Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.
Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение
В данном
лицее работают два педагога-
Основой
технологии психолого-
- диагностику индивидуальных
- обучение учащихся по учебной
программе "Введение в
- работу с другими субъектами
деятельности по оказанию
Психолого-педагогическая
деятельность педагогов с
1-й этап - психодиагностический;
2-й этап - психолого-педагогический.
На психодиагностическом этапе ведущей является деятельность педагога-психолога, поскольку только этот специалист компетентен в вопросах диагностики, а также коррекции личностных качеств, без чего невозможно проведение работы по профориентации. Педагог-психолог проводит диагностическое исследование с целью изучения индивидуально-психологических особенностей развития личности учащихся педагогического класса.
При этом Татьяна
Владимировна и Людмила
исследования и диагностики: опрос (анкетирование); тестирование;
обработки и интерпретации данных: статистические методы, корреляционный метод [14, c 59].
Для изучения
индивидуальных особенностей
- СПА (социально-психологическая адаптация). Применение данной методики позволяет оценивать степень адаптации личности в социуме, а также определять причины дезадаптации;
- МИС (методика исследования самоотношения). С ее помощью определяются особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному Я, оказывающие регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играющие важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные мероприятия;
- Тест-опросник К.Леонгарда (адаптация Шмишека). С его помощью выявляются акцентуации характера и темперамента (доминирующие черты), которые сами по себе не являются проявлениями патологии, но при определенных условиях они могут развиваться по патоформному пути, т. е. трансформироваться в личностные деструкции [14, c-61].
Результаты диагностического
исследования по методикам
Таким образом,
в ходе психодиагностического
этапа психолого-
Результаты диагностического
исследования позволяют
На психолого-педагогическом этапе педагоги-психологи организуют и непосредственно участвуют в проведении профориентационных мероприятий в соответствии с намеченным планом.
Ведущее место среди профориентационных
мероприятий они отводят
В целом учебный
курс ориентирован на
- сформировать у учащихся
представление о
- способствовать развитию
аналитических,
- сформировать ценностное
отношение к выбранной
- способствовать формированию устойчивой мотивации учащихся к педагогической деятельности и получению педагогического профессионального образования;
- способствовать формированию
готовности к адекватному
Не менее
интересен опыт работы
В индивидуальной
профориентационной
Одним из основных
направлений
C 2005 учебного года программа лицея «Путь в профессию» включена в учебный и воспитательный планы работы во всех общеобразовательных школах города.
Одной из особенностей
данного творческого опыта
Ежегодно педагогами-
В гимназии получили
распространение и пользуются
достаточной популярностью
Среди других форм
работы педагогов-психологов
Свою работу Татьяна
Теоретическое направление.
В рамках этого направления на методическом объединении рассматриваются теоретические основы профессионального самоопределения, типологии профессионального и личностного самоопределения, некоторые аспекты оказания конкретной профконсультационной помощи в ситуации выбора профессии;
Конкретная методическая помощь по работе
с программой «Путь в профессию».
В рамках этого направления
работы происходит обмен опытом работы
между учителями разных школ, прорабатываются
особенности практического использования
различных тестовых методик и опросников,
профориентационных игр, рассматриваются
подробно наиболее сложные разделы программы.
Работа
по профессиональному
В целом, необходимо
отметить, что профориентационная работа
педагогов-психологов гимназии №1 г.Светлограда
со школьниками, во взаимодействии с другими
заинтересованными структурами, перспективна
по своей сути и содержанию. Эта работа
помогает сократить возможность ошибки
в предстоящем выборе профессии, придает
выпускникам больше уверенности в своих
силах, создает положительный психологический
настрой. Следует отметить, что для более
эффективного решения задач профориентации
необходимо активное участие работодателей,
нуждающихся в притоке новых кадров, разработка
перспективной программы подготовки кадров
для района.
Необходимо
помнить, что конечный смысл
профориентационной работы педагога-психолога
в школе состоит не только
в том, чтобы реализовать
Таким образом, рассматривая
теоретические основы
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности
профессиональному выбору старшеклассников
Процесс
теоретического осмысления
Для изучения профессиональных
интересов, намерений, а также
направленности личности
Опытно – экспериментальная работа по внедрению программы дополнительной деятельности педагога-психолога по профессиональному самоопределению требует исследовательской работы, которая имеет свою цель и этапы ее реализации.
Цель эксперимента: проверка эффективности внедрения программы дополнительной деятельности педагога-психолога по профессиональному самоопределению учащихся 11-х классов.
Для упорядочения хода