Развитие звуковой культуры речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Оглавление

Введение С.2
1. Основные понятия С.4
2. Возрастные особенности развития звуковой культуры речи С.6
3. Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи С.14
4. Методика работы по развитию звуковой культуры речи С.19
5. Анализ степени исследованности проблемы С.25
Выводы С.26
Список литературы С.27
Приложения.
Приложение 1 Артикуляционная гимнастика С.30
Приложение 2 Скороговорки и чистоговорки С.33
Приложение 3 Дидактические игры С.34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

2. «Звенит – жужжит»

Цель: дифференциация звуков «з» и «ж»

Описание игры: Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову в названии, которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребёнку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук «з», он говорит «звенит», если «ж» - «жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

3. «Тише, тише: Маша пишет!»

Цель: автоматизация  звука «ш» в предложении

Описание игры: дети, взявшись за руки, ходят вокруг девочки (Маши) или мальчика (Миши) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого Маша догнала должен сказать слово со звуком «ш». Потом выбирают новую Машу.

Примечание: педагогу следует следить за тем, чтобы  дети говорили неторопливо, чётко, вполголоса.

4. «Будильник»

Цель: автоматизация  звука «р»

Описание игры: Все дети ложатся спать. Один ребёнок – будильник. Педагог говорит, в котором часу нужно разбудить детей, начинает медленно считать. Когда он произносит названное для подъема время, будильник начинает трещать «р-р-р». Все дети встают.

5. «Чей ты, ручей?»

Цель: автоматизация  йотированных звуков в тексте

Описание игры: Выбирается ведущий. Он подходит то к  одному, то к другому ребёнку и  задаёт вопросы, а дети ему отвечают

Ведущий: Чей  ты, чей, лесной ручей?

Ручей: Ничей!

Ведущий: Но откуда ж ты, ручей?

Ручей: Из ключей

Ведущий: Ну, а чьи же те ключи?

Ручей: Ничьи!

Ведущий: Чья  берёзка у ручья?

Ручей: Ничья!

Ведущий: А ты, девочка – лапушка, чья?

Девочка: Я мамина, папина и бабушкина.

К сожалению, мы не можем привести примеры всех игр, так как их очень много. Это  и знаменитая «Мышеловка» (автоматизация звука «ш» в тексте), и «Пузырь», также любимая многими детьми «Карусель». Многие игры используются как подвижные.  
 
 
 

Информация о работе Развитие звуковой культуры речи