Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.
Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Утверждена приказом по университету №_____ от _______________2007 г. |
Допущена к защите «____» _______________2008 г. Заведующая кафедрой
педагогики и педагогических технологий,
доктор педагогических наук, профессор ______________________ |
Выпускная квалификационная работа
Роль педагога-психолога
в формировании профессионального
самоопределения
Рецензент: Зам. директора по УВР МОУ гимназии № 1 г.Светлограда Лукьянова Г.И. |
|
Выполнила: Меткалова Светлана Александровна студентка специальности «Педагогика и психология» очной формы обучения |
Дата защиты: «____» ____________2008 г.
Оценка: ________ |
Научный руководитель: кандидат педагогических наук доцент Дендерина В.И. |
Ставрополь, 2008
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Динамизм социально-экономических преобразований в России, характеризуемый сложностью и неоднозначностью процессов, происходящих на рынке труда, создает предпосылки для качественного изменения подготовки выпускников общеобразовательных школ к успешному вхождению в социальный и профессиональный мир, к выбору будущей профессии [ 7, c-47].
С переходом
российского государства к
Сегодня профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовать себя в различных социальных ролях и видах общественных работ [1, c-9].
«Закон Российской
Федерации «Об образовании»
В этой связи актуализируется
проблема профессионального
В педагогической
науке исследованию проблемы
формирования
Методологические
основы профориентации
Голомштока, Н.Н. Захарова, Л.А. Йовайши,
Е.М. Павлютенкова, А.Д. Сазонова, Н.Н. Чистякова,
С.Н. Чистяковой и др., определивших условия
для создания системы профессиональной
ориентации, особенности подготовки школьников
к выбору профессии в процессе изучения
основ наук, трудового обучения [14, c-61].
Ряд исследований,
посвященных проблеме
Целью исследования является изучение процесса формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов.
Объектом исследования выступает организация профориентационной работы по профессиональному самоопределению выпускников школы.
Предметом исследования является деятельность педагога-психолога по поддержке профессионального самоопределения учащихся 11-х классов.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности
организации профессионального
самоопределения учащихся
- определить специфику
деятельности школьного
- рассмотреть
вариативность подходов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать
и внедрить авторскую
В исследовании
был использован комплекс
1. Теоретических – изучение научной литературы, реферирование, аннотирование, конспектирование.
2. Эмпирических – беседа, наблюдение, анкетирование тестирование, эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании проблем профессионального самоопределения старшеклассников, может служить дополнительным материалом к программам деятельности педагогов-психологов, преподавателей, администрации, занимающихся проблемами профессионального самоопределения учащихся.
Практическая значимость состоит разработке и внедрении авторской программы по поддержке школьным педагогом-психологом
профессионального самоопределения учащихся старших классов, которая может служить дополнительным практическим материалом для дальнейшей деятельности, преподавателей, администрации школ, занимающихся проблемами профессионального самоопределения с выпускниками школы.
Выпускная
квалификационная работа
Глава I . Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию
старшеклассников
профессионального самоопределения учащихся старших классов
В настоящее время
изучение проблемы
учащихся старших классов
В жизни каждого
человека работа оказывает
ние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
В жизни каждого
человека наступает момент, когда
он должен выбирать профессию,
т.е. самоопределиться в
Возросшие требования современного производства к уровню
профессиональной
«Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза» - считает Сазонов А.Д. [20, с-11].
Понятие “профориентация”
кажется понятным каждому, кто
ознакомится с ним даже в
первый раз - это ориентация
школьников на те или иные
профессии. Примерно такие же
определения даются в
Мещерякова Б.
под профориентацией понимает
систему мероприятий,
Определений данного термина множество и произошло это вследствие длительного и многопланового развития деятельности по профориентации молодежи в разные исторические отрезки и в разных образовательных системах.
Содержание и смысл
термина “профориентация”