Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

           В совокупности все мероприятия,  проводимые с учащимися, должны  способствовать формированию у  них готовности к адекватному  выбору профессии, устойчивой  мотивации к выбранной профессиональной  деятельности, и, как следствие, повышать уровень адаптации обучающихся и в социуме, и в профессиональной среде.

         Психологическая  помощь, направленная на профилактику  профессионально-ролевой дезадаптации  будущих специалистов, считают Маралов  В.Г.,  Битянова М.Р., осуществляется через систему психопрофилактических мероприятий, таких как:

      - диагностика индивидуально-психологических  особенностей личностного развития  учащихся с целью выявления  профессионально важных и профессионально  нежелательных качеств; 

           - выявление симптомокомплексов качеств личности, имеющих тенденцию преобразования в профессиональные деформации, с целью определения конкретного направления, приемов и методов профилактической работы;

           - разработка  и проведение комплексов упражнений  и занятий, как групповых, так и индивидуальных, с целью повышения компетентности учащихся в обсуждаемых вопросах; создание условий для решения следующих задач: усвоения нового знания, осознания и рефлексии состояний, овладения приемами и способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции поведения;

           - организация  мониторинга личностного развития  учащихся с целью наблюдения, оценки и прогнозирования личностного развития в условиях реализации психопрофилактических мероприятий. Здесь могут решаться следующие задачи: рефлексия прошлого опыта и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

            -     организация работы  с профессиональным будущим с  целью определения желаемых профессиональных достижений, возможных помех и способов их предупреждения [15, c-65].

       Чаще всего  используется  в современной школе  программа психолого-педагогической  деятельности по профориентационному   самоопределению старшеклассников, предложенная Климовым Е.А [ 11, c-84 – 86], которая состоит из 11 основных видов деятельности, таких как: 

1. Составление  плана  работы  по профориентации и обсуждение  его с ответственным за профориентацию  в школе и с классными руководителями .

2. Групповая  консультация с  учащимися по профориентационным методикам и профориентационным играм.

3. Экспресс - консультации по результатам  проведения методик.

4.Работа группами по пяти  профессиональным направлениям: человек  знак, человек - техника, человек  -  природа, человек -  художественный образ, человек - человек.

        В группе  могут заниматься все желающие  учащиеся. Проводится пять занятий, на каждом из которых рассматривается одно из профессиональных направлений.

5. Приглашение  специалистов - преподавателей пяти профессиональных направлений:  студентов,  молодых специалистов,  профессионалов  в своем деле.

6. Индивидуальные консультации  для тех учащихся, кто еще затрудняется  в выборе профессии.

7. Профориентационные игры.

8. Работа с родителями  на родительском собрании.

9. Индивидуальные консультации для родителей /по желанию/.

10.Анкетирование учащихся  по результатам работы.

11.Заключительная беседа  с  ответственными  за  профориентацию  в школе, с классными руководителями [11, c- 84 - 86].

              Изучая психолого-педагогические особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов, можно сделать вывод о том, что это сложно организованный процесс, который имеет свои структуру, цели, методы, отличающие его от других видов деятельности.

    Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом профессионализации является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой. Вот почему именно на данном этапе так важна деятельность педагога-психолога по формированию профессионального самоопределения. 

I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию 

       профессионального  самоопределения старшеклассников        

        Рассматривая проблему профессионального самоопределения старшеклассников, необходимо выделить значимость самой деятельности педагога-психолога в оказании профессиональной помощи учащимся, а также рассмотреть специфику этой деятельности.

        В характеристике деятельности педагога психолога по профессиональному самоопределению учащихся необходимо выделить и рассмотреть два ключевых понятия: деятельность и деятельность педагога-психолога.

            Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [ 21, с- 115 ].

           Деятельность педагога-психолога – разновидность профессиональной деятельности, направленной на всестороннюю подготовку различных кадров -определяет Климов Е.А. [21, c – 119 ].

          Специфика  деятельности педагога-психолога  по профессиональному самоопределению  старшеклассников определяется  необходимостью освоения нового  социально-экономического опыта.  С одной стороны, появившиеся  в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит процесс ломки стереотипов традиционных форм

профессионализации, которые также  претерпевают изменения в современных  условиях [ 7, с-34].

         Так Дубровина  И.В.  важным считает и то, что  образ профессии, как когнитивное  и эмоциональное образование,  в определенной мере меняет  систему общих ориентиров в  общественном и индивидуальном  сознании людей. Раньше идеальный  образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни». Неопределенность ценных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, а не как существенная часть самого образа жизни [8, с-27].

          Все  это приводит к поиску новых  эффективных подходов педагогов-психологов  для  оказания помощи учащимся, которые либо находятся в состоянии  неопределенности, либо сделали  свой сомнительный выбор [12, с-55].

