Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 578.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Утверждена приказом по университету №_____ от _______________2007 г.

 

 

Допущена к защите

«____» _______________2008 г.

Заведующая кафедрой педагогики и педагогических технологий, доктор педагогических наук, профессор                                              Таранова Т.Н.

______________________


 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Роль педагога-психолога  в формировании профессионального  самоопределения старшеклассников

 

Рецензент:

Зам. директора по УВР

МОУ гимназии № 1 г.Светлограда

Лукьянова Г.И.

 

 

 

Выполнила:

Меткалова Светлана Александровна

студентка специальности

«Педагогика и психология»

очной формы обучения

Дата защиты:

«____» ____________2008 г.

 

Оценка: ________

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

доцент Дендерина В.И.




 

 

Ставрополь, 2008

 

 Содержание

 

Введение

Глава I.  Теоретические основы деятельности педагога-психолога по

                 формированию профессионального  самоопределения  

                 старшеклассников

            I.1. Психолого-педагогические особенности организации

                   профессионального самоопределения учащихся старших классов     

            I.2.  Специфика деятельности педагога-психолога по формированию

                    профессионального самоопределения  старшеклассников 

            I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации

                   профессионального самоопределения  учащихся 11-х классов

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению

                  программы деятельности педагога-психолога  по профессиональному

                  выбору старшеклассников                

            II.1. Диагностика начального уровня профессионального

                    самоопределения учащихся 11-х классов  МОУ гимназии №1

                    г.Светлограда

            II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-

                    педагогической поддержки профессионального  самоопределения

                    выпускников школ 

            II.3. Сравнительный анализ полученных результатов

Заключение

Литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Динамизм социально-экономических преобразований в России, характеризуемый  сложностью и неоднозначностью процессов, происходящих на рынке труда, создает предпосылки для качественного изменения подготовки выпускников общеобразовательных школ к успешному вхождению в социальный и профессиональный мир, к выбору будущей профессии [ 7, c-47].

       С переходом  российского государства к экономике  рыночного типа необходимо существенное  переосмысление целей и задач  воспитательно-образовательного процесса средних общеобразовательных учреждений, создание условий для формирования и самореализации компетентного, творческого развивающегося человека, способного адаптироваться в быстро меняющейся обстановке [ 1, c-7].

      Сегодня профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовать себя в различных социальных ролях и видах общественных работ [1, c-9].

      «Закон Российской  Федерации «Об образовании» определил  условия для перехода к образованию  по выбору, предоставил возможность  ученику выбирать вид образовательного  учреждения и формы получения  образования. Демократические реформы привели к усилению внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях. В результате выпускник школы стал осознавать, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, обладает способностью приспосабливаться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным [ 14, c-57].

    В этой связи актуализируется  проблема профессионального самоопределения  молодежи, возникает необходимость  в новом подходе к ее решению в интересах, как самой личности, так и общества.

       В педагогической  науке исследованию проблемы  формирования профессионального  самоопределения выпускников всегда  уделялось особое внимание. Наибольшую  теоретическую и практическую  разработанность получила проблема профессиональной ориентации школьников.

       Методологические  основы профориентации раскрыты  в работах А.Е. 
Голомштока, Н.Н. Захарова, Л.А. Йовайши, Е.М. Павлютенкова, А.Д. Сазонова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой и др., определивших условия для создания системы профессиональной ориентации, особенности подготовки школьников к выбору профессии в процессе изучения основ наук, трудового обучения [14, c-61].

         Ряд исследований, посвященных проблеме самоопределения,  анализ этих научных исследований и практики свидетельствуют о том, что недостаточно изученной остается проблема подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению, неотъемлемая роль в которой отводится педагогу-психологу.

     Целью исследования является изучение процесса формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов.

     Объектом исследования выступает организация профориентационной работы по профессиональному самоопределению выпускников школы.

     Предметом исследования является деятельность педагога-психолога по поддержке профессионального самоопределения учащихся 11-х классов.

     В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:

- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;

- будет разработана и внедрена  авторская программа поддержки  педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.

    Для достижения поставленной  гипотезы в ходе исследования  решались следующие задачи:

       - изучить особенности  организации профессионального  самоопределения учащихся старших классов;

       - определить специфику  деятельности школьного педагога-психолога  по профессиональному самоопределению  старшеклассников;

       -  рассмотреть  вариативность подходов педагогов-психологов

к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;

       -  разработать  и внедрить авторскую программу  поддержки педагогом-психологом  профессионального самоопределения  учащихся одиннадцатого класса.

          В исследовании  был использован комплекс научно-педагогических методов:           

        1. Теоретических – изучение научной литературы, реферирование, аннотирование, конспектирование.

        2. Эмпирических – беседа, наблюдение, анкетирование тестирование, эксперимент.

          Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании проблем профессионального самоопределения старшеклассников, может служить дополнительным материалом к программам деятельности педагогов-психологов, преподавателей, администрации, занимающихся проблемами профессионального самоопределения учащихся.

       Практическая значимость состоит разработке и внедрении авторской программы по поддержке школьным педагогом-психологом

профессионального самоопределения  учащихся старших классов, которая  может служить дополнительным практическим материалом для дальнейшей деятельности, преподавателей, администрации школ, занимающихся проблемами профессионального самоопределения  с выпускниками школы.          

          Выпускная  квалификационная работа состоит  из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I . Теоретические основы деятельности педагога-психолога по

                формированию профессионального  самоопределения  

                старшеклассников

 

    1. Психолого-педагогические особенности организации 

профессионального самоопределения  учащихся старших классов     

    

    В настоящее время  изучение проблемы профессионального  самоопределения

учащихся старших классов уделяется  особое внимание.  Как и любой  другой вид деятельности оно имеет свои особенности организации и формирования.

     В жизни каждого  человека работа оказывает большое  влияние на его состоя-

ние и самочувствие. Удачно выбранная  профессия повышает самоуважение и  позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

      В жизни каждого  человека наступает момент, когда  он должен выбирать профессию,  т.е. самоопределиться в профессиональном  плане. У одних этот процесс  начинается очень рано, у других  нет. Чаще всего самоопределение сопряжено с трудностями, непоследовательном изменении профессиональных намерений. Поэтому на определенном этапе своего жизненного пути почти каждый человек нуждается в помощи, поддержке, когда дело касается вопроса выбора профессии. И здесь необходима помощь профессионала – педагога психолога [ 15, c-142].

     Возросшие требования  современного производства к  уровню

профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

    «Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза» - считает Сазонов  А.Д. [20, с-11].

      Понятие “профориентация”  кажется понятным каждому, кто  ознакомится с ним даже в  первый раз - это ориентация  школьников на те или иные  профессии. Примерно такие же  определения даются в методических  пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии [3, с-12].

      Мещерякова Б.  под профориентацией понимает  систему мероприятий, помогающих  человеку, вступающему в жизнь,  научно обоснованно выбрать профессию  или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения [19, с-46].

      Определений данного  термина множество и произошло  это вследствие длительного и  многопланового развития деятельности по профориентации молодежи в разные исторические отрезки и в разных образовательных системах.

      Содержание и смысл  термина “профориентация” развивались  и  развиваются по мере того, как менялось представление общества  о целях, задачах, методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из них отражало те или иные аспекты профориентации, выделяло какую-либо функцию, указывало на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривало с позиций педагогики, психологии, теории управления и др.

Информация о работе Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников