Культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Файлы: 1 файл

Культура речи.docx

— 18.85 Кб (Скачать)

                                                       Культура речи

                                                                                                                                                            Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения. 

 

 

 

Культура  общения 

 

Речь – это  одна из самых важных характеризующих  черт человека. От нашей манеры общения  зависит то впечатление, которое  мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей  или, наоборот, отталкивать. Речь также  может оказывать сильное влияние  на настроение нашего собеседника. 

 

Таким образом, культура общения складывается из умения слушать  собеседника, речевого этикета, а также  соблюдения правил хорошего тона. 

 

 

 

Умение  слушать 

 

Нередко, увлекаясь  темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения: стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; не пытаемся вникать  в доводы, которые приводит наш  визави, попросту его не слушаем; и, наконец, стремясь заставить всех окружающих согласиться с нашим взглядом на вещи, пренебрегаем речевым этикетом: перестаём следить за собственными словами. 

 

По правилам культуры общения, категорически запрещено  оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать своё мнение – очень некрасиво, это  ещё и неэффективно. Ваша манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш  разговор в лучшем случае просто не сложится. 

 

Если Вы мало того, что не слушаете своего визави, да ещё  и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у  себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует Вас отнюдь не с положительной стороны. 

 

Умение слушать  – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.  

 

Но как быть в  том случае, когда Вы придерживаетесь  правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на  свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего визави или  Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с  этикетного клише: «Вам не кажется, что…».  

 

Если во время  разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.  

 

 

 

Речевая культура 

 

По мнению большинства  людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения  с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории  на свою сторону (при публичном выступлении, например). 

 

Помимо всего  прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что  манера речи и выбор слов при диалоге  не только настраивают собеседника  на нужный лад, но и программируют  наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в  ответ слово. 

 

В деловой сфере  нередко возникают ситуации, когда  по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные  возможности. Придётся ознакомиться с  правилами речевого этикета, для  того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем  не портить имидж компании и иметь  шанс на повышение в должности. 

 

Ещё одна ситуация, в которой культура речи играет решающую роль, – это публичное выступление.  

 

 

 

Публичное выступление 

 

 

  • Если Вы хотите иметь успех перед массовой аудиторией слушателей, заранее подготовьте план и основные тезисы своего публичного выступления.
  • Во время выступления старайтесь избегать поучительного тона.
  • Старайтесь вложить в свою ораторскую речь какие-то живые эмоции. Передать собственное неравнодушие к проблеме Вам поможет правильная интонация. Говорите от души, но при этом просто и грамотно – и тогда Вы произведёте положительное впечатление на слушателей, увлечёте их темой своего публичного выступления.
  • Для того чтобы заинтересовать аудиторию и привлечь внимание всех слушателей, убедить их в своей правоте, необходимо использовать данные сравнительной статистики как аргумент в защиту своей позиции.
  • Постарайтесь исключить надоевшие всем штампы из текста своего публичного выступления. Используя слова, которые были сказаны уже сотни раз, Вы тем самым «усыпите» внимание всей аудитории.
  • В завершении публичного выступления бывает эффективным возвращение к началу ораторской речи, к повторному акцентированию внимания на проблеме.

 

  

 

Речевой этикет. Правила культуры речи: 

 

 

  • Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.
  • Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.
  • Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.
  • Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения Вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций у Вас будет, тем выше станет Ваша речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.
  • Научитесь находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдайте принципы культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны.
  • Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи.
  • Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Старайтесь всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Помните, когда Вы не отвечаете на слова собеседника, Вы грубейшим образом нарушаете речевой этикет.
  • Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.
  • Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.
  • Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, Вы теряете свою индивидуальность.

Информация о работе Культура речи