Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

         В данном  лицее работают два педагога-психолога: Бондаренко Татьяна Владимировна и Нестеренко Людмила Алексеевна. Проработали эти педагоги-психологи в лицее уже около 15 лет и их профессиональная деятельность носит авторский характер. Они разработали свою технологию по профессиональному самоопределению учащихся лицея.

         Основой  технологии психолого-педагогической  деятельности с учащимися педагогических  классов в период формирования  у них профессиональных намерений  является реализация комплексного  подхода к решению проблем  их профессионального самоопределения. Методика предполагает выделение в деятельности трех составляющих и включает следующее:

- диагностику индивидуальных особенностей  учащихся и отслеживание динамики  развития личности в процессе  обучения (психологическая составляющая);

- обучение учащихся по учебной  программе "Введение в педагогическую  профессию" (образовательная составляющая);

- работу с другими субъектами  деятельности по оказанию психолого-педагогической  помощи учащимся в процессе  их профессионального самоопределения (посредническая составляющая) [ 14, c-57].

      Психолого-педагогическая  деятельность педагогов с учащимися  на стадии выбора профессии  осуществляется в два этапа: 

1-й этап - психодиагностический;

2-й этап - психолого-педагогический.

       На психодиагностическом этапе ведущей является деятельность педагога-психолога, поскольку только этот специалист компетентен в вопросах диагностики, а также коррекции личностных качеств, без чего невозможно проведение работы по профориентации. Педагог-психолог проводит диагностическое исследование с целью изучения индивидуально-психологических особенностей развития личности учащихся педагогического класса.

      При этом Татьяна  Владимировна и Людмила Алексеевна  используют следующие методы:

исследования и диагностики: опрос (анкетирование); тестирование;

обработки и интерпретации данных: статистические методы, корреляционный метод [14, c 59].

       Для изучения  индивидуальных особенностей развития  личности учащихся, выбравших профессию  педагога, Татьяна Владимировна и Людмила Алексеевна считают целесообразным применение следующего комплекса психодиагностических методик:

      - СПА (социально-психологическая адаптация). Применение данной методики позволяет оценивать степень адаптации личности в социуме, а также определять причины дезадаптации;

      - МИС (методика исследования самоотношения). С ее помощью определяются особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному Я, оказывающие регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играющие важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные мероприятия;

      - Тест-опросник К.Леонгарда (адаптация Шмишека). С его помощью выявляются акцентуации характера и темперамента (доминирующие черты), которые сами по себе не являются проявлениями патологии, но при определенных условиях они могут развиваться по патоформному пути, т. е. трансформироваться в личностные деструкции [14, c-61].

       Результаты диагностического  исследования по методикам заносятся  в сводные таблицы, что позволяет  найти им средние показатели  по группе учеников для последующего сопоставления.

       Таким образом,  в ходе психодиагностического  этапа психолого-педагогической  деятельности в профессиональном  самоопределении учащихся педагогических  классов Татьяна Владимировна  и Людмила Алексеевна реализуют  психологическую (психодиагностика) и посредническую (организация и координация) составляющие деятельности [14, c-63].

       Результаты диагностического  исследования позволяют определить  направленность дальнейшей деятельности педагога-психолога с учащимися, их родителями и учителями. В соответствии с этим педагог-психолог планирует, организует и осуществляет свою последующую деятельность.

       На психолого-педагогическом этапе педагоги-психологи организуют и непосредственно участвуют в проведении профориентационных мероприятий в соответствии с намеченным планом.

Ведущее место среди профориентационных мероприятий они отводят учебному курсу "Введение в педагогическую профессию". Однако, чтобы этот курс действительно способствовал профессиональному  самоопределению учащихся и их последующей успешной профессионально-ролевой адаптации, он должен отвечать определенным дидактическим требованиям [14, c-64].

       В целом учебный  курс ориентирован на выработку  у учащихся педагогических классов  системы личностных смыслов, так  как именно это является сущностью профессионального самоопределения. Целью своей работы по профессиональному самоопределению выпускников лицея Татьяна Владимировна и Людмила Алексеевна считают следующее:

    - сформировать у учащихся  представление о профессиональной деятельности педагога, об особенностях профессиональной среды;

    - способствовать развитию  аналитических, прогностических,  рефлексивных, организаторских и  коммуникативных умений; социальных  навыков бесконфликтного общения, организации пространства, рефлексии, самоанализа;

    - сформировать ценностное  отношение к выбранной профессии,  предполагающее осознание учащимися  ценности педагогического труда  и профессиональной ответственности  за результаты своей деятельности;

    - способствовать формированию устойчивой мотивации учащихся к педагогической деятельности и получению педагогического профессионального образования;

   - способствовать формированию  готовности к адекватному выбору  профессии [14, c-65].

        Не менее  интересен опыт работы педагогов-психологов по профессиональному самоопределению выпускников школ рассмотрим на примере педагогов-психологов МОУ гимназии № 1 г.Светлограда Ставропольского края.

         В индивидуальной  профориентационной деятельности  педагогов-психологов МОУ гимназии №1 г.Светлограда  Бородаенко Татьяны Николаевны и Калашниковой Натальи Геннадьевны по профессиональному самоопределению выпускников лицея есть свои подходы к ее организации.

       Одним из основных  направлений профориентационной  работы этих педагогов-психологов является системная, целенаправленная работа по профессиональной ориентации учащихся лицея при взаимодействии с другими заинтересованными организациями: районным отделом образования, администрацией района, работодателями. Начиная с 2000 года данная работа строится на основе ежегодно заключаемого соглашения с районным отделом образования о проведении профориентационной работы. В настоящее время основой всей работы со школьниками является реализация профориентационной программы «Путь в профессию», разработанной Татьяной Владимировной и Натальей Геннадьевной для учащихся 7–11-х классов гимназии [18, c-6].

       C  2005 учебного года  программа лицея «Путь в профессию» включена в учебный и воспитательный планы работы во всех общеобразовательных школах города.

       Одной из особенностей  данного творческого опыта является  то, что вопросы профориентационной  работы в школах рассматриваются  обязательно с приглашением представителей  отдела образования, отдела молодежи, директоров школ, учителей, педагогов-психологов г.Светлограда, ответственных за профориентационную работу [18, c-8].

      Ежегодно педагогами-психологами   Татьяной Николаевной и Натальей  Геннадьевной на территории района  составляется и действует план  общерайонных мероприятий по  профориентации учащихся выпускных классов школ и гимназии проводятся круглые столы по проблемам профориентации с участием педагогов-психологов школ, представителей центра занятости, администрации района, районного отдела образования, отдела молодежи, организуются ярмарки учебных мест [18, c-8].

    В гимназии получили  распространение и пользуются  достаточной популярностью среди  старшеклассников такие мероприятия,  как «День службы занятости  в гимназии» и «День выпускника  в  гимназии». Эти мероприятия  позволяют выпускникам более детально познакомиться со структурой и формами работы по профессиональному самоопределению, получить консультацию по выбору профессии, вопросам профессионального самоопределения, пройти тестирование, подобрать учебное заведение для дальнейшего обучения [18, c-8-9].

     Среди других форм  работы педагогов-психологов МОУ  гимназии №1 со старшеклассниками  получили наибольшее распространение  «Уроки занятости в школе»; групповые  консультации выпускников школ  по ситуации на рынке труда,  выбору профессии, диагностике профессиональных интересов и склонностей, личностных качеств выпускников школ.

   Свою работу Татьяна Николаевна  и Наталья Геннадьевна строят  по трем основным направлениям:

   Теоретическое направление.

  В рамках этого направления на методическом объединении рассматриваются теоретические основы профессионального самоопределения, типологии профессионального и личностного самоопределения, некоторые аспекты оказания конкретной профконсультационной помощи в ситуации выбора профессии;

     Конкретная методическая помощь по работе с программой «Путь в профессию». 
    В рамках этого направления работы происходит обмен опытом работы между учителями разных школ, прорабатываются особенности практического использования различных тестовых методик и опросников, профориентационных игр, рассматриваются подробно наиболее сложные разделы программы.

      Работа  по профессиональному самоопределению  самих педагогов-                         психологов,  ведущих курс в  школах района[18, c-11-12]. 
       В целом, необходимо отметить, что профориентационная работа педагогов-психологов гимназии №1 г.Светлограда со школьниками, во взаимодействии с другими заинтересованными структурами, перспективна по своей сути и содержанию. Эта работа помогает сократить возможность ошибки в предстоящем выборе профессии, придает выпускникам больше уверенности в своих силах, создает положительный психологический настрой. Следует отметить, что для более эффективного решения задач профориентации необходимо активное участие работодателей, нуждающихся в притоке новых кадров, разработка перспективной программы подготовки кадров для района.

        Необходимо  помнить, что конечный смысл  профориентационной работы  педагога-психолога  в школе состоит не только  в том, чтобы реализовать личные потребности человека, но и учесть потребности общества. Поэтому очень важным направлением в работе с учащимися школ становится формирование у них мотивов и ценностных установок при выборе профессии. Профориентационная работа в школе обязана не только знакомить с основами выбора профессии, программой «Путь в профессию», но и должна учить трудиться, ибо как говорил еще Эдисон: «Успех в любом деле – это 10 % везения и 90 % потения»[ 12, c-26].

    Таким образом, рассматривая  теоретические основы деятельности  педагога-психолога по формированию профессионального самоопределения учащихся выпускных классов можно сделать вывод о том, что эта деятельность сложная система взаимосвязей знаний, опыта и организационных усилий не только педагогов, учащихся, но и родителей и общественности в целом. Она требует своей организации и постоянного совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению

                 программы деятельности педагога  – психолога по  

                 профессиональному выбору старшеклассников                        

 

    1.  Диагностика начального уровня профессионального самоопределения   учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1 г.Светлограда

                     

         Процесс  теоретического осмысления создания условий совершенствования профориентационной работы в старших классах далек от своего завершения. Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий этой области, таких как профессиональная ориентация и профессия.

      Для изучения профессиональных  интересов, намерений, а также  направленности личности старшеклассника  через опору на профессиональную  работу необходимо обращение  к школьной практике.

     Опытно – экспериментальная работа по внедрению программы дополнительной деятельности педагога-психолога по профессиональному самоопределению требует исследовательской работы, которая имеет свою цель и этапы ее реализации.

     Цель эксперимента: проверка эффективности внедрения программы дополнительной деятельности педагога-психолога по профессиональному самоопределению учащихся 11-х классов.

     Для упорядочения хода педагогического  эксперимента были определены  следующие его этапы: подготовительный, констатирующий, формирующий и итоговый.

Информация о работе Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников