Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

         В данной  работе нами была рассмотрена  специфика организации работы  педагога-психолога по профессиональному самоопределению выпускников школы, которая заключается в том, что является способом оптимизации процесса социализации на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды, при этом конкретное содержание определяется рядом параметров: объектом, на который она направлена, сферой приложения и социальными функциями.

        Конечный смысл профориентационной работы  педагога-психолога в школе состоит не только в том, чтобы реализовать личные потребности человека, но и учесть потребности общества. Поэтому очень важным направлением в работе с учащимися школ становится формирование у них мотивов и ценностных установок при выборе профессии.

         В практической  части нашей работы мы провели  исследовательскую работу, которая  включала в себя диагностику,  разработку и внедрение программы дополнительной работы педагога-психолога по профессиональному самоопределению выпускников школы.

         Внедренный спецкурс «Профессия – это важно!», является важным компонентом совершенствования профориентационной работы в старших классах общеобразовательной школы, об этом свидетельствуют результатаы, которые были получены после его внедрения.

         Проведенное  исследование, позволяет сделать  вывод о том, что проблема  профессионального самоопределения одиннадцатиклассников – это сложная система взаимосвязей знаний, опыта и организационных усилий не только педагогов, учащихся, но и родителей и общественности в целом. Она требует постоянного совершенствования и дальнейшего углубленного изучения и разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Батышев С. Я. Профессиональная  педагогика: Учебник для студентов,  обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.- М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1997.-512с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998.-298с.

3. Борисова Е.М., Гуревич К.М.  Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988. № 1.-С. 77-82.

4. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника  самоопределения личности/Т.М. Буякас//Воросы психологии.-2007.-№ 1.-С,28-40

5. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.

6. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988. № 2.

7. Евстратов, В.Г. Психология  и педагогика профориентационной  работы/В.Г. Евстратов.-Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999.

8. Захаров Н. Н. Профессиональная  ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1998

10. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., Воронеж, 1996.

11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-н/Д, 1996.

12. Климов, Е.А. Как выбирать профессию:  КН. для учащихся ст. классов сред. шк./Е.А. Климов.-М.: Просвещение, 1990.-192с.

13.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития  человека. Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.-464с.

14.Леонтьев, Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/Д. Леонтьев, Е. Шалобанова//Вопросы психологии-2001.-№ 1.-С.57-66.

15. Маралов В.Г. Основы самопознания  и саморазвития. -М., 2002

16. Митина Л.М. Проблемы профессиональной  социализации личности.-

   Кемерово, 1996.

17. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в  

кризисной ситуации // Школьный психолог, 2001. №31.

18. Осницкий А.К. Психология самостоятельности.  Москва. 2006

19. Подлеснова, Н. Выбирая профессию/Н. Подлеснова, И. Руденко//Семья и школа.-2001.-№ 11-12.-С.19-21

20. Программа МОУ гимназии №1  г.Светлограда

21. Прощинская Е. Н. Выбирайте  профессию. Учебное пособие для  старших классов. М., 1996

22. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.

23. Пряжникова, Е. Профконсультация: планирование жизненного пути/Е.  Пряжникова, Н. Пряжников//Школьный  психолог/Прилож. к газ. «п/с»/.-2002.-№  2.-С.2-3.

24.Психологические проблемы профориентации  учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск, 1991.

25.Психологическое сопровождение  выбора профессии / Под ред.  Л.М. Митиной. -М.; Флинт, 1998. 179 с.

26.Эриксон Э. Идентичность: кризис юности. — М.: Прогресс, 1996.

27.Психология становления педагога  профессиональной школы / Под ред. Э.Ф.Зеера. - Екатеринбург, 1996.

28. Рабочая книга школьного психолога  / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: МПА, 1995.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии. - М., 2005

30.Силаньтьева О.А. Рекомендации  к психологическому профконсультированию  школьников.- Владимир., 2000

31. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика  и профориентация. - Ростов   н/Дону: издательство «Феникс», 1999

32. Фонарев А.Р.  Формы становления  личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 2006г., №2

33 . Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.

34. Хекхаузен Х. Мотивация и  деятельность. – М.: Педагогика, 2007.

35. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М.  Психология саморазвития. М., 1995.

36.Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация    школьников: организация и управление. - М., 1987.

37.Чистякова С.Н.  Профессиональная  ориентация. М., 1983.

38.Шалионов Г.М. Личностная зрелость  и профессиональное  самоопределение  в подростковом и юношеском возрасте. Автореферат. С-Пб. 1997.

39.Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1998.

