Методика воспитания звуковой культуры речи детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:29, лекция

Краткое описание

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Файлы: 1 файл

контр по мет разв реч..docx

— 73.84 Кб (Скачать)

Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей

§ 1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач  развития речи в детском саду, так  как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Из материалистического  учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим  средством человеческого общения  в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона  речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В  современной литературе рассматриваются  несколько аспектов звуковой стороны  речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных  аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает  руководство развитием этой стороны  речи.

Каждому языку свойственна  та или иная система звуков. Поэтому  звуковая сторона каждого языка  имеет свои особенности и отличительные  качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных  звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят  свое выражение в интонационном  богатстве.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

1.      формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2.      воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

 

 

 

3.      формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

4.      выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

5.      воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1.      развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2.      развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Звуковые единицы  языка различаются по их роли в  речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в  линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание  звуков становится словом, приобретает  определенный смысл.

Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

 

 

 

Для дошкольников в  первую очередь особое значение имеет  усвоение линейных звуковых единиц речи (звукои словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

Исследователи детской  речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной  личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для  выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в  общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает  при поступлении в школу. Одной  из причин неуспеваемости учащихся начальной  школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков  звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого  раздела работы, детские сады не используют все возможности для  того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15–20% детей поступают  в школу из детского сада с несовершенным  произношением звуков, таких детей  в пятилетнем возрасте около 50%.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

 

 

§ 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

В педагогической и  психологической литературе процесс  овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно  в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной. Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.

Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова  не воспринимается. Н. X. Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи». В 10–11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период фонемного развития речи.

К концу первого  года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные –  шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.

Характерной особенностью становления звуков в начальном  периоде является неустойчивость артикуляции  при их произношении. Даже в одном  слове, произнесенном несколько  раз подряд, на месте одного звука  чередуется несколько звуковых вариантов.

Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок  усвоения групп согласных находится  в зависимости от артикуляционных  особенностей звуков, составляющих эти  группы. Большинство звуков формируется  в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.

 

 

 

 

 

Большое значение имеет  изучение смены «звуков-заместителей». Процесс замещения звуков сложный  и своеобразный. А. Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Система замены одних звуков другими базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования»

Овладение новым  типом артикуляционных движений вызывает к жизни ряд родственных  звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а  в других словах по-прежнему – субститут (заместитель). Согласные, подчеркивал  М. Е. Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки, например с переходит в ш через стадии: с – съ – ш.

Дети при переходе к правильному произношению звуков начинают пользоваться ими в нужных и ненужных случаях, заменяя ими  даже те звуки, которые сами были заместителями  первых. Овладев произношением звука  ш (раньше произносился с), ребенок говорит  «шобака», «волоши». М. Е. Хватцев объясняет это явление «переупотребления» или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем – доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест.

Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок  проходит в преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.

Для правильного  решения проблемы воспитания звуковой культуры важное значение имеет рассмотрение анатомо-физиологических и психологических предпосылок овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте. Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.

 

 

 

В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

Речь формируется  под контролем слуха. В исследованиях  отмечается возможность очень раннего  формирования деятельности слухового  анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

К концу второго  года жизни ребенок пользуется при  понимании речи фонематическим восприятием  всех звуков русского языка (Н.Х. Швачкин).

Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов.

Способствуют формированию правильного звукопроизношения  особая восприимчивость детей к  звуковой стороне языка, интерес  ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

Следовательно, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее  развитие слухового анализатора  и фонематического слуха, дополняемое  особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей  к звукам речи, стремлением овладеть ими.

Большое значение в  произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

Умение произносить  звуки и слова развивается  постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс  артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением  мышц речевого аппарата, и слуховыми  ощущениями от звуков, которые человек  произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую  артикуляцию звуков и тем сам  уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Pay).

Одной из важных предпосылок  формирования речи является способность  ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие  речевой подражательности отмечают многие исследователи.

Подражание звукам речи возникает во втором полугодии  первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8–9 мес. можно развить такое  подражание, когда ребенок, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10–11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

Таким образом, в  дошкольном возрасте имеются все  предпосылки для успешного овладения  звуковой стороной русского языка. К  ним можно отнести соответствующее  развитие коры головного мозга в  целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-Дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства  ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного  языка.

Всякое отступление  от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Pay, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

Причины речевых  нарушений у детей можно классифицировать как:

1.      органические – прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией. Обратному развитию они не подлежат;

2.      функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.

Информация о работе Методика воспитания звуковой культуры речи детей