Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.
Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение
Психоаналитическая
консультация строится на
Классическими
типами другой формы
При всей внешней привлекательности такая схема не прижилась на практике. Во-первых, потому, что работа педагога-психолога такого типа требует для своего проведения значительного времени, во-вторых, в ходе такой консультации чаще всего теряется ее предмет, основной целью становится работа с личностью, обеспечение психологических стимулов, условий ее развития, что само по себе чрезвычайно важно, но не имеет прямого выхода на выбор профессии. Тем не менее, некоторые принципы гуманистической педагогики, психологии включаются в консультирование сторонниками развивающего подхода к консультации, позволяя оптимально строить отношения педагога-психолога и старшеклассника [2, с-81]
Развивающая (активизирующая) профконсультация лишена главного недостатка адаптивной — она не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, а рассматривается как главный фактор правильного выбора. Основной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, ненавязчивое психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней [2, с-87].
Педагог-психолог, являющийся профессионалом в своем деле, стремящийся к непрерывному самосовершенствованию, безусловно должен иметь на вооружении все вышеизложенные формы и типы работы, так как в каждой из них однозначно можно что-то почерпнуть для того чтобы быть «мастером» своей профессии.
Специфика деятельности педагога-психолога по формированию профессионального выбора старшеклассников заключается в выделении основных позиций его работы. Во-первых, подход к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Наряду с традиционной задачей психодиагностики — определением актуального состояния развития индивидуальности учащегося, следует использовать ее результаты для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в подготовки к своему профессиональному труду в будущем.
Вторая позиция состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточении основного внимания на разработке и применении специальных обучающих и коррекционных программ, систем психотренингов, проблемно-игровых и учебно-профессиональных ситуаций.
И, наконец,
реализация принципа
Для того, чтобы в полной мере
охарактеризовать специфику
- выявление недостатков,
принятие решения о характере коррекционной и развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
- осуществление
контроля за развитием
определение ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида [30, с-99].
« Деятельность педагога-
В условиях помощи деятельности педагога-психолога в профессиональном самоопределении особое внимание следует уделить методикам, исследующим самосознание и самооценку учащихся. Знания наиболее значимых и актуальных параметров самосознания и самооценки позволяют в определенной мере определить способы психологического воздействия. Коррекция идеального образа профессии и идеального образа «Я» связана с осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных ориентации. Коррекция реального «Я» связана с осознанием своих возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с окружающим миром и с собой. (12, с 152)
Использование в работе педагога-психолога методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.
В практике
работы педагога-психолога
Методика представляет собой опросник, состоящий из 144 вопросов-высказываний, которые клиент должен оценить в соответствии со своими интересами и проставить знак (--, -, 0, +, ++) в лист ответов [28, c-47].
Методика «Йовайши» предназначена для изучения профессиональной направленности школьников старших классов и выпускников средних школ, а также молодежи, недавно закончившей школу. Л.А. Йовайша выделяет в структуре личности школьника четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность. Эти компоненты образуют две взаимно пересекающиеся линии: активность-направленность и стиль-возможности [28, c-49].Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека).
Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями. Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями.
Йовайша Л.А.при
этом в своей методике
1. Общение (тип социальной коммуникативности) - включает ценности, которые помогают организовать деятельность других, убеждать, учить, воспитывать. Из людей с преобладанием этого типа ценностей получаются хорошие организаторы, учителя, юристы, работники сферы обслуживания.
2. Интеллектуальная активность. Этот тип ценностей неоднороден. В нем могут преобладать различные ценности:
3. Практико-технический тип - активность проявляется в изготовлении предметов, обслуживании машин, выращивании растений, уходе за животными.
4. Художественная активность - стремление что-то выражать, творить. По способу проявления можно выделить художественную, музыкальную, театральную и др. виды активности.
5. Соматический тип - проявление своих ценностей в моторной активности.
6. Материально-экономический тип - характеризуется ярко выраженной потребностью в сохранении и продолжении своей жизни, что проявляется в придании особого значения материальным ценностям, их правильному распределению, использованию и сохранению.
Тест представляет собой опросник из 30 вопросов, каждый из которых содержит два варианта ответа ("а" и "б").
Работа педагога-психолога призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации; обеспечить превращение учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образований, а значит обеспечить условия профессионального самоопределения учащихся.
Таким образом, поскольку профессиональное самоопределение является сложноорганизованной комплексной деятельностью, предполагающей взаимодействие самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего его, успешное решение проблем профессионального самоопределения зависит от того, как будет организована помощь учащимся в период формирования у них профессиональных намерений, каково ее содержание. В этой связи мы считаем необходимым изучение опыта педагогов-психологов разных школ по организации помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников.
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов школ РФ
Проблема профессионального
самоопределения
Рассматривая данный вопрос, необходимо рассмотреть такие понятия как «педагогический опыт» и «творческий опыт».
Педагогический опыт – результат деятельности педагога, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых при реализации стоящих перед ним педагогических задач [1, c- 16].
Творческий опыт – это опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и образования, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах учебного процесса и в силу этого позволяющий достигнуть оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов [1, c- 17].
Существующая
в настоящее время в стране
система подготовки
Вместе с тем, как показывает практика, существующие программы допрофессиональной подготовки педагогов часто повторяют содержание вузовских учебных программ и направлены, главным образом, на повышение компетентности будущих учителей в тех областях знания, которые им будут необходимы для профессиональной деятельности. Однако это - задача вуза.
Кроме того,
программы допрофессиональной
Рассмотрим
опыт работы педагогов-