Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

    Поэтому прежде чем  дать одно общее определение  термину «профориентация», уточним  представления о трех его основных  составляющих: «деятельность», «профессия»,  «ориентация» [10, c-24].

       Введение категории  «деятельность» в рассматриваемое понятие “профессиональная ориентация” позволяет представить профориентацию не только как практику, но и как теоретическую деятельность, а точнее междисциплинарное научное направление, представляющее собой не только определенную сумму знаний, но и деятельность по получению этих знаний [10, с-26].

        Возникнув  как практическая деятельность, профориентация постепенно обогащается  теорией, что позволяет рассмотреть  профориентацию в единстве теоретической  и практической деятельности.

      “ Профессия ( от латинского professio- официально указанное занятие, специальность, от profiteor- объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования” [33, с-164].

         Понятие “ориентация” употребляется в ряде наук. Везде оно так или иначе связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В энциклопедии ориентация (фр.orientation буквально - направлять на восток) определяется в прямом и переносном смысле. В прямом - умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном - направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону [31, с-188].

         В работах  Корольковой Г.Ф мы видим, что  какие бы определения не давались  понятию “профориентация”, ясно, что все они связаны с деятельностью по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить о его ориентацию на профессию [13, с-98].

       Изложенное выше  понимание профориентации как  единства практической работы  и теории позволяет дать следующее  определение.                   Профессиональная ориентация - это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися, принадлежащее Дубровиной И.В [7, с-28].

       Важным компонентом  системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональный выбор.

       Как пишет Евстратов  В.Г., изучение психологических проблем  профессионального выбора определяется  необходимостью освоения нового  социально-экономического опыта.  С одной стороны, появившиеся  в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях [7, с-34].

       Изучая работы  различных педагогов, психологов (Климова Е.А., Евстратова В.Г., Маралова  В.Г), мы можем видеть, что они  отождествляют понятия «профессиональное  самоопределение» и «профессиональный  выбор».

       В современной психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживаются точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности.

       Профессиональное  самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность.

        Ряд авторов  (Климов Е.А., Леонтьев Д., Захаров  Н.Н.) придерживаются взгляда на  выбор профессии как на частный  случай социального самоопределения,  т.е. выбор профессии - социально  заданное явление, определяемое  прежде всего социальными характеристиками профессии [ 22, c- 82].

        Наиболее продуктивным, по мнению Леонтьева,  является  подход к выбору профессии  как одному из важнейших событий  в целостном жизнеопределении  человека. Выбор профессии связан  с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа "Я" человека, определяя течение его жизни [14, c-56].

       Пряжникова Н.С.  в ряду основных факторов выбора  профессии называет следующие: интересы (познавательный, профессиональный интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным.   Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий [20, c-105].

        Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требует высокой активности субъекта, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.    Важными факторами в профессиональном самоопределении

старшеклассников, по мнению Чистяковой С.Н., являются:

      - способность адекватно  оценивать свои качества как  факторы выбора профессии;

      - способность изучать  мир профессий, опираясь на  неслучайные факторы, формировать  адекватное представление о нем;

      - способность выделять  главное для себя при выборе  профессии, т.е. сформировывать  индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценить ситуацию выбора профессии [29, c-153].

         Проблемы  профессионального самоопределения  всесторонне изучены в исследованиях  Е.А.Климова, Н. С. Пряжникова  и др. Ими выявлено, что сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

        Пряжникова Н.С. считает целью профессионального самоопределения постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

        Достижение  данной цели предполагает взаимодействие  двух сторон - самоопределяющегося  субъекта и субъекта, направляющего,  формирующего готовность и способность к адекватному выбору на любом этапе жизненного пути.

   Содержательно-процессуальная  модель профессионального самоопределения,  разработанная Прощинской Е.Н.,  предполагает:

      - наличие ценностно-нравственной  основы самоопределения;

знание о выбираемых целях;

       - представление  об основных внешних препятствиях  на пути к выделенным целям; 

       - знание путей  и способов преодоления внешних  и внутренних препятствий  [17, c-27 ].

          Личный  профессиональный план представляет  собой основу для самоопределяющейся личности, позволяет выделять особенности профессионального самоопределения, а также дает возможность определять содержание деятельности специалистов, оказывающих помощь учащимся в процессе профессионального самоопределения.

          В работах Подлесновой Н. мы находим, что успешное решение проблем профессионального самоопределения учащихся предполагает сформированность у них:

       - внутренней  готовности к осознанному и  самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (адекватный выбор жизненного пути, в том числе профессионального);

       - готовности рассматривать  себя развивающимся во времени  и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (мотивация к избранной деятельности) [ 17, c- 34 ].

       Это способствует  адекватному выбору профессии  обучающимися, их устойчивой мотивации  к избранной профессиональной  деятельности и повышению качества  профильной допрофессиональной  подготовки, что, в свою очередь, должно обеспечивать в последующем успешную адаптацию молодых специалистов в профессиональной среде.

        По мнению  Е. Пряжниковой для достижения  наибольшей эффективности комплекс  необходимых профориентационных  мероприятий в общеобразовательном учреждении осуществляется через специально организованную психолого-педагогическую деятельность с учащимися 11-х классов.

     Сущность психолого-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению учащихся старших классов заключается в том, что она является способом оптимизации процесса социализации на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды, при этом конкретное содержание определяется рядом параметров: объектом, на который она направлена, сферой приложения и социальными функциями.

     Содержание психолого-педагогической деятельности предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду профессиональной деятельности [ 19, c- 43].

       С учетом специфики  профессионального самоопределения  старшеклассников, Климовым Е.А определены  следующие его функции деятельности педагога-психолога:

      - диагностическая,

      - прогностическая,

      - коррекционная,

      - дидактическая,

      - посредническая [ 19, c-2-3].

     К средствам психолого-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школ относятся все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели этой деятельности, считает Захаров Н.Н. В качестве средств социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении учащихся 11-х классов выделяют следующие:

       - пространственно-временные  ресурсы; 

       - кадровые ресурсы;

       - программно-методическое  обеспечение; 

       - нормативно-правовую  базу;

       - материальные  ресурсы [12, c-53].

       В психолого-педагогической  деятельности по оказанию помощи  учащимся в профессиональном  самоопределении Климов Е.А. выделяет различные методы:

               - педагогические методы - словесные, наглядные, практические;     методы формирования сознания личности (беседы, диспуты, лекции, метод примера); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание);

               - социально-психологические методы - методы исследования (методы сбора информации, методы диагностики, методы обработки и интерпретации); методы воздействия (методы коррекции и терапии; мотивирования и управления; обучения и развития; конструирования и творчества) [ 20, c-43] .

       На основе анализа  теории и практики профессионального  самоопределения, теории социально-педагогической  деятельности, а также практического опыта по организации работы 11-х классов в общеобразовательных учреждениях может быть использована модель социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении учащихся, разработанная Митиной М.Л. Основными компонентами данной модели являются:

          - образовательный, реализуемый в обучении и воспитании учащихся и предполагающий сформированность у учащихся социальных знаний - об особенностях выбранной профессии, о психологических особенностях личности профессионала, об особенностях профессиональной среды и общения в ней; специальных умений - коммуникативных, организаторских, аналитических, прогностических; специальных навыков бесконфликтного общения, организации пространства, рефлексии, самоанализа. Важным в данном процессе является формирование ценностного отношения к выбранной профессии, осознание учащимися ценности данного труда и профессиональной ответственности за результаты своей деятельности;

           - психологический, направленный на психодиагностику индивидуальных особенностей личности для выявления и развития профессионально значимых и психокоррекции профессионально нежелательных качеств личности. Реализация психологического компонента предполагает также психологическое консультирование по результатам исследования и психологическое просвещение учащихся, их родителей и учителей;

           - посреднический, предполагающий организацию совместной деятельности учащихся, учителей, родителей с целью соотнесения профессиональных планов учащихся с ожиданиями их родителей; координацию их усилий для реализации личной профессиональной перспективы учащихся; информирование учащихся и родителей по вопросам, связанным с выбором будущей профессии. Реализуется данный компонент через организацию и проведение педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, родительских групп и родительских собраний [21, c-37].

Информация о работе Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников