Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Введение С.2
1. Основные понятия С.4
2. Возрастные особенности развития звуковой культуры речи С.6
3. Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи С.14
4. Методика работы по развитию звуковой культуры речи С.19
5. Анализ степени исследованности проблемы С.25
Выводы С.26
Список литературы С.27
Приложения.
Приложение 1 Артикуляционная гимнастика С.30
Приложение 2 Скороговорки и чистоговорки С.33
Приложение 3 Дидактические игры С.34
При усвоении звуковой стороны языка, отмечает Д.Б.Эльконин (1964), фонематический слух выступает дважды: один раз на его основе задается образец произношения звука, другой раз – результат действия.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.
8) воспитание культуры речевого общения
В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. Необходимо, чтобы ребёнок умел разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться, знать, что, здороваясь со старшими, не следует подавать руку.
Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребёнка в момент публичной речи: отвечая на занятиях, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:
1 этап – от 1 года 6 месяцев до 3 лет;
2 этап – от 3 до 5 лет;
3 этап – от 5 до 7 лет [Сохин Ф.А.]
Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности. При этом важно обеспечить постепенное усложнение материала, его повторение. Последовательность закрепления и дифференциации звуков дается с учетом трудности их произнесения и последовательности их появления в процессе речевого развития (А.И.Максаков, Г.А.Тумакова). Исследователи подчеркивали, что наряду с работой над всеми элементами звуковой стороны речи – над темпом речи, силой голоса, интонацией. В этих умениях заложено наиболее важное условие становления всех сторон речи и особенно ее связности. Работа над интонационной выразительностью речи помогает избежать таких недостатков высказывания, как монотонность, нерасчленённость речи, нечёткость дикции, замедленный (или убыстренный) темп, так как от звукового оформления речи зависит понимание содержания и эмоционального смысла высказывания. В младшем дошкольном возрасте необходимо научить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией необходимо проводить для формирования чёткой артикуляции звуков родного языка, а также для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Произношение согласных звуков (их последовательность достаточно подробно обоснована в работах логопедов) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Для работы с произношением используются игры и упражнения, направленные на развитие умения детей дифференцировать родственные по месту образования звуки в небольших речевых единицах. Затем отрабатывается дифференциация твердых и мягких согласных, дети подводятся к правильному произношению шипящих.
В воспитании звуковой культуры речи детей пятого года жизни, ученые отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны – несовершенство произношения многих звуков (Е.И.Радина, М.М.Алексеева, А.И.Максаков, М.Ф.Фомичева, Г.А.Тумакова). Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются и элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания – темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. М.М.Алексеева считает, что от владения ребенком произносительной нормой и использования просодических единиц, будет зависеть стиль его связной речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких. В работе с детьми средней группы используют термины «звук» и «слово». Дети начинают понимать, что звуки в слове разные. Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. У детей развивается осознание произносительной стороны речи.
Основной задачей
работы с детьми шестого года жизни
по усвоению фонетической стороны речи
и правильному произнесению всех звуков
родного языка является дальнейшее совершенствование
речевого слуха, закрепление навыков четкой,
правильной, выразительной речи. Детей
приучают изменять громкость голоса, темп
речи в зависимости от условий общения,
от содержания высказывания.
Глава 4. Методика работы по развитию звуковой культуры речи.
Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитании всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий. Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и даёт более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А.П.Усова, М.Е.Хватцев). Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Наибольший эффект даёт обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения. В процессе самого обучения необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны. В ходе обучения следует также формировать у ребёнка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведет к пониманию необходимости обучения для овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.
Средства звуковой культуры речи (предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.
Формирование правильного произношения звуков
А.М.Бородич
Формирование
звукопроизношения
1) подготовка артикуляционного аппарата;
2) уточнение
произношения изолированного
3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи
Первый этап – подготовительные артикуляционные движения – может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном занятии, или на двух с перерывом в 1-5 дней.
Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука такова:
М.М.Алексеева
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.
1 этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводятся в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения. Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статические и динамические. Статические упражнения нацелены на развитие у детей умения удерживать заданный артикуляционный способ (« Заборчик», «Баранка», «Горка», «Грибок», «Чашка»). Динамические упражнения направлены на развитие объёма артикуляционных движений («Сладкое варенье», «Гармошка», «Цоканье», «Пистолет и автомат»). Правила проведения артикуляционной гимнастики и некоторые упражнения будут даны в приложении. Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение («Кто как кричит?», «Чей домик?»), артикуляционная гимнастика. Для развития речевого дыхания проводят дыхательные упражнения. Они направлены на выработку диафрагмального дыхания, глубокого бесшумного носового вдоха и длительного ротового выдоха (без надувания щёк).
2 этап – становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением (Правдина О.В.). Постановка звука начинается с легких и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Основной принцип постановки звуков - звуки ставятся группами в зависимости от сходства по месту артикуляции. Постановка звука идет на основе подражания (используем зеркало). Обязательно словесное объяснение способа артикуляции звука.
3 этап – закрепление и автоматизация звуков. . С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О.В.Правдина). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце.
4 этап – этап дифференциации смешиваемых звуков. В его основе лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.
В основе работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Начинать следует с простых: и, ф, т, ы и др. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребёнком фонематической системы языка.
Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (проводятся, начиная со второй младшей и кончая старшей), а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. Этапы формирования фонематического слуха
1 этап – узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы). Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки. Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая природные, бытовые, музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение.
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.
3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу. Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры.
4 этап – дифференциация слогов. Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы научиться различать слоги.