Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:29, лекция
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.
Что делают пилой? (Пилой пилят дрова)
Что делают топором? (Топором рубят)
На лугу цвели цветы с желтой серединочкой. Какие это цветы? (На лугу цвели ромашки)
На чем дети сидят за столом? (На стульях)
Заметим, звук р дети усиленно артикулировали, выделяли голосом (р-р-ромашка).
Ознакомление детей с фонетической стороной речи способствует осознанию ребенком речевой действительности, оказывает влияние на формирование интереса к языковым явлениям.
Подобные занятия
важны для всех детей и особенно
для тех, у кого имеются недостатки
произношения, так как учебная
деятельность в коллективе облегчает
процесс формирования звукопроизношения,
повышает общий уровень речевого
развития детей, дает каждому ребенку
возможность дополнительно
Методика занятия может меняться в зависимости от его программного содержания и этапа обучения. Нет необходимости на каждом занятии объяснять артикуляцию звука, достаточно ограничиться напоминанием, указанием.
Значительное место на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи и на других занятиях по развитию речи занимают упражнения, направленные на формирование интонационной выразительности речи, воспитание умения пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, а также упражнения на развитие силы голоса, речевого дыхания, четкой дикции.
При этом целесообразно использовать потешки, чистоговорки, скороговорки. Дети должны повторять их громко, тихо, шепотом, в умеренном темпе и быстро.
Для закрепления звука р можно предложить детям повторить скороговорку «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши» в умеренном темпе. Затем те, кто говорит хорошо, произносят ее быстро, а те, у кого речь нечеткая, – замедленно.
В следующий раз дети хором и по одному произносят этот текст медленно, в умеренном темпе и быстро (3–4 раза). Позднее скороговорку можно произносить не только с изменением темпа речи, но и силы голоса (тихо, громче, громко, и наоборот – громко, тише, шепотом).
Разделив детей на две подгруппы, можно предложить одной подгруппе читать первую часть стихотворения, а другой – вторую часть (с целью выработки четкой дикции).
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Мы будем разговаривать.
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
И будет все понятно.
В таком чтении хорошо использовать мотив соревновательности (кто лучше скажет) и упражнять детей в интонационной выразительности, четкости дикции.
Отгадывание загадок можно также сочетать с подобными упражнениями:
–Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Речка) - Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег)
–Скатерть бела все поле одела. (Снег)
После отгадывания
дети повторяют загадки
Занятия по воспитанию звуковой культуры важны и для подготовки детей к обучению грамоте. На стадии овладения грамотой перед ребенком стоят задачи не только правильно слышать и произносить звуки, но и научиться анализировать звуковой состав слова, а затем соотносить звуки с буквами.
Упражнения на произношение и дифференциацию звуков целесообразно сочетать с подготовкой к звуковому анализу речи. Дети должны научиться слышать каждый звук в слове, отделять его от рядом стоящего, знать, определять, из каких звуков состоит слово и какова их последовательность. Можно рекомендовать игры-упражнения типа «Угадай, где находится звук в слове»; «Подбери слово с определенным звуком»; «Отбери картинки, изображающие предметы, в названиях которых есть данный звук».
Специальные занятия по обучению звукопроизношению с использованием приемов фиксации внимания на звуке (показ и объяснение артикуляции звука, выделение его голосом, интонирование) и упражнения в многократном повторении звука подводят детей к звуковому анализу.
С другой стороны, систематическая работа по звуковому анализу речи влияет на искоренение недостатков произношения звуков.
Информация о работе Методика воспитания звуковой культуры речи детей