Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 578.50 Кб (Скачать)



 

      

      Из показателей, представленных  в таблице 4 видно, что семью  участниками из 10 (70%) набрано от 20 до 30 баллов. Это говорит об их низком уровне оценки своей пригодности к выбранной профессии.

     Трое из участников (30%) набрали  от 30 до 40 баллов, это характеризует  средний уровень сформированности  оценки своей пригодности к  выбранной профессии.

     Сводные результаты по второй методике «уровень оценки участниками пригодности к выбранной профессии» представлены в диаграмме №2.

 

Диаграмма 2

 

Сводные результаты уровня оценки участниками 

пригодности к выбранной профессии

        Из показателей диаграммы 2  видно, что результаты участников контрольной группы выше результатов участников экспериментальной, так как семь участников экспериментальной группы набрали наименьшее количество баллов, характеризующее низкий уровень оценки ими своей пригодности к выбранной профессии.

      Третья методика была проведена  по анкете №3 для выявления  осознанности выбора профессии  ( См. Приложение 3 ).

    После обработки анкеты №3  с участниками контрольной группы, получены результаты, представленные  в таблице 5.

Таблица 5

Уровень осознанности выбора профессии

участниками  К.Г ( К.Э )

 

 

 

№ п/п

Ф.И

В.1;

баллы

В.2;

баллы

В.3;

баллы

В.4;

баллы

В.5;

баллы

сумма

баллов

уровень

1.

Ульяна Д.

да (10)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет(5)

35 бал.

средний

2.

Светлана Т.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

3.

Алина О.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

4.

Светлана Ч.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

5.

Ольга К.

нет (5)

да (10)

да (10)

нет (5)

да (10)

40 бал.

высокий

6.

Артем И.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет (5)

30 бал.

низкий

7.

Арсений Г.

да (10)

нет (5)

да (10)

да (10)

нет (5)

40 бал.

высокий

8.

Виталий О.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет(5)

нет (5)

30 бал.

низкий

9.

Руслан П.

нет (5)

нет (5)

да (10)

да (10)

нет (5)

35 бал.

средний

10.

Антон В.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет (5)

30 бал.

низкий




         Из данных, приведенных в таблице 5, видно, что двое из участников из 10  (20%) набрали от 40 до 50 баллов, что говорит о высоком уровне осознанности выбора профессии. Пять человек из 10 (50%) набрали от 30 до 40 баллов, это свидетельствует о среднем уровне осознанности выбора профессии. Всего три учащихся (30 %) набрали от 10 до 30 баллов, это характеризующих низкий уровень осознанности выбора профессии.

     С участниками экспериментальной  группы по этой же методике  была проведена анкета полученырезультаты, представленные в таблице 6.

 

 

 

Таблица 6

 

Уровень осознанности выбора профессии

 участниками Э.Г (К.Э)

 

№ п/п

Ф.И

В.1;

баллы

В.2;

баллы

В.3;

баллы

В.4;

баллы

В.5;

баллы

сумма

баллов

уровень

1.

Татьяна Ч.

нет(5)

нет (5)

да (10)

да (10)

нет(5)

35 бал.

средний

2.

Ангелина П.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет (5)

30 бал.

низкий

3.

Даниил Р.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

4.

Никита Г.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет (5)

30 бал.

низкий

5.

Руслана К.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

да (10)

35 бал.

средний

6.

Дмитрий Н.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет (5)

30 бал.

низкий

7.

Богдан Ч.

нет(5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет (5)

30 бал.

низкий

8.

Ульяна Ч.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет(5)

нет (5)

30 бал.

низкий

9.

Сергей Т.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет (5)

30 бал.

низкий

10.

Ольга В.

нет (5)

нет (5)

да (10)

нет (5)

нет (5)

30 бал.

низкий




 

     

        По результатам таблицы можно сказать, что у семи человек (70%) набрана сумма баллов, характеризующая низкий уровень осознанности выбора профессии.

       Трое учащихся из 10 (30%) заработали  сумму, характеризующую средний  уровень осознанности выбора  профессии.

      Сводные результаты осознанности выбора профессии представлены в диаграмме 3.

 

 

 

 

Диаграмма 3

 

Сводные результаты осознанности выбора профессии 

участниками К.Г и Э.Г(К.Э)

        Результаты данной диаграммы показывают, что участниками Э.Г набрано количество баллов, которые характеризуют их низкий уровень осознанности выбора профессии.  Результаты представленные участниками К.Г характеризуются средним уровнем осознанности их выбора профессии.

      При сравнении полученных данных у испытуемых по использованным трем методикам, можно сделать вывод о том, что у участников экспериментальной группы общий уровень сформированности профессионального самоопределения более низкий (об этом свидетельствуют суммы набранных баллов), это позволяет с данной группой испытуемых продолжить дальнейшую исследовательскую работу по повышению их уровня сформированности профессионального самоопределения.

