Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Введение С.2
1. Основные понятия С.4
2. Возрастные особенности развития звуковой культуры речи С.6
3. Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи С.14
4. Методика работы по развитию звуковой культуры речи С.19
5. Анализ степени исследованности проблемы С.25
Выводы С.26
Список литературы С.27
Приложения.
Приложение 1 Артикуляционная гимнастика С.30
Приложение 2 Скороговорки и чистоговорки С.33
Приложение 3 Дидактические игры С.34
Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.
Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами путей: центробежными и центростремительными.
Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.
От периферии
к центру, т.е. от области речевых
органов к коре головного
В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.
Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щёк; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых связок, глотки и мягкого нёба. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.
Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.
Периферический речевой аппарат состоит из трёх отделов:
В дыхательный отдел входит грудная клетка с лёгкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо ещё одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании. Вдох при речи становится более коротким и более глубоким.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное, положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратиться давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
Артикуляционный отдел. Главным органом артикуляции является язык. Язык - массивный мышечный орган. Сложная переплетённая система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твёрдому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Громкость и отчётливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.
У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У человека глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объёму и по форме. Изменения формы и объёма надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объёма надставной трубы и создают явления резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие – заглушаются. Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки). Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твёрдым нёбом, между губами и зубами, между языком и альвеолами, а также прорываемые струёй воздуха смычки между этими органами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора образуются звонкие и сонорные согласные.
Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикулярной программы. Артикулярная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах. Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.
Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль
При этом важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесён. Слуховой контроль действует лишь в момент произнесения звука.
Важная роль принадлежит системам временных нервных связей – динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.
Звуковая сторона усваивается ребёнком постепенно. Процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н.Гвоздева, В.И.Бельтюкова, Д.Б..Эльконина, М.Е.Хватцева, Е.И.Радиной. Освоение артикуляции звуков речи – очень сложная задача, и хотя ребенок начинает «упражняться» в произнесении звуков уже с полутора-двухмесячного возраста, для овладения речепроизносительными навыками ему требуется три-четыре года. Многие авторы отмечают неравномерный, скачкообразный характер речевого развития у детей. Оно может замедляться, останавливаться, а в ряде случаев иногда наблюдается регрессия (А.Н.Гвоздев; Д.Б.Эльконин и др.), что связано не только с состоянием здоровья и особенностями наследственной программы, но также с потоком информации, поступающим по различным информационным каналам. Существует определенная последовательность в развитии как предречевых вокализаций, так и в усвоении грамматических категорий.
В.А.Богородский выделял 4 периода:
Н.Х.Швачкин выделил два периода в развитии речи детей - дофонемную (просодическую) речь и речь второго периода – фонемную.
А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й – подготовительный – до одного года;
2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до трёх лет;
3-й – дошкольный – до 7 лет;
4-й - школьный
Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребёнок должен:
