Методика воспитания звуковой культуры речи детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:29, лекция

Краткое описание

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Файлы: 1 файл

контр по мет разв реч..docx

— 73.84 Кб (Скачать)

Что делают пилой? (Пилой  пилят дрова)

Что делают топором? (Топором рубят)

На лугу цвели  цветы с желтой серединочкой. Какие это цветы? (На лугу цвели ромашки)

На чем дети сидят  за столом? (На стульях)

Заметим, звук р дети усиленно артикулировали, выделяли голосом (р-р-ромашка).

Ознакомление детей  с фонетической стороной речи способствует осознанию ребенком речевой действительности, оказывает влияние на формирование интереса к языковым явлениям.

Подобные занятия  важны для всех детей и особенно для тех, у кого имеются недостатки произношения, так как учебная  деятельность в коллективе облегчает  процесс формирования звукопроизношения, повышает общий уровень речевого развития детей, дает каждому ребенку  возможность дополнительно получить речевые образцы, оказать кому-то помощь или получить ее, проявить внимание к товарищам. Доброжелательная атмосфера  занятий, общий положительный настрой  создают условия не только для  успешного формирования фонетической стороны речи, но и для воспитания у детей уверенности в себе, смелости, желания научиться говорить правильно.

Методика занятия  может меняться в зависимости  от его программного содержания и  этапа обучения. Нет необходимости на каждом занятии объяснять артикуляцию звука, достаточно ограничиться напоминанием, указанием.

Значительное место  на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи и на других занятиях по развитию речи занимают упражнения, направленные на формирование интонационной выразительности  речи, воспитание умения пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, а также упражнения на развитие силы голоса, речевого дыхания, четкой дикции.

При этом целесообразно  использовать потешки, чистоговорки, скороговорки. Дети должны повторять их громко, тихо, шепотом, в умеренном темпе и быстро.

Для закрепления  звука р можно предложить детям повторить скороговорку «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши» в умеренном темпе. Затем те, кто говорит хорошо, произносят ее быстро, а те, у кого речь нечеткая, – замедленно.

В следующий раз  дети хором и по одному произносят этот текст медленно, в умеренном  темпе и быстро (3–4 раза). Позднее  скороговорку можно произносить  не только с изменением темпа речи, но и силы голоса (тихо, громче, громко, и наоборот – громко, тише, шепотом).

Разделив детей  на две подгруппы, можно предложить одной подгруппе читать первую часть  стихотворения, а другой – вторую часть (с целью выработки четкой дикции).

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и  внятно,

Чтоб было всем понятно

Мы будем разговаривать.

И будем выговаривать

Все правильно и  внятно,

И будет все понятно.

В таком чтении хорошо использовать мотив соревновательности (кто лучше скажет) и упражнять детей в интонационной выразительности, четкости дикции.

Отгадывание загадок  можно также сочетать с подобными  упражнениями:

–Течет, течет –  не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит. (Речка) - Лежал, лежал, да в речку  побежал. (Снег)

–Скатерть бела все  поле одела. (Снег)

После отгадывания  дети повторяют загадки индивидуально  или подгруппами, упражняясь в правильном использовании пауз, интонационной  выразительности.

Занятия по воспитанию звуковой культуры важны и для  подготовки детей к обучению грамоте. На стадии овладения грамотой перед  ребенком стоят задачи не только правильно  слышать и произносить звуки, но и научиться анализировать  звуковой состав слова, а затем соотносить звуки с буквами.

Упражнения на произношение и дифференциацию звуков целесообразно  сочетать с подготовкой к звуковому  анализу речи. Дети должны научиться слышать каждый звук в слове, отделять его от рядом стоящего, знать, определять, из каких звуков состоит слово и какова их последовательность. Можно рекомендовать игры-упражнения типа «Угадай, где находится звук в слове»; «Подбери слово с определенным звуком»; «Отбери картинки, изображающие предметы, в названиях которых есть данный звук».

Специальные занятия  по обучению звукопроизношению с  использованием приемов фиксации внимания на звуке (показ и объяснение артикуляции  звука, выделение его голосом, интонирование) и упражнения в многократном повторении звука подводят детей к звуковому  анализу.

С другой стороны, систематическая  работа по звуковому анализу речи влияет на искоренение недостатков  произношения звуков.


Информация о работе Методика воспитания звуковой культуры речи детей