40.Якунин В.А. Педагогическая  психология. С-Пб. 1998

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика №1 «Уровень сформированности знаний о выбранной профессии»

      

       Методика позволяет  определить наличие готовности  к выбору профессии, характеризует  внутреннюю  осознанность самого  факта выбора и определенность  профессиональных интересов,  осведомленность  учащегося и  оценку своих способностей,  знания о том,  какие физические и психологические требования к человеку предъявляет избранная им профессия.

        Инструкция

       Испытуемым предлагается  ответить на поставленные вопросов.  Отвечая, они подчеркивают ту  букву,  которая соответствует их мнению. Если на какой-либо из вопросов есть несколько вариантов ответа,  необходимо выбрать из них наиболее приемлемый.

        Вопросы

1.Знаете ли вы, какие требования  выбранная вами профессия предъявляет  к человеку?

а) да

б) нет

 

2. Знаете ли вы какие требования предъявляет выбранная вами профессия к здоровью человека?

а) да

б) нет

 

3. Представляете ли вы себе  условия работы по выбранной  вами профессии?

а) нет

б) да

 

4. Знаете ли вы, что у выбранной  вами профессии имеются близкие, родственные ей, которыми вы могли бы овладеть?

а) да

б) нет

 

5. Готовите ли вы себя к  выбранной профессии?

а) нет

б) да

 

    Обработка  результатов

       За каждый положительный  ответ на поставленные вопросы  испытуемый получает 10 баллов, за  отрицательный - 5 баллов. Подсчитывается общая сумма баллов и выводится результат. Сумма от 10 до 30 баллов характеризует низкий уровень сформированности знаний о выбранной профессии; сумма от 30 до 40 – средний уровень; сумма от 40 до 50 говорит о высоком уровне сформированности знаний о выбранной профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика 2 «Оценка учащимися своей пригодности к выбранной профессии»

 

        Методика позволяет  определить наличие готовности  к выбору профессии, характеризует  внутреннюю  осознанность самого факта выбора и определенность профессиональных интересов,  осведомленность учащегося и оценку своих способностей,  знания о том,  какие физические и психологические требования к человеку предъявляет избранная им профессия.

        Инструкция

       Испытуемым предлагается ответить на поставленные вопросов.  Отвечая, они подчеркивают ту букву,  которая соответствует их мнению. Если на какой-либо из вопросов есть несколько вариантов ответа,  необходимо выбрать из них наиболее приемлемый.

        Вопросы

1.Вы проверяете свои профессиональные  качества?

а) да

б) нет

 

2. Беседовали ли вы с кем  – нибудь о выбранной вами  профессии? 

а) нет

б) да

 

3. Ваше решение о выборе данной  профессии окончательно?

а) да

б) нет

 

4. Есть ли область знаний и  умений, которой  вы увлекаетесь?

а) да

б) нет

5. Принимаете ли вы участие  в каких - либо специализированных  кружках?

а) да

б) нет

 

Обработка результатов

       За каждый положительный  ответ на поставленные вопросы  испытуемый получает 10 баллов, за  отрицательный - 5 баллов. Подсчитывается общая сумма баллов и выводится результат. Сумма от 10 до 30 баллов характеризует низкий уровень оценки своей пригодности к выбранной профессии; сумма от 30 до 40 – средний уровень; сумма от 40 до 50 говорит о высоком уровне оценки своей пригодности к выбранной профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методика №3 « Осознанность выбора профессии»

       

       Методика позволяет  определить наличие готовности  к выбору профессии, характеризует  внутреннюю  осознанность самого  факта выбора и определенность профессиональных интересов,  осведомленность учащегося и  оценку своих способностей,  знания о том,  какие физические и психологические требования к человеку предъявляет избранная им профессия.

        Инструкция

       Испытуемым предлагается ответить на поставленные вопросов.  Отвечая, они подчеркивают ту букву,  которая соответствует их мнению. Если на какой-либо из вопросов есть несколько вариантов ответа,  необходимо выбрать из них наиболее приемлемый.

        Вопросы

1. Знаете ли вы какой профессии, специальности хотели бы посвятить себя?

а) да

б) нет

 

2. Знаете ли вы, где можно получить  подготовку по выбранной профессии?

а) да

б) нет

 

3. Помогал ли вам кто-нибудь  в выборе профессии?

а) да

б) нет

 

4. Давно ли вы выбрали профессию?

а) да

б) нет

 

5. Происходили ли изменения в  вашем выборе профессии?

а) да

б) нет

Обработка результатов

       За каждый положительный  ответ на поставленные вопросы  испытуемый получает 10 баллов, за  отрицательный - 5 баллов. Подсчитывается  общая сумма баллов и выводится результат. Сумма от 10 до 30 баллов характеризует низкий уровень оценки своей пригодности к выбранной профессии; сумма от 30 до 40 – средний уровень; сумма от 40 до 50 говорит о высоком уровне оценки своей пригодности к выбранной профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников