богдан Ч. |
нет(5) |
нет (5) |
да (10) |
нет(5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
8. |
Ульяна Ч. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет(5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
9. |
Сергей Т. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |
10. |
Ольга В. |
нет (5) |
нет (5) |
да (10) |
нет (5) |
нет (5) |
30 бал. |
низкий |