Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:54, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенностей развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: языковая способность у дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Теоретические подходы к исследованию языковой способности детей дошкольного возраста
7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития
20
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методики исследования
36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по развитию языковой способности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
49
2.3. Анализ результатов исследования
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
74
ПРИЛОЖЕНИЕ
79
Основная идея системы развивающих упражнений заключается в реализации элементов функционально-семантического направления в обучении морфологии.
В связи с этим выделяются следующие типы упражнений.
1. Логико-языковые:
упражнения на выделение
– Упражнения на сравнение и дифференциацию сходных языковых явлений. Выделите из данных слов однокоренные слова и запишите группами. В каждой группе найдите слова, обозначающие предметы, и скажите, что они обозначают. Покраснеть, беговая, добряк, краснота, бегать, добрый, красный, беглец, задобрить.
– Упражнение на языковой анализ. Поставьте следующие слова в нужной форме. В магазине продаются кожаные (поясы, пояса). На столе лежат (счета, счеты), на которых мы учимся считать.
– Тест на понимание лингвистического текста.
2. Творческие:
упражнения по развитию
Например:
– Упражнение по развитию языковой догадки. Маленькая Дианочка сказала маме: «Дай мне копатку». Какой предмет девочка просила у мамы? Объясните, как образовано слово «копатка».
– Упражнение на словотворчество и анализ. «Расшифруйте» слова: Язац, дедвемь, циласи, кровоа.
– Упражнение по фонетическому, лексическому, грамматическому, словообразовательному анализу окказиональных слов. Составь предложения на языке жителей страны Крокозябры а) венесяпый, тюпает, женеленок; б) неляет, по, теляку, крокозябр, булясый. Определите, к каким частям речи относятся данные слова? Как вы рассуждали? Придумайте свое предложение на языке жителей этой страны так, чтобы слова в нем шли в следующем порядке: Что сделал, какой, что?
– Упражнение по развитию логического мышления. Заполните пропущенные в тексте слова. Восстановите стихотворение, используя слова для справок (зола, скорлупка, земля, желудь).
Дерево прячет корни __ __.
Искры таяться _ теплой _.
___ зрелом спрятан дубок.
_ белой _ спрятан желток.
(О. Дриз)
– Упражнение на исправление языковых ошибок (лексических, морфологических и т. д.). Прочитайте предложения, исправьте речевые ошибки. Два мальчика парой пошли на рыбалку. На речке они ловили рыбу в воде. Алеша поймал щуку, окуня, рыбу и карася.
– Упражнение
на символическое изображение
– Сочинение на грамматическую тему «Имя существительное как часть речи».
Ради словесных приемов словарной работы особое место занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей.
Они формируют у детей практические навыки: умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различить оттенки в значении слов.
В дошкольном возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по схеме. Для этого используют такие игры: «Живые слова», «Надо сказать по-другому», «Какие слова вы слышали» и так далее.
Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму.
Игровую форму обучению может придать сюжет, включение задания - рассказать в сюжетно-ролевую игру: фотовыставка, магазин, киоск открыток, экскурсия по родному городу.
В игре используются такие приемы на вопрос (проблемные вопросы: почему, когда, а что если...), распространение высказываний ребенка, обогащение высказываний ребенка в рассказ, пересказ начала фразы.
2.3. Анализ результатов исследования
Для выявления
эффективности разработанной и
внедренной нами коррекционной программы,
было проведено повторное
Результаты контрольного среза в сопоставлении с результатами констатирующего эксперимента предоставили нам наглядную картину качественных и количественных изменений уровня сформированности языковой способности после реализации коррекционной программы.
Цель контрольного эксперимента - выявить уровень сформированности языковой способности у дошкольников с ЗПР.
В формирующем эксперименте принимали участие пять детей с ЗПР, которые на этапе констатирующего эксперимента входили в состав экспериментальной группы. Пять остальных детей в формирующем эксперименте участия не принимали, и поэтому на этапе контрольного среза составили контрольную группу детей с ЗПР. Дети с нормальным речевым развитием в эксперименте участия не принимали, для сравнения были взяты данные констатирующего среза.
Для изучения
результатов коррекционной
Таблица №2
Количественный анализ контрольного этапа эксперимента
Экспериментальная группа (ЗПР) | ||||||||||||
Фамилия и имя ребенка |
Методики |
Среднее кол-во баллов | ||||||||||
№1 |
№2 |
№3 | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1 |
Таня Р. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
21 |
2 |
Женя П. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
22 |
3 |
Андрей Б. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
23 |
4 |
Алина Т. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
20 |
5 |
Женя Г. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
23 |
Контрольная группа (ЗПР) | ||||||||||||
6 |
Иосиф Н. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
7 |
Саша Б. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
18 |
8 |
Ислам Б. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
17 |
9 |
Дима К. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
17 |
10 |
Оксана П. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
14 |
Диаграмма №2
Сравнительный анализ контрольного этапа эксперимента
Анализ результатов контрольного среза показал положительную динамику у всех детей экспериментальной группы по всем критериям оценки.
У детей
значительно улучшилось звукопроизношение,
у большинства детей звуки
находятся на этапе автоматизации.
Расширился словарный запас, пополнившийся
обобщающими понятиями и
Грамматическое структурирование стало реализовываться с меньшим количеством ошибок. Что положительно влияло на смысловое содержание высказываний. Дети стали с интересом вступать в контакт, проявлять инициативу в общении.
Дети четко понимали обращенную речь, что отражалось в их ответах: неадекватных ответов стало меньше, стали более внимательными к речи собеседника. Значительно возросло умение контролировать речь собеседника и свою речь. Для большей убедительности дети стали чаще использовать мимику, жесты. Улучшилось понимание речи вне контекста. Возросло умение строить и использовать вопросительные высказывания для получения новой информации.
Заключение
Языковая
способность – многоуровневая иерархически
организованная функциональная система,
формирующаяся в психике
Языковая способность закладывается у ребёнка в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью.
Развивать языковую способность – значит способствовать формированию психофизиологического механизма восприятия, понимания, воспроизводства и продуцирования речевых высказываний.
Языковая способность
Понимание пути овладения языком, как процессом развития у ребёнка языковой способности связано, прежде всего, с формированием особого типа активности, готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, усваивать новые слова и выражения, применять их, несмотря на несовершенство их звукового и смыслового наполнения, в реальных ситуациях общения, дополняя их указаниями на предметы, естественными жестами и другими средствами.
Недостаточность языковой способности у детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей:
1. Затруднено определение компонента языковой способности, относительно которого будет осуществляться ориентировка. Вместо ориентировки на лексико-семантическом уровне осуществляется ориентировка на синтаксическом уровне или фонетическом уровне языковой системы.
2. Отмечаются
нарушения переключаемости
3. В пределах
одного компонента языковой
4. Выбранный способ языковой ориентировки отличался неустойчивостью и легко заменялся на коммуникативную или предметную ориентировку.
Указанные особенности влияют на нарушение механизма развертывания языковой способности - формирование системы языковых ориентировок. Нарушение системогенеза ориентировочных действий в языковом материале у дошкольников с задержкой психического развития проявляется в виде:
• задержки в становлении основных типов ориентировок относительно каждого компонента языковой способности (синтаксического, семантического и фонологического компонентов);
• нарушения возможностей переключения внимания с одного компонента языковой способности на другой и распределения внимания между несколькