Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: языковая способность у дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Теоретические подходы к исследованию языковой способности детей дошкольного возраста
7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития
20
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Организация и методики исследования
36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по развитию языковой способности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
49
2.3. Анализ результатов исследования
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
74
ПРИЛОЖЕНИЕ
79

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 177.55 Кб (Скачать)

Основная  идея системы развивающих упражнений заключается в реализации элементов функционально-семантического направления в обучении морфологии.

В связи  с этим выделяются следующие типы упражнений.

1. Логико-языковые: упражнения на выделение существенных  признаков понятий, категорий,  на опознание данного языкового  явления в тексте, на сравнение  и разграничение сходных языковых  явлений, на грамматический анализ, на рассуждение, обобщение и  классификацию. Например:

– Упражнения на сравнение и дифференциацию сходных языковых явлений. Выделите из данных слов однокоренные слова и запишите группами. В каждой группе найдите слова, обозначающие предметы, и скажите, что они обозначают. Покраснеть, беговая, добряк, краснота, бегать, добрый, красный, беглец, задобрить.

– Упражнение на языковой анализ. Поставьте следующие слова в нужной форме. В магазине продаются кожаные (поясы, пояса). На столе лежат (счета, счеты), на которых мы учимся считать.

– Тест на понимание лингвистического текста.

2. Творческие: упражнения по развитию языковой  догадки, упражнения на словотворчество  и грамматический анализ, задания  на основе фонетического, лексического, грамматического словообразовательного  анализа окказиональных слов, упражнения  по развитию логического мышления, построение рассуждения на лингвистическую  тему, упражнение на исправление  языковых ошибок, на символическое  изображение языковых явлений,  сочинение на грамматическую  тему.

Например:

– Упражнение по развитию языковой догадки. Маленькая Дианочка сказала маме: «Дай мне копатку». Какой предмет девочка просила у мамы? Объясните, как образовано слово «копатка».

– Упражнение на словотворчество и анализ. «Расшифруйте» слова: Язац, дедвемь, циласи, кровоа.

– Упражнение по фонетическому, лексическому, грамматическому, словообразовательному анализу окказиональных слов. Составь предложения на языке жителей страны Крокозябры а) венесяпый, тюпает, женеленок; б) неляет, по, теляку, крокозябр, булясый. Определите, к каким частям речи относятся данные слова? Как вы рассуждали? Придумайте свое предложение на языке жителей этой страны так, чтобы слова в нем шли в следующем порядке: Что сделал, какой, что?

– Упражнение по развитию логического мышления. Заполните пропущенные в тексте слова. Восстановите стихотворение, используя  слова для справок (зола, скорлупка, земля, желудь).

Дерево  прячет корни __ __.

Искры таяться _ теплой _.

___ зрелом спрятан дубок.

_ белой _ спрятан желток.

(О. Дриз)

– Упражнение на исправление языковых ошибок (лексических, морфологических и т. д.). Прочитайте предложения, исправьте речевые  ошибки. Два мальчика парой пошли  на рыбалку. На речке они ловили рыбу в воде. Алеша поймал щуку, окуня, рыбу и карася.

– Упражнение на символическое изображение языковых явлений, понятий и определение  их цветового эквивалента. Представьте, что вы художники. Вас попросили  нарисовать иллюстрацию к сказке о частях речи. Как бы вы изобразили одного из персонажей сказки – Имя  Существительное?

– Сочинение  на грамматическую тему «Имя существительное  как часть речи».

Ради словесных приемов  словарной работы особое место занимает лексические упражнения, которые  способствуют предупреждению речевых  недочетов, активизируют словарь детей.

Они формируют у детей  практические навыки: умение быстро, выбрать  из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить  предложение, различить оттенки  в значении слов.

В дошкольном возрасте в  игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составление  предложения по слову, по схеме. Для  этого используют такие игры: «Живые слова», «Надо сказать по-другому», «Какие слова вы слышали» и так далее.

Для совершенствования структуры  высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое  может иметь игровую форму.

Игровую форму обучению может  придать сюжет, включение задания - рассказать в сюжетно-ролевую игру: фотовыставка, магазин, киоск открыток, экскурсия по родному городу.

В игре используются такие  приемы на вопрос (проблемные вопросы: почему, когда, а что если...), распространение  высказываний ребенка, обогащение высказываний ребенка в рассказ, пересказ начала фразы.

 

 

 

 

2.3. Анализ результатов исследования

 

Для выявления  эффективности разработанной и  внедренной нами коррекционной программы, было проведено повторное контрольное  обследование детей.

Результаты  контрольного среза в сопоставлении  с результатами констатирующего  эксперимента предоставили нам наглядную  картину качественных и количественных изменений уровня сформированности языковой способности после реализации коррекционной программы.

Цель контрольного эксперимента - выявить уровень сформированности языковой способности у дошкольников с ЗПР.

В формирующем  эксперименте принимали участие  пять детей с ЗПР, которые на этапе констатирующего эксперимента входили в состав экспериментальной группы. Пять остальных детей в формирующем эксперименте участия не принимали, и поэтому на этапе контрольного среза составили контрольную группу детей с ЗПР. Дети с нормальным речевым развитием в эксперименте участия не принимали, для сравнения были взяты данные констатирующего среза.

Для изучения результатов коррекционной программы  нами были использованы те же методики, которые мы подобрали и адаптировали на этапе констатирующего эксперимента. Некоторые методики были усложнены, либо же в них использовались другие материалы. Для наглядного представления  количественно анализа мы приводим сводную таблицу контрольного обследования.

 

Таблица №2

Количественный  анализ контрольного этапа эксперимента

Экспериментальная группа (ЗПР)

Фамилия и имя ребенка

Методики

Среднее кол-во баллов

№1

№2

№3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

1

Таня Р.

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

21

2

Женя П.

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

22

3

Андрей Б.

2

2

3

2

3

2

2

2

2

3

23

4

Алина Т.

2

1

2

2

2

3

2

2

2

2

20

5

Женя Г.

2

2

3

2

3

2

3

2

2

2

23

Контрольная группа (ЗПР)

6

Иосиф Н.

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

17

7

Саша Б.

1

2

1

2

1

2

3

2

2

2

18

8

Ислам Б.

2

2

2

1

2

1

2

2

1

2

17

9

Дима К.

1

2

2

2

1

2

2

2

2

1

17

10

Оксана П.

1

2

1

2

1

1

2

1

1

2

14


 

Диаграмма №2

Сравнительный анализ контрольного этапа эксперимента

 

Анализ  результатов контрольного среза  показал положительную динамику у всех детей экспериментальной  группы по всем критериям оценки.

У детей  значительно улучшилось звукопроизношение, у большинства детей звуки  находятся на этапе автоматизации. Расширился словарный запас, пополнившийся  обобщающими понятиями и понятиями, активно используемыми на уровне бытовой лексики.

Грамматическое  структурирование стало реализовываться  с меньшим количеством ошибок. Что положительно влияло на смысловое  содержание высказываний. Дети стали  с интересом вступать в контакт, проявлять инициативу в общении.

Дети  четко понимали обращенную речь, что  отражалось в их ответах: неадекватных ответов стало меньше, стали более  внимательными к речи собеседника. Значительно возросло умение контролировать речь собеседника и свою речь. Для  большей убедительности дети стали  чаще использовать мимику, жесты. Улучшилось понимание речи вне контекста. Возросло умение строить и использовать вопросительные высказывания для получения новой  информации.

 

 

 

 

Заключение

 

Языковая  способность – многоуровневая иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического  развития.

Языковая  способность закладывается у  ребёнка в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью.

Развивать языковую способность –  значит способствовать формированию психофизиологического  механизма восприятия, понимания, воспроизводства  и продуцирования речевых высказываний.

Языковая способность развивается  в процессе применения языка, а не только его восприятия.

Понимание пути овладения языком, как процессом развития у ребёнка языковой способности связано, прежде всего, с формированием особого типа активности, готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, усваивать новые слова и выражения, применять их, несмотря на несовершенство их звукового и смыслового наполнения, в реальных ситуациях общения, дополняя их указаниями на предметы, естественными жестами и другими средствами.

Недостаточность языковой способности у детей  с задержкой психического развития имеет ряд особенностей:

1. Затруднено  определение компонента языковой способности, относительно которого будет осуществляться ориентировка. Вместо ориентировки на лексико-семантическом уровне осуществляется ориентировка на синтаксическом уровне или фонетическом уровне языковой системы.

2. Отмечаются  нарушения переключаемости внимания  с одного компонента языковой способности на другой компонент.

3. В пределах  одного компонента языковой способности  основные затруднения касались выбора способа ориентировочного действия, адекватного целям задания.

4. Выбранный  способ языковой ориентировки  отличался неустойчивостью и  легко заменялся на коммуникативную или предметную ориентировку.

Указанные особенности влияют на нарушение  механизма развертывания языковой способности - формирование системы языковых ориентировок. Нарушение системогенеза ориентировочных действий в языковом материале у дошкольников с задержкой психического развития проявляется в виде:

• задержки в становлении основных типов ориентировок относительно каждого компонента языковой способности (синтаксического, семантического и фонологического компонентов);

• нарушения возможностей переключения внимания с одного компонента языковой способности на другой и распределения внимания между несколькими компонентами одновременно;

• затруднений в формировании и искаженного формирования интеграционных связей между разными компонентами языковой способности.

На  основе работ Н.В. Микляевой мы разработали методику определения состояния языковой способности у детей с ЗПР дошкольного возраста. Методика включала изучение синтаксического, семантического и фонологического компонентов языковой способности.

По  этим параметрам был проведён эксперимент, в ходе которого были выявлены особенности  развития языковой способности у  детей с ЗПР. На основании этих особенностей была разработана коррекционно-развивающая программа по развитию языковой способности у детей с ЗПР, включающая развитие фонетической, лексической, морфологической стороны речи. Эта программа была внедрена в практику.

Повторное проведение исследования показало, что уровень языковой способности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития повысился.

Таким образом, вышеизложенное нашло подтверждение в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000.
  2. Арушанова Т.В. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы// Дошкольное воспитание. – 1998. - №8.
  3. Арушанова Т.В. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы// Дошкольное воспитание. – 1999. - №2.
  4. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Изд-во Московского университета, 1989.
  5. Бельтюков В.И. Универсальный языковой код// Дефектология. 1990. - №5.
  6. Беляев В.П. Введение в психолингвистику. - М., 1999.
  7. Бородич А.Н. Методика развития речи детей. – М., 1981.
  8. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция у детей. – М.: 1999.
  9. Борякова Н.Ю., Косицина М.Я. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР. – М., 2004.
  10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Правда, 1987.
  11. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: Астрель, 2006.
  12. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни. – Куйбышев, 1990.
  13. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. – М.: Наука, 1983.
  14. Глухов В.П. Основы психолингвистики – М.: ACT: Астрель, 2005.
  15. Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /под ред. С.Г. Шевченко. – М., 1998.
  16. Гохлернер Б.М., Ейгер Р.В. Психологические механизмы чувства языка// Вопросы психологии. – 1983. №4.
  17. Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации  у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1995. - №6.
  18. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власова и др. – М., 1984.
  19. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: 2001.
  20. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение., 1993.
  21. Жинкин Н.И. Язык, творчество, речь. – М.: Лабиринт, 1998.
  22. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  23. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М., 1990.
  24. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – СПб., 1994.
  25. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2е изд. – М., 1979.
  26. Корнев А.Н. Основы логопатологии детской речи: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.
  27. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. – М.: Наука, 1991.
  28. Лалаева Р.А., Зорина С.В., Сербина Н.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР. – М., 2003.
  29. Лалаева Р.И., Серебрякова С.Н. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. – СПб., 2001.
  30. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997.
  31. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). – М.: МГУ, 1997.
  32. Лингвистический энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1990.
  33. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
  34. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002.
  35. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Спекциальная психология / под ред. В.И. Лубовский. – М., 2005.
  36. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975.
  37. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
  38. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М., 1974.
  39. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М., 1993.
  40. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 1998. - №12.
  41. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование. – М.: Айрис-Пресс, 20006.
  42. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с ОНР// Дефектология. – 1998. - №4.
  43. Микляева Н.В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой способности: Автореф. дисс. … к. пед. наук. – М., 2001.
  44. Миронова С.А. Логопедическая работа в логопедических учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М.: А.П.О., 1993.
  45. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981.
  46. Носкова Л.П. Основные направления работы по речевому развитию глухих детей старшего дошкольного возраста. – М., 1990.
  47. Общее языкознание. Формы существования, формы, история языка. – М., 1970.
  48. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
  49. Основы теории речевой деятельности./ Под ред. А.А. Леонтьева. – М.:  Наука, 1974.
  50. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1990.
  51. Психолингвистика и современная логопедия. / Под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997.
  52. Слобин  Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М., 1977.
  53. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 3-4 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  54. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития// Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: МГПИ, 1985.
  55. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1996. №1.
  56. Ульянова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1994.
  57. Урунтаева Г.А., Афонькина Т.Б. Практикум по детской психологии. – М., 1996.
  58. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
  59. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи// Дошкольное воспитание. – 1981. - №2.
  60. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
  61. Фрумкина Р. М. Психолингвистика. - М., 2001.
  62. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. – Спб: ИД «МиМ», 1997.
  63. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000.
  64. Черниговская Т.В. Дети со специфическими языковыми расстройствами в свете современных дискуссий лингвистики и психологии. // А.Р. Лурия и психология ХХI века. Доклады второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / Под ред. Т.В. Ахутиной и Ж.М. Глозман - М., Смысл, 2003.
  65. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). – М., 1990.
  66. Шевченко С.Г., Триггер Р.Д., Капустина Г.М., Волкова И.Н. Подготовка к школе детей с ЗПР / под ред. С.Г. Шевченко. – Кн. 1. – М., 2003.

Информация о работе Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития