Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

         Психоаналитическая  консультация строится на принципах  выявления подсознательных импульсов  человека и подборе ему таких  профессий, в которых они могли бы проявиться в наибольшей степени. Главным принципом такой консультации является полный отказ от каких-либо приемов самовоспитания и саморазвития. Главное — принять себя таким как есть, безоговорочно и спокойно, не драматизируя необходимость самоограничения при отказе от тех профессий, которые требуют «переделки» себя [2, с-66].

         Классическими  типами другой формы профконсультации  являются гуманистическая и развивающая (активизирующая). Гуманистическая профконсультация строится на общих для гуманистической психологии и педагогики принципах создания особой ситуации взаимодействия педагога-психолога и учащегося, включающей полное «принятие» консультируемого, возможность свободных высказываний о себе и своих проблемах, что позволяет подойти к осознанному и самостоятельному принятию решения.

      При всей внешней  привлекательности такая схема  не прижилась на практике. Во-первых, потому, что работа педагога-психолога такого типа требует для своего проведения значительного времени, во-вторых, в ходе такой консультации чаще всего теряется ее предмет, основной целью становится работа с личностью, обеспечение психологических стимулов, условий ее развития, что само по себе чрезвычайно важно, но не имеет прямого выхода на выбор профессии. Тем не менее, некоторые принципы гуманистической педагогики, психологии включаются в консультирование сторонниками развивающего подхода к консультации, позволяя оптимально строить отношения педагога-психолога и старшеклассника [2, с-81]

         Развивающая (активизирующая) профконсультация лишена главного недостатка адаптивной — она не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, а рассматривается как главный фактор правильного выбора. Основной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, ненавязчивое психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней [2, с-87].

        Педагог-психолог, являющийся профессионалом в своем деле, стремящийся к непрерывному самосовершенствованию, безусловно должен иметь на вооружении все вышеизложенные формы и типы работы, так как в каждой из них однозначно можно что-то почерпнуть для того чтобы быть «мастером» своей профессии.

        Специфика деятельности педагога-психолога по формированию профессионального выбора старшеклассников заключается в выделении основных позиций его работы. Во-первых, подход к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Наряду с традиционной задачей психодиагностики — определением актуального состояния развития индивидуальности учащегося, следует  использовать ее результаты для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в  подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

          Вторая позиция  состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточении основного внимания на разработке и применении специальных обучающих и коррекционных программ, систем психотренингов, проблемно-игровых и учебно-профессиональных ситуаций.

         И, наконец,  реализация принципа сотрудничества  учащегося  с педагогом-психологом  путем введения элементов гуманистического  подхода. Успех деятельности педагога-психолога во многом зависит от того, удастся ли установить с учащимся доверительные отношения. Неприемлемым является какое-либо давление, директивный тон, навязывание своего мнения. Акцент надо сделать на объяснении того, что выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и  изучению мира профессий. [12, с-141].

            Для того, чтобы в полной мере  охарактеризовать специфику работы  педагога-психолога по формированию  профессионального выбора учащихся 11 классов необходимо обратить внимание на принципы, лежащими в основе его работы. Ле Тхи Хоа основными считает следующие:

            - выявление недостатков, пробелов  в развитии тех или иных  качеств, способностей, которые важны  для будущей профессиональной деятельности;

принятие решения о характере  коррекционной и развивающей  работы с целью подготовки к будущей  профессии;

         - осуществление  контроля за развитием требуемых  качеств, способностей;

определение ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида [30, с-99].

            « Деятельность педагога-психолога   в профессиональном самоопределении  учащихся не сводится в рекомендациях   о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Педагог-психолог должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего старшеклассник сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Консультирование педагога-психолога прежде всего помогает учащемуся увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги  к успеху »- считает Шегурова В.Ю [41, с-14].

        В условиях помощи деятельности педагога-психолога в профессиональном самоопределении особое внимание следует уделить методикам, исследующим самосознание и самооценку учащихся. Знания наиболее значимых и актуальных параметров самосознания и самооценки позволяют в определенной мере определить способы психологического воздействия. Коррекция идеального образа профессии и идеального образа «Я» связана с осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных ориентации. Коррекция реального «Я» связана с осознанием своих возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с окружающим миром и с собой. (12, с 152)

       Использование  в работе педагога-психолога   методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

        В практике  работы педагога-психолога применяется, например, методика И.С. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет». (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»). Кон И.С. считает, что данная методика позволяет прежде всего выявить содержательные компоненты самосознаний, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует), ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими, способность делать прогнозы в отношении себя. Место профессии в общем жизненном контексте человека [13, с-301]. Также в помощь педагогу-психологу в работе по  профессиональному самоопределению учащихся старших классов предлагаются различные методики.  Например, методика «Йовайши» и  «Карта интересов» [ 28, c-46]. Методика "Карта интересов" служит для определения профессиональной направленности  человека.  Она может использоваться как самостоятельная методика или в дополнение к ДДО и ОПГ для уточнения профессиональной направленности клиента.Предназначена для использования в практической профконсультационной работе с учащимися старших классов.

Методика представляет собой опросник,  состоящий  из  144 вопросов-высказываний, которые клиент должен оценить в соответствии со своими интересами и проставить знак (--, -, 0, +, ++) в лист ответов [28, c-47].

      Методика «Йовайши» предназначена  для  изучения  профессиональной направленности школьников старших классов и выпускников средних школ, а также молодежи, недавно закончившей школу. Л.А. Йовайша выделяет в структуре личности школьника четыре компонента, определяющие выбор профессии:  активность, возможность, стиль и направленность. Эти компоненты образуют две взаимно пересекающиеся линии: активность-направленность и стиль-возможности [28, c-49].Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности,  возможностях и стиле  деятельности человека).

Все эти качества личности проявляются  во всех областях  жизнедеятельности, в  том  числе  в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее  значение  принадлежит системе ценностей человека,  определяемых его глубокими,  коренными потребностями. Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией  типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями.

       Йовайша Л.А.при  этом в своей методике выделяет  следующие типы ценностей, которые  раскрывают специфичность этой  работы с учащимися:

1. Общение (тип социальной коммуникативности) - включает  ценности, которые   помогают  организовать  деятельность  других,  убеждать, учить, воспитывать.  Из людей с преобладанием этого типа ценностей получаются хорошие организаторы, учителя, юристы, работники сферы обслуживания.

2. Интеллектуальная активность. Этот тип ценностей неоднороден. В нем могут преобладать различные ценности:

  • теоретические  (характерно стремление теоретизировать,  обобщать знания, философствовать);
  • открытия  (характерна способность замечать новые свойства предметов и явлений, раскрывать их связи и взаимоотношения);
  • лингвистические;
  • планирования (конструирование, проектирование);
  • переписки, делопроизводства.

3. Практико-технический тип - активность проявляется в изготовлении предметов,  обслуживании машин, выращивании растений, уходе за животными.

4. Художественная  активность - стремление что-то выражать,  творить. По способу проявления можно выделить  художественную,  музыкальную, театральную и др. виды активности.

5. Соматический тип - проявление своих ценностей в моторной  активности.

6. Материально-экономический тип - характеризуется ярко  выраженной потребностью в сохранении и продолжении своей жизни,  что проявляется в придании особого значения материальным ценностям, их правильному распределению, использованию и сохранению.

Тест представляет собой опросник из 30 вопросов,  каждый из которых содержит два варианта ответа ("а" и "б").

Работа педагога-психолога  призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации; обеспечить превращение учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образований, а значит обеспечить условия профессионального самоопределения учащихся.

Таким образом, поскольку профессиональное самоопределение является сложноорганизованной комплексной деятельностью, предполагающей взаимодействие самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего его, успешное решение проблем профессионального самоопределения зависит от того, как будет организована помощь учащимся в период формирования у них профессиональных намерений, каково ее содержание. В этой связи мы считаем необходимым изучение опыта педагогов-психологов разных школ по организации помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации

      профессионального  самоопределения учащихся 11-х классов  школ РФ

     

       Проблема профессионального  самоопределения старшеклассников является актуальной для всех образовательных учреждений. Педагоги-психологи, работающие в разных образовательных учреждениях Ставропольского края применяют свои технологии организации профессионального самоопределения учащихся старших классов.

     Рассматривая данный вопрос, необходимо рассмотреть такие понятия как «педагогический опыт» и «творческий опыт».

      Педагогический  опыт – результат деятельности педагога, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых при реализации стоящих перед ним педагогических задач [1, c- 16].

      Творческий  опыт – это опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и образования, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах учебного процесса и в силу этого позволяющий достигнуть оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов [1, c- 17].

       Существующая  в настоящее время в стране  система подготовки педагогических  кадров включает несколько уровней - среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование. Кроме того, богатые традиции уже имеет допрофессиональная подготовка учителей в профильных педагогических классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.

Вместе с тем, как показывает практика, существующие программы допрофессиональной подготовки педагогов часто повторяют содержание вузовских учебных программ и направлены, главным образом, на повышение компетентности будущих учителей в тех областях знания, которые им будут необходимы для профессиональной деятельности. Однако это - задача вуза.

        Кроме того, программы допрофессиональной подготовки  педагогов, так же как и образовательные  программы, реализуемые в средних  и высших педагогических учебных  заведениях, направлены только на развитие профессионально важных качеств личности, в то время как вопрос о профилактике возникновения и развития профессионально нежелательных качеств не рассматривается.

         Рассмотрим  опыт работы педагогов-психологов  по формированию профессионального самоопределения учащихся старших классов на примере психолого-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению учащихся профильных педагогических классов ГОУ лицея №3 г.Минеральные воды.

Информация о работе Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников