Развитие звуковой культуры речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Оглавление

Введение С.2
1. Основные понятия С.4
2. Возрастные особенности развития звуковой культуры речи С.6
3. Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи С.14
4. Методика работы по развитию звуковой культуры речи С.19
5. Анализ степени исследованности проблемы С.25
Выводы С.26
Список литературы С.27
Приложения.
Приложение 1 Артикуляционная гимнастика С.30
Приложение 2 Скороговорки и чистоговорки С.33
Приложение 3 Дидактические игры С.34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

2.Артемьев В.А. Психология речевой интонации. – М.,1979

3.Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. – Казань, 1930. – 357с.

4.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

5.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка/ Е.Н.Винарская. – М.: Просвещение, 1987

6.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н.Гвоздев. – СПб.: «Детство- Пресс», 2007. – 472 с.

7.Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. – М., Л.: Иэд-во АПН РСФСР, 1948.

8.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов пед.вузов. – М.: Астрель,2005, - 351 с.

9.Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит – М. Айрис Пресс, 2004

10.Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок// Дошкольное воспитание. 2003, - №8

11.Дмитриев Фониатрия и фонопедия. – М., 1990

12.Ижинкин Н. Механизмы речи – Издательство Академии педагогических наук – М., 1958

13.Исенина Е.Н. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период)/ Е.И.Исенина. – Иваново: ИВГУ, 1983

14.Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить – М., 1981

15.Красильникова Л.В. Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте: учебно-методическое пособие/ Л.В.Красильникова. – Н.Новгород: Гладкова О.В., 2011. – 205 с.

16.Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи/ Общее языкознание. Формы существования, функции, истории языка. – М., 1970

17.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2005, -64 с.

18.Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Ф.А.Сохина, изд.3-е. – М.: Просвещение, 1984 – 223 с.

19.Развитие речи у ребёнка/ http://hippocrate.narod.ru/r/razvitie.htm

20.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. -104с.

21.Тумакова Г.А. Формирование представлений о звуковой стороне слова/ Подъяков и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1988 – 192 с.

22.Ушакова О.С. Материалы курса «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. – 68 с.

23.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение, 1989, - 223 с.

24.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 «Дошк.воспитание». – М.:Просвещение, 1989, - 239 с.

25.Хватцев М.Е. О развитии фонетической дифференциации/ статья из сайта Логопед плюс

26.Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Н.С.Селиверстова. – М.,1966

27.Чуковский К.И. От двух до пяти – М.,1964

28.Шахнарович А. К проблеме языковой способности (механизма). Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. – М.: Наука, 1991

29.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – Вып.13.

30.Янушко Елена Развитие речи у детей. Развитие речевого дыхания. http: // adalin. Mospsy.ru/I 01 00/I 010413. shtmi

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. Артикуляционная гимнастика

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной  гимнастикой

  • благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети могут научиться говорить четко и правильно, без помощи специалиста;
  • дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед; их мышцы будут уже подготовлены;
  • артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»;
  • занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям, и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Правила проведения артикуляционной  гимнастики

  • проводится 2-3 раза в день по 5-7 минут;
  • проводится в доброжелательной форме;
  • проводится перед зеркалом;
  • проводится в игровой форме;
  • на одно занятие берутся 3-4 упражнения;
  • упражнения отбираются в зависимости от того, над какой группой звуков мы работаем;
  • необходимо чёткое выполнение упражнения;
  • эти упражнения должны отрабатываться дома.

Примеры артикуляционных  упражнений.

1.Упражнение  «Улыбка» (проводится практически для постановки всех звуков)

Цель: укрепление губ

Ход упражнения: губы удерживаем в улыбке, зубы не видны

«Тянуть губы прямо  к ушкам

Очень нравится лягушкам

Улыбаются, смеются,

А глаза у  них как блюдца»

2. упражнение «Лопаточка»

Цель: выработать умение делать язычок широким, удерживать в спокойном, расслабленном состоянии

Рот открыт, губы в улыбке, зубки обнажены. Широкий  кончик языка лежит на нижней губе. Следим за тем, чтобы язычок был расслаблен.

