Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Введение С.2
1. Основные понятия С.4
2. Возрастные особенности развития звуковой культуры речи С.6
3. Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи С.14
4. Методика работы по развитию звуковой культуры речи С.19
5. Анализ степени исследованности проблемы С.25
Выводы С.26
Список литературы С.27
Приложения.
Приложение 1 Артикуляционная гимнастика С.30
Приложение 2 Скороговорки и чистоговорки С.33
Приложение 3 Дидактические игры С.34
Усвоение ребёнком последовательности звуков в слове есть результат выработки системы условных связей. Ребёнок подражательным путём заимствует определённые звукосочетания (варианты звукопроизнесения) из речи окружающих людей. При этом, осваивая язык как целостную систему знаков, ребёнок осваивает звуки сразу как фонемы.
По данным ряда исследований, фонетический слух формируется в очень раннем возрасте. Сначала ребёнок учится отделять звуки окружающего мира от звуков обращенной к нему речи. Ребёнок активно ищет звуковое обозначение элементов окружающего мира, улавливая их из уст взрослых. Однако он использует заимствованные у взрослых фонетические средства языка «по- своему». Способность воспринимать фонематически все звуки языка, дифференцировать их по наименее значимым признакам формируется у ребёнка только к концу второго года жизни [Ржевкин 1936, Швачкин 1948], а в возрасте от двух с половиной до трёх лет дети начинают выступать в качестве борцов за правильное произношение, несмотря на то, что сами допускают ещё много фонетических ошибок в силу недостаточной способности умения управлять своим речевым аппаратом [Бернштейн 1966; Гвоздев 1961; Чуковский 1964]. Выделение фонем (по данным Швачкина) происходит в процессе их фонематического противопоставления в следующей временной последовательности: сначала выделяется гласная а в отличие от прочих гласных; затем дифференцируются и - э, у-о, и – у, э – о, и – о, э – у. Затем согласные звуки дифференцируются на сонорные и шумные. Примерно через год различается мягкость и твердость согласных. По мнению известных исследователей речевого слуха детей (Ф.А.Рау, Ф.Ф.Рау, Н.Х.Швачкин, Л.В.Нейман) к началу третьего года жизни фонематический слух ребёнка оказывается достаточно сформированным.
К трём годам
дети в основном овладевают звукопроизношением.
Однако речь ещё несовершенна в фонетическом
отношении. Для неё характерна общая смягчённость;
замена заднеязычных звуков к, г переднеязычными
– т, д, иногда замена звонких звуков глухими.
Значительная часть трёхлетних детей
не умеют произносить шипящие звуки, чаще
всего заменяя их свистящими. К началу
четвёртого года жизни ребёнок при благоприятных
условиях воспитания усваивает звуковую
систему языка. Значительная часть детей
овладевает многими звуками; совершенствуется
словопроизношение; речь ребёнка становится
понятной для окружающих. Таким
образом, в дошкольном возрасте имеются
все предпосылки для успешного овладения
звуковой стороной русского языка. К ним
можно отнести соответствующее развитие
коры головного мозга в целом, фонематического
восприятия речи и речедвигательного
аппарата. Способствуют овладению звуковым
составом речи и такие особенности ребёнка-дошкольника,
как высокая пластичность нервной системы,
повышенная подражательность, особая
восприимчивость к звуковой стороне языка,
любовь детей к звукам речи. Впереди
вы можете увидеть динамику формирования
речи в раннем возрасте (таблица №1)
Таблица
№1
|
Форма речи | Примерный возраст появления | ||
|
Интонирует крики (вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) | 1-2 мес. | ||
|
Гуканье, гуление (ребёнок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) | 1,5 – 3
мес. | ||
|
Лепет (ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) | 4-5 мес. | ||
|
Лепетные слова (ребёнок использует в речи «нянькин язык» - слова состоят из двух-трех открытых слогов, много звукоподражаний) | 8 мес. – 1 год 2 мес. | ||
|
Двусловные предложения (ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова) | 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес. | ||
|
Активный рост словаря (ребёнок спрашивает, как это называется) | 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес. | ||
|
Появление грамматических форм слова (ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) | 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес. | ||
|
Словотворчество (ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка | 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес. | ||
9 | Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми | 1 мес. – 1,5 мес. |
Глава 3. Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи.
Можно выделить следующие задачи по воспитанию звуковой культуре речи:
1) формирование
правильного произношения
Звуки как материальные знаки выполняют две функции: доведение речи до восприятия слухом и различение значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее:
2) выработка дикции;
Причины плохой дикции:
3) работа над правильным произношением и словесным (фонетическим) ударением;
Своеобразие речи
дошкольника, особенно младшего, диктует
необходимость выдвинуть
4) работа над
орфоэпической правильностью
Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода. Особое значение приобретает эта задача в тех областях, где распространенно диалектное произношение.
5)формирование темпа речи и качеств голоса;
Темп речи зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания. Легко воспринимаемая речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи (степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока) и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т.е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т.д. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл.
6) воспитание выразительности речи;
Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:
Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребёнка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребёнок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится. Эмоциональность проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчёркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса. Непринуждённая речь ребёнка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить.
Более сложно сформировать выразительность произвольную. Н.С.Карпинская отмечает, что, сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.
Развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.
Очень важная задача – развитие у ребёнка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе.
У детей старшего возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение – весело или грустно, шутливо или серьёзно и т.д.).
А.М.Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи. На ранних ступенях детства речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребёнок не контролирует её.
По мере усвоения требований со стороны взрослых ребёнок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя.
Наиболее высокая
ступень характеризуется
7) развитие речевого слуха и речевого дыхания;
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка.
Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты:
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, т.е. слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонетический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, чёткое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами [Максаков А.И., с.4].