Ребёнок появляется на свет, и своё появление он знаменует криком. Крик – первая голосовая реакция ребёнка. И крик, и плач ребёнка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. В звуковой структуре врожденных младенческих криков, возникающих в связи с развитием дискомфортных состояний, обнаруживаются переходящие друг в друга четыре зоны различной субъективной ценности. Там, где оборонительная реакция наиболее или наименее интенсивна (зоны максимальной и минимальной субъективной ценности), голосовая реакция искажается и маскируется шумами или вообще не выявляется замещаясь шумами. Там же, где интенсивность оборонительной реакции умеренная (зоны умеренной субъективной ценности), - в начале криков и на их спаде, - там голосовая реакция наиболее отчетлива и отдалённо напоминает гласные звуки речи или журчание ручья. Для ребенка первого года жизни «речевой тренинг» в произнесении звуков – это своего рода игра, непроизвольное действие, которое доставляет ребёнку удовольствие. Ребёнок упорно, на протяжении многих минут, может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в его артикуляции. Период гуления отмечается у всех детей. А.Н.Гвоздев характеризовал гуление в отличие от криков как «согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определённые с точки зрения их места образования». Уже в 1,5 месяца, а затем – в 2-3 месяца ребёнок проявляет голосовые реакции в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они позднее становятся основой для становления членораздельной речи. Гуление (по своим фонетическим характеристикам) у всех детей народов мира одинаково. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.п. Ребёнок в процессе гуления как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Чтобы развить навыки гуления, педагоги рекомендуют родителям так называемое «зрительное общение», во время которого ребёнок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. В большинстве случаев при первых проявлениях гуления его родители начинают разговаривать с младенцем. Ребёнок подхватывает услышанные им звуки из речи взрослых и повторяет их. В свою очередь взрослый повторяет за ребёнком его «речевые реакции». Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию всё более сложных предречевых реакций ребёнка. В период гуления (модулированное произнесение отдельных звуков, по своим характеристикам соответствующих гласным) звуковая сторона детской речи лишена четырёх важнейших особенностей, присущих речевым звукам:
Только в период лепета (который выражается в произнесении сочетаний звуков, соответствующих слогу, и продуцировании различных по объёму и структуре слоговых рядов) эти нормативные особенности звукопроизношения постепенно начинают проявляться. В этот период складывается «синтагматическая организация» речи: формируется «структуризация» слога (появление «протосогласного» и «протогласного»), отмечается разделение потока речи на слоговые кванты, что свидетельствует о формировании у ребенка физиологического механизма слогообразования. Через 2-3 месяца речевые проявления получают новое «качество». Появляется своеобразный эквивалент слова, а именно – замкнутая последовательность слогов, объединённая акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов. При нормальном развитии ребёнка «гуление» в 6-7 месяцев постепенно переходит в лепет. По данным Р.Якобсон, лепет начинается с неопределённых звуков, которые ещё не являются ни согласными, ни гласными. Винарская Е.Н. отмечает, что начальный лепет воспроизводится аутоэхолалически по механизму обратной тактильно – кинестетической связи. Ребенок подражательно воспроизводит близкие с его собственными звуками слуховые раздражения из внешней среды. В 8,5 -9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями. Значение лепета в развитии речи переоценить нельзя, так как А.Н.Гвоздев отмечал, что лепет способствует выработке элементов произношения, становятся более устойчивыми и определенными артикуляции отдельных звуков, начинает функционировать слуховое сосредоточение на речи взрослых, развивается активное воспроизводство слогов под руководством слуха. В возрасте 7-9 месяцев ребёнок делает попытки подражать взрослому, произнося звуки. В возрасте 9-10 месяцев происходит качественный скачок в речевом развитии ребёнка. Появляются первые «нормативные», предметно-отнесённые слова (соответствующие лексической системе данного языка). Круг артикуляций в течении двух-трёх месяцев не расширяется, равно как нет отнесения звуков к новым предметам или явлениям; при этом тождество употребления псевдослова обеспечивается не только и не столько тождеством артикуляции, сколько тождеством звукового облика целого слова. По данным исследований И.Е.Исениной, лепетные слова являются протознаками: в них имеются зачатки номинативных значений, интонаций, грамматических категорий, их употребление соотносится с элементарными правилами диалога. Они обозначают не отдельный предмет, а всю ситуацию в целом, для функционального определения их статуса необходимо привлечение паралингвистического материала. В возрасте 10-12 месяцев ребёнок все существительные (которые являются практически единственной представленной в «грамматике» ребёнка частью речи) употребляет в именительном падеже в единственном числе. «Приостановка» фонетического развития в этот период «речевого онтогенеза» (на срок 3-4 месяца) связана со значительным увеличением числа слов активного словаря и, что особенно важно, с появлением первых настоящих обобщений, хотя и соответствующих, по концепции Л.С.Выготского, «синкретическому сцеплению предметов по случайным признакам». В речи ребёнка появляется языковой знак. Слово начинает выступать как структурная единица языка и речи.