«Язык лопаткой положи

И под счёт его  держи

1-2-3-4-5

Язык нужно  расслаблять»

3. Упражнение «Хоботок»

Цель: укрепление круговой мышцы рта, формирование умения удерживать губы трубочкой

Вытягиваем губы трубочкой как при звуке «у»

«Подражая я  слону

Губы хоботком тяну

И на трубочку похожа

Погудеть в  неё мы можем»

4. Упражнение «Пирожок»

Цель: закреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут, боковые края слегка подняты. В последней линии  образуется желобок. Удерживаем на счет 1-10; следить за тем, чтобы губы не помогали язычку и оставались неподвижными

«Я хотел устроить бал

И гостей к себе позвал

Взял муку и  взял творог

Испёк рассыпчатый  пирог»

Сказка  «Зоопарк»

Жил – был  на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с  Язычком отправились в зоопарк  и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок увидел. Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был ...бегемот.

Рот пошире открываем, в бегемотиков играем;

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.

Закрывать его  нельзя, до пяти считаю я.

А потом закроем  рот – отдыхает бегемот.

Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-ква-ква. Это были... Правильно, лягушки. Давай  изобразим, как лягушки улыбались.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вот сейчас тяните губки – 

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем  - перестанем

И нисколько  не устанем.

Идет Язычок дальше. А кто же это такой большой  с длинным носом? Да это же слон! Давай покажем, какой длинный у слона хобот.

Буду подражать  слону!

Губы «хоботом»  тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там вроде никого нет, только длинный шланг лежит посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и  Язычок увидел, что это... змея. Давай  изобразим её.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем  наравне:

Высунем язык и  спрячем,

Только так, а  не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит  лошадка детей катает. Захотел  и сам прокатиться. Сел Язычок на лошадку, крикнул «Но» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Я – веселая  лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко – 

Стук копыт  услышишь звонкий.

Покатался Язычок и вдруг подумал, а не пора ли ему  домой? Посмотрел на часики, надо узнать который час. Покажи, как работают часики.

Тик – так, тик  – так,

Язычок катался  так,

Словно маятник  часов.

Ты в часы играть готов?

К сожалению, пора домой. Купил Язычок несколько шариков  в подарок маме и стал их надувать. Некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. Надуть одну щеку – сдуть. Затем другую.

Я надул воздушный  шарик,

Укусил его  комарик.

Лопнул шарик, не беда!

Новый шар надую  я!

«До свиданья, зоопарк!» - сказал Язычок и весёлый пошёл  домой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2 Скороговорки и чистоговорки

Методика разучивания скороговорки.

  • произнесение педагогом скороговорки наизусть в замедленном темпе с отчетливым выделением сложных звуков;
  • читаем скороговорку несколько раз не громко, ритмично, с приглушенными интонациями;
  • дети проговаривают скороговорку самостоятельно в медленном темпе шепотом;
  • индивидуальное проговаривание в медленном темпе;
  • постепенное увеличение темпа.

Методика  работы над чистоговоркой.

  • воспитатель проговаривает чистоговорку 1-2 раза;
  • дети проговаривают хором 1-2 раза;
  • воспитатель проговаривает снова, интонируя (Какой звук слышится чаще всего?);
  • детям предлагается проговаривать как воспитатель, выделяя голосом звук.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3. Дидактические игры.

1.«Красный –  белый»

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух

Оборудование: по 2 кружка на каждого ребёнка (красный  и белый)

Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно  вслушиваться и определять, в каком  слове есть заданный звук. Если в  слове есть звук, дети поднимают  красный кружок, если нет – белый.

Информация о работе Развитие звуковой культуры речи