    Для этого была разработана  авторская программа психолого-педагогической  поддержки профессионального самоопределения участников экспериментальной группы  и реализована на следующем формирующем этапе.

 

 

II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого –

        педагогической поддержки профессионального  самоопределения

        выпускников школ    

 

         Правительством РФ рассматривается проект Положения о профессиональной ориентации населения в Российской Федерации, который предусматривает включение в государственный стандарт общего образования учебные предметы о законах формирования рынка труда, мире профессий, профессиональном образовании и его взаимосвязи с оплатой труда, планирование карьеры. Важно разработать общегосударственную концепцию трудового воспитания, профессиональной ориентации и обеспечения занятости молодежи и подростков. В Федеральном агентстве по образованию готовятся меры по развитию профессионального образования в школах. Но когда это будет разработано и внедрено неизвестно.

В целях формирования профессиональной определенности одиннадцатиклассников  экспериментальной группы нами был разработан и внедрен в учебно-воспитательный процесс спецкурс «Профессия  - это важно», состоящий из различных форм направленных на совершенствование уровня профессионального самоопределения.

Необходимость разработки данного спецкурса заключалась в следующем:

- наличие проблемы жизненного  и профессионального самоопределения,  возникающей в старших классах;

- недостаточной информированностью  подрастающего поколения о сложном  мире профессии;

- в несоответствии методов и  форм профориентационной работы современной социально-экономической ситуации развития общества и образования.

         Цель спецкурса - формирование профессиональной направленности учащихся более высокого уровня; знакомства с основами психологии, для оказания помощи себе в самопознании, умении соотносить свои интересы, ценности, склонности, потребности и способности с предстоящей профессиональной деятельностью; выработки у старшеклассников умения ориентироваться в разнообразном мире профессий и выбирать профессию с учетом потребностей рынка труда в профессиональных кадрах.

Достижение данной цели осуществлялось путем реализации следующих задач:

- сформировать представление о  понятиях «профессия», «специальность»,  «профессиональное самоопределение»  и т.д.;

- развить умение школьников выбирать профессии с учетом индивидуально-личностных особенностей.

          Форма работы – групповая.

          Консультанты: школьный педагог – психолог, зам. директора по УВР.

Структура спецкурса рассчитана на 14 учебных часов, включает 2 лекционных часа, 12 часов практических занятий (тренинги, профориентационные игры и упражнения ).

 

Тематический  план  спецкурса «Профессия – это важно!»

п/п

Тема

Форма проведения занятия

Количество часов

1.

Профессия и специальность: понятие  и особенности

урок-лекция

2

2.

«Ловушки-капканчики»

профориентационная игра

2

3.

«Необитаемый остров»

тренинг

6

4.

«Пять шагов»

профориентационная игра

2

5.

«Формула профессии»

тренинг

2

Всего

14




 

                    

 

 

 

 

 

 

 

                       Содержание спецкурса «Профессиональная карьера»

 

Первое занятие

 Урок-лекция «Профессия и специальность: понятие и особенности».                     

 Цель: дать определение понятиям «профессия», «специальность», «профиль», «квалификация», «профессиональная компетентность», показать между ними различия и взаимосвязь; познакомить учащихся с классификацией профессий; проинформировать их о современном рынке образовательных услуг.

Профессия (от лат. professio – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности (занятий) человека,   владеющего   комплексом   специальных теоретических знаний и  практических  навыков,  приобретенных  в  результате специальной подготовки, опыта работы.

Н.С. Пряжников выделяет основные характеристики профессии:  

1) ограниченный вид трудовой деятельности;

2) общественно полезная деятельность;

3) деятельность, предполагающая специальную  подготовку;

4) деятельность, выполняемая за  определенное вознаграждение;

5) деятельность, являющаяся главным  источником материальных  средств к существованию;

6) деятельность, дающая человеку  определенный социальный и общественный  статус [16, с. 65-66].

Специальность – конкретизация вида трудовой деятельности в рамках данной профессии (например, профессия – учитель, специальность – учитель физкультуры).

Квалификация – уровень подготовленности работника к профессиональной деятельности, степень и вид его профессиональной обученности, наличие у него знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых для выполнения им определенной работы. Формальная квалификация, выражена в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, а реальная – уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить.

Профессиональная компетентность – индивидуальная готовность человека выполнять данную работу на высоком уровне.

Классификации профессий: 1) по признаку профессиональной пригодности (классификация  Гуревича); 2) на основании существенных признаков труда (Е.А. Климова); 3) по профессиональным типам личности (Дж. Холланда).

На занятии учащиеся информируются  о современном рынке образовательных  услуг, который представляет возможности  для овладения более 7000 профессий.

Информация о работе Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников