Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень профессионального самоопределения старшеклассников будет выше если:
- будут созданы условия для организации совместной работы школьного педагога-психолога с родителями, учителями и администрацией школы по формированию профессионального самоопределения учащихся;
- будет разработана и внедрена авторская программа поддержки педагогом-психологом процесса профессионального самоопределения для учащихся выпускных классов.
Для достижения поставленной гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить особенности организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;
- определить специфику деятельности школьного педагога-психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников;
- рассмотреть вариативность подходов педагогов-психологов
к организации совместной деятельности по профессиональному самоопределению выпускников школы;
- разработать и внедрить авторскую программу поддержки педагогом-психологом профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы деятельности педагога-психолога по
формированию профессионального самоопределения
старшеклассников
I.1. Психолого-педагогические особенности организации
профессионального самоопределения учащихся старших классов
I.2. Специфика деятельности педагога-психолога по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников
I.3. Вариативность подходов педагогов-психологов к организации
профессионального самоопределения учащихся 11-х классов
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению
программы деятельности педагога-психолога по профессиональному
выбору старшеклассников
II.1. Диагностика начального уровня профессионального
самоопределения учащихся 11-х классов МОУ гимназии №1
г.Светлограда
II.2. Разработка и внедрение авторской программы психолого-
педагогической поддержки профессионального самоопределения
выпускников школ
II.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

Второе занятие

Профориентационная игра «Ловушки-капканчики».

Цель: преодоление возможных трудностей в будующей профессии, подготовка учащихся к предстоящей профессиональной деятельности.

Совместно с участниками  выбирается вариант профессиональной карьеры (поступление в то или  иное учебное заведение, оформление на работу, конкретные профессиональные достижения, премии). Далее выбирается доброволец, который стремиться сделать выбранную карьеру. При этом для героя определяем его основные характеристики: пол, возраст, образование, семейное положение. Каждый участник, уже зная, к каким целям, стремится герой, должен придумать некоторые трудности, которые нужно преодолеть на пути к достижению цели. Трудности могут быть как внешние (какие-либо обстоятельства, желания других людей), так и внутренние, заключенные в самом человеке, ведь именно о внутренних трудностях многие часто забывают.

Главному игроку также  дается время, чтобы он выделил несколько  наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и подготовился ответить, как он собирается их преодолеть.

Третье занятие

Тренинг «Необитаемый остров».

Цель: актуализация процесса профессионального самоопределения, расширение границ восприятия самого себя и других людей, пробуждение потребности в самосовершенствовании. При грамотном использовании складывающихся в процессе тренинга ситуаций может произойти коррекция самооценки учащихся и выработка навыков социально приемлемого поведения. Тренинг рассчитан на три недели продолжительностью один урок в неделю.

Первое занятие.

Участники тренинга образуют круг в  достаточно просторном помещении. Ведущий  обращается к участникам тренинга: «Наша группа будет работать в течение трех дней и станет своеобразным театром, где каждый получит возможность сыграть какие-то роли и почувствовать, насколько они ему подходят. Материалом для ваших наблюдений станет собственное поведение, чувства и реакции. Несмотря на то, что мы имеем определенный сценарий, ход тренинга невозможно предугадать, любая группа уникальна, и поэтому опыт, приобретенный вами во время этого взаимодействия, неповторим. От каждого из вас зависит, сумеете ли вы этим опытом воспользоваться. Для начала я попрошу каждого не просто представиться, а изобразить с помощью мимики и жестов какую-нибудь профессию остальные постараются ее отгадать».

Упражнение «Мы отправляемся в  плавание»

Для проведения этого упражнения необходимо выбрать троих помощников. Они решают, кого из ребят «взять в плавание». Со словами: «Что ты возьмешь с собой?» они протягивают сидящему рядом ручку или карандаш, и, выслушав его ответ, вслух решают, брать его или нет.

Упражнение развивает наблюдательность, умение слышать другого, заставляет задуматься, насколько естественно для каждого говорить эти простые слова – «спасибо» и «пожалуйста».

Ведущий: «Представьте, что мы плывем на корабле по Тихому океану. Прямо  по курсу остров. Все уже в предвкушении интересных приключений на берегу. Неожиданно прибрежные рифы пропарывают обшивку корабля, и он начинает стремительно тонуть. У нас есть только десять минут, чтобы собрать минимум необходимых вещей и на плоту добраться до острова. У каждого из вас есть список из 20 предметов. Но вы можете выбрать из них только 10 – больше плот не выдержит. Участникам тренинга раздаются бланки, на котором напечатан перечень предметов, из которых нужно выбрать только 10. сначала каждый из вас сделает самостоятельный выбор. Затем группа должна принять коллективное решение. Итак, наш плот причал к берегу, давайте перенесем вещи на песок и заодно подумаем, как их еще можно использовать. На листочках запишите примеры нетрадиционного применения этих предметов. Через 10 минут каждый прочитает, что придумал».

Упражнение «Встреча с аборигеном»

Задача – с помощью мимики и жестов за одну минуту объяснить  аборигену, что вы пришли с добрыми  намерениями. Стоит напомнить, что  в первую минуту общения мы создаем  о себе впечатление, которое потом бывает трудно исправить. Затем следует обсуждение и награждение лучших исполнителей роли путешественника и аборигена.

Ведущий говорит, что ему очень  понравилось работать с ребятами, что все они очень разные и  интересные каждый по-своему, прощается  до следующей встречи, которая произойдет через неделю.

Второе занятие.

Ведущий: «На прошлом занятии  вы получили возможность проявить себя в экстремальных ситуациях. Сегодня  я предлагаю решить, кто, на ваш  взгляд, лучше всех справится с  ролью вождя. А теперь на счет три каждый покажет на того человека, которому он мог бы доверить свою судьбу. Это может быть и он сам».

Затем ребята выбирают вождя, если претендент не один, то им предлагается найти выход  из предложенных ситуаций. После этого  ученики во главе с вождем должны попытаться самостоятельно обрисовать те проблемы, с которыми они могут столкнуться на острове.

Ведущий: «Итак, вы обозначили круг первоочередных задач. Это строительство жилья, питание, оказание медицинской помощи, охота, наблюдение на воде и суше, защита от возможного нападения, создание благоприятного климата в коллективе и другие. Возможно, кто-то среди этих занятий не найдет того, которому он мечтал посвятить всю жизнь. Но не забывайте, что ситуация у нас условная, и исходить следует из того, что необходимо для вашего выживания. Шансы спастись увеличатся, если каждый будет делать то, что у него получается лучше, чем у других. Подумайте, в каком качестве вы могли бы сейчас принести максимальную пользу?»

Ребята проводят различные конкурсы на выявление самых собранных и терпеливых, обладающих прекрасным зрением и вниманием, хорошей реакцией и координацией движений, кто не боится опасности и при этом осторожен. Выбирают поваров.

В конце занятия ребята садятся  в круг, рассказывают о своих ощущениях, обсуждая свои успехи и неудачи.

Третье занятие.

Ведущий: «Сегодня наша последняя  встреча на острове, ставшим на какое-то время нашим общим домом. Несмотря на то, что все вы находитесь в  одинаковых условиях, вы по-разному  можете воспринимать происходящее. Все мы находимся в искусственной ситуации, которая требует от каждого мобилизации всех его умений и качеств. Для кого-то вынужденное общение становится пыткой, а кто-то ухитряется найти в нем не только полезные, но и приятные моменты. Наверное, каждому знакомо чувство отчуждения, возникающее между двумя людьми, когда они перестают чувствовать и понимать друг друга. В следующем упражнении в миниатюре решается задача перехода от отчуждения к контакту. Двое игроков распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо – с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора» - за одну минуту вывести партнера из анабиоза, «оживить» его. «Реаниматор» не имеет права прикасаться к «замороженному». Он располагает только словом, мимикой и жестами».

Признаками успешной работы «реаниматора»  можно считать непроизвольные реплики  «замороженного», его смех, улыбку и  другие признаки жизни. Когда все  желающие проверят себя в роли «замороженного» и «реаниматора», можно подвести итоги. В ходе просмотра выясняется, кто успешнее других справлялся с предложенной задачей, какими способами пользовался.

Ведущий сообщает, что на сегодняшний  день только четыре человека определили свое место в группе: вождь, наблюдатель, охотник и повар, и для нормальной жизнедеятельности им необходимы строитель, врач, портной.  

Ведущий проводит с ребятами различные  упражнения, выявляя те качества и  свойства, которые необходимы для  успешного овладения такими должностями как строитель, врач, портной. 

В заключение ведущий обращается к  участникам тренинга: «Мы благодарим всех вас за то, что все три  занятия вы были с нами. Надеемся, что за эти три занятия вы стали  немного мудрее, внимательнее к себе и к другим. Возможно, кто-то из вас задумается над вещами, до этого казавшимися бесспорными. Кто-то, наоборот, найдет ответ на мучивший его вопрос. В любом случае вы поднялись на новую ступень в трудном и всегда болезненном процессе самопознания. Главное, чтобы вы не останавливались на этом пути. Мы желаем вам смелости и терпения. До свидания!»

 

Четвертое занятие

        Профориентационная игра «Пять шагов».

        Цель: повышение уровня осознания своих профессиональных достоинств, повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. 

Профориентационная игра состоит  из двух последовательных профориентационных упражнений.

Упражнение №1. Инструкция: «У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудной ситуации и быть профессионально успешным. Попробуйте составить список своих сильных сторон. Время работы – 10 минут. После этого вы сядете в круг и зачитаете свои сильные стороны».

Упражнение №2. Участники игры делятся  на микрогруппы. Время проведения игры – 30 – 40 мин. Ведущий предлагает определить какую-либо интересную профессиональную цель (например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу и др.).

Далее работая в микрогруппе, участники  игры определяют основные характеристики (воображаемые) человека, который должен достичь этой цели (пол, возраст, успеваемость, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей). После этого каждый участник микрогруппы должен определить пять шагов, которые обеспечили бы достижение данной цели (время работы – 5 мин.). Затем каждый вариант обсуждается в микрогруппе и выбираются оптимальные пять этапов. На это отводится 5 – 7 минут. Представитель от каждой группы сообщает о результатах работы в группе.

Анализ результатов работы должен включать в себя оценку соответствия этапов достижения цели особенностям человека, и их реалистичности (насколько шаги соответствуют социально-экономической ситуации).

 

Пятое занятие 

       Тренинг «Формула профессии». 

       Цель: создать в группе творческую креативную среду – среду, побуждающую к проявлению творческого мышления и поведения к будущей профессиональной деятельности.

Тренинг состоит из двух последовательных психогимнастических упражнений.

Упражнение №1. Участники группы сидят по кругу. Инструкция: «Математики склонны все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно описывает Вашу профессию».

Это упражнение может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой недоумение, появляются вопросы привести пример. Задача тренера в этих случаях вести себя так, чтобы сохранилась неструктурированность, неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат.

Упражнение №2.  Участники группы сидят по кругу. У тренера в  руках мяч. Инструкция: «Сейчас, бросая друг другу мяч, будем, не повторяясь, называть качества, особенности поведения, присущие, с нашей точки зрения, креативному человеку. Постараемся быть более внимательными, запоминать названные характеристики, а также и то, у кого уже мяч побывал. Будем стараться, чтобы все принимали участие в работе».

После того, как мяч побывает два-три раза у каждого, тренер изменяет инструкцию: «А теперь, продолжая бросать мяч, будем называть качества, особенности поведения антипода креативного человека».

Это упражнение способствует осознанию  проявлений креативности, которое позволяет  участникам в дальнейшем творчески подходить к решению возникающих вопросов.

Вся программа спецкурса предполагала авторские подходы учащихся к  выполнению каждого из заданий. При  этом учитывалась активность учащихся, время, затраченное на проведение этих упражнений и творческое выполнение данных упражнений.

       Апробация рабочей  программы совместной деятельности  со школьным педагогом-психологом  и классным руководителем по  профессиональному самоопределению  с участниками эксперимента получила  одобрение завуча по учебно  – воспитательной работе и позволила провести следующий этап исследования – итоговый, определяющий ее значимость для участников экспериментальной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.3. Сравнительный анализ полученных результатов

 

     Реализация совместной  программы  деятельности со школьным педагогом-психологом и классным руководителем по формированию профессионального самоопределения выпускников школы обусловила необходимость проведения вторичного диагностирования по выявлению изменения уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся 11-х классов по методикам, использованным на констатирующем этапе, с участниками экспериментальной группы: «Уровень сформированности знаний о выбранной профессии», «Уровень оценки пригодности к выбранной профессии», «Уровень осознанности выбора профессии».

       В результате вторичной диагностики  уровня сформированности знаний  о выбранной профессии у участников  Э.Г, проведенной с учетом требований  первой методики, получены следующие  результаты, представленные в таблице  7.

Информация о работе Роль педагога-психолога в формировании профессионального самоопределения старшеклассников