Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Введение С.2
1. Основные понятия С.4
2. Возрастные особенности развития звуковой культуры речи С.6
3. Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи С.14
4. Методика работы по развитию звуковой культуры речи С.19
5. Анализ степени исследованности проблемы С.25
Выводы С.26
Список литературы С.27
Приложения.
Приложение 1 Артикуляционная гимнастика С.30
Приложение 2 Скороговорки и чистоговорки С.33
Приложение 3 Дидактические игры С.34
2.Артемьев В.А. Психология речевой интонации. – М.,1979
3.Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. – Казань, 1930. – 357с.
4.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
5.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка/ Е.Н.Винарская. – М.: Просвещение, 1987
6.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н.Гвоздев. – СПб.: «Детство- Пресс», 2007. – 472 с.
7.Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. – М., Л.: Иэд-во АПН РСФСР, 1948.
8.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов пед.вузов. – М.: Астрель,2005, - 351 с.
9.Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит – М. Айрис Пресс, 2004
10.Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок// Дошкольное воспитание. 2003, - №8
11.Дмитриев Фониатрия и фонопедия. – М., 1990
12.Ижинкин Н. Механизмы речи – Издательство Академии педагогических наук – М., 1958
13.Исенина Е.Н. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период)/ Е.И.Исенина. – Иваново: ИВГУ, 1983
14.Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить – М., 1981
15.Красильникова Л.В. Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте: учебно-методическое пособие/ Л.В.Красильникова. – Н.Новгород: Гладкова О.В., 2011. – 205 с.
16.Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи/ Общее языкознание. Формы существования, функции, истории языка. – М., 1970
17.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2005, -64 с.
18.Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Ф.А.Сохина, изд.3-е. – М.: Просвещение, 1984 – 223 с.
19.Развитие речи
у ребёнка/ http://hippocrate.narod.ru/r/
20.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. -104с.
21.Тумакова Г.А. Формирование представлений о звуковой стороне слова/ Подъяков и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1988 – 192 с.
22.Ушакова О.С. Материалы курса «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. – 68 с.
23.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение, 1989, - 223 с.
24.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 «Дошк.воспитание». – М.:Просвещение, 1989, - 239 с.
25.Хватцев М.Е. О развитии фонетической дифференциации/ статья из сайта Логопед плюс
26.Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Н.С.Селиверстова. – М.,1966
27.Чуковский К.И. От двух до пяти – М.,1964
28.Шахнарович А. К проблеме языковой способности (механизма). Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. – М.: Наука, 1991
29.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – Вып.13.
30.Янушко Елена Развитие речи у детей. Развитие речевого дыхания. http: // adalin. Mospsy.ru/I 01 00/I 010413. shtmi
Приложения
Приложение 1. Артикуляционная гимнастика
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Примеры артикуляционных упражнений.
1.Упражнение «Улыбка» (проводится практически для постановки всех звуков)
Цель: укрепление губ
Ход упражнения: губы удерживаем в улыбке, зубы не видны
«Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца»
2. упражнение «Лопаточка»
Цель: выработать умение делать язычок широким, удерживать в спокойном, расслабленном состоянии
Рот открыт, губы в улыбке, зубки обнажены. Широкий кончик языка лежит на нижней губе. Следим за тем, чтобы язычок был расслаблен.
«Язык лопаткой положи
И под счёт его держи
1-2-3-4-5
Язык нужно расслаблять»
3. Упражнение «Хоботок»
Цель: укрепление круговой мышцы рта, формирование умения удерживать губы трубочкой
Вытягиваем губы трубочкой как при звуке «у»
«Подражая я слону
Губы хоботком тяну
И на трубочку похожа
Погудеть в неё мы можем»
4. Упражнение «Пирожок»
Цель: закреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка
Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут, боковые края слегка подняты. В последней линии образуется желобок. Удерживаем на счет 1-10; следить за тем, чтобы губы не помогали язычку и оставались неподвижными
«Я хотел устроить бал
И гостей к себе позвал
Взял муку и взял творог
Испёк рассыпчатый пирог»
Сказка «Зоопарк»
Жил – был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправились в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок увидел. Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был ...бегемот.
Рот пошире открываем, в бегемотиков играем;
Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.
А потом закроем рот – отдыхает бегемот.
Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-ква-ква. Это были... Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вот сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем - перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. А кто же это такой большой с длинным носом? Да это же слон! Давай покажем, какой длинный у слона хобот.
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок
слоном и пошел к другой клетке.
А там вроде никого нет, только
длинный шланг лежит
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться. Сел Язычок на лошадку, крикнул «Но» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Я – веселая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок и вдруг подумал, а не пора ли ему домой? Посмотрел на часики, надо узнать который час. Покажи, как работают часики.
Тик – так, тик – так,
Язычок катался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
К сожалению, пора домой. Купил Язычок несколько шариков в подарок маме и стал их надувать. Некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. Надуть одну щеку – сдуть. Затем другую.
Я надул воздушный шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик, не беда!
Новый шар надую я!
«До свиданья, зоопарк!»
- сказал Язычок и весёлый пошёл
домой.
Приложение 2 Скороговорки и чистоговорки
Методика разучивания скороговорки.
Методика работы над чистоговоркой.
Приложение 3. Дидактические игры.
1.«Красный – белый»
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух
Оборудование: по 2 кружка на каждого ребёнка (красный и белый)
Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть звук, дети поднимают красный кружок, если нет – белый.