        Специфика  деятельности педагога-психолога  по формированию профессионального  выбора у старшеклассников, считает  Шевандрин Н.И., имеет важное значение в силу того, что она задает как бы «мелодию» для всего дальнейшего профессионального пути [35, с-144].

      В исследованиях  X. Томэ и В. Джайде показано, что при профессиональном выборе у учащихся 11-х классов могут возникать определенные отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределенное время или перекладывая ответственность на педагога-психолога [32, c-75].

       Опираясь на  все исследования ситуации профессионального выбора, можно констатировать, что при профессиональной консультации старшеклассник реализует три типа установок: на педагога-психолога, на конкретно специфическую задачу профессионального выбора и на профессиональное будущее в целом [32, c-82].

      Современное общество  предъявляет школе новые требования  к организации профориентационной  работы с учащимися. «Концепция  модернизации российского образования  на период до 2010 года», одобренной  Правительством РФ, предусматривается  деятельность педагога-психолога по формированию профессионального выбора учащихся старших классов [27, с-29].

        При рассмотрении  деятельности педагога-психолога  по формированию профессионального  выбора одиннадцатиклассников немало  важной частью является рассмотрение  основных нормативных документов, с которыми должен быть ознакомлен педагог-психолог, и знаниями, которые он обязан использовать и варьировать в своей работе. Вот основные из них:

     1. Закон РФ «Об  образовании» 1992 г. (Федеральный закон  от 13.01.1996 г. № 12-Ф «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» ).

     2. «Концепция модернизации  российского образования на период  до 2010 года ».

     3. «Конвенция о правах  ребенка 1993 года».

     4. «Концепция Федеральной  целевой программы развития образования на 2006-2010 годы»

     5. Приоритетные направления  развития образовательной системы  Российской Федерации (одобрены  на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г.)

     6. Распоряжение правительства  РФ от 19.12.2001 года №  1756-р (27, с-34)

      В РФ в системе  Министерства труда существует  служба профессиональной ориентации. Работают и региональные центры  профессиональной ориентации молодежи (В.Н. Дружинин).

    Создание «системы специализированной подготовки (деятельность педагога-психолога) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся – одно из направлений работы министерства труда РФ. Работа педагога-психолога с учащимися по формированию их профессионального выбора рассматривается как средство дифференциации, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся » - Дружинин В.Н [38, с-15].

         Прежде  чем оказывать помощь учащимся старших классов в выборе профессии, педагогу-психологу необходимо осознать цель и смысл оказываемой помощи, четко представлять перспективы ограничения развития личности в зависимости от выбора профессии  и дальнейшего профессионального поведения, учитывать специфику индивидуальной организации этой работы.

        Брушлинский  А.В. выделяет две основные  формы работы педагога-психолога  с учащимися 11 классов по формированию  профессионального выбора: адаптивную и развивающую [2, с-36]

        Наиболее распространенными видами адаптивной являются диагностическая, бихевиористская и психоаналитическая профконсультации.     Диагностическая профконсультация базируется на трехфакторной теории профориентации Ф. Парсонса, основные положения которой он сформулировал еще в 1908 году. Он предложил выделять три фазы профориентационной работы педагога-психолога: первая включает изучение психических и личностных особенностей, вторая предполагает изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах и третья подразумевает сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии [2, c-45].

            Таким образом, предполагается, что  существует жесткая взаимосвязь  между особенностями человека  и профессиональными требованиями. Сам выбор профессии рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Привлекательность такой схемы в ее внешней простоте и, вроде бы, логичности.

            Вместе с тем, существенный  просчет допускают приверженцы диагностического подхода, когда берутся решать судьбу человека, выбирая за него, кем ему быть, исключая тем самым из процесса принятия решения самого учащегося. Неправомерно принимать решение на основе одних только результатов диагностического обследования без учета изменений в мире профессий и перспективы развития личности [2, с-44]

            Бихевиористская (воспитательная) концепция  профконсультации основана на представлениях о более или менее однозначной обусловленности поведения человека набором внешних воздействий. По мнению сторонников воспитательной концепции любого человека можно обучить любой профессии, следует лишь правильно подобрать наиболее эффективные методы профессионального обучения [2, с-48].

           Отсюда и главная цель деятельности педагога-психолога, которую выделяет Королькова Г.Ф — изучить индивидуальные особенности и организовать наиболее оптимальные условия для обучения. Эта концепция выглядит более привлекательно, поскольку в большей степени учитывает огромные возможности развития способностей. Но она полностью игнорирует данные, полученные в теории и практике дифференциальной психофизиологии.       Существующие природные и малоизменяющиеся индивидуальные различия между людьми могут быть благоприятными для формирования профпригодности в одних профессиях и стать неопреодолимым препятствием для других [2, с-53].

Информация о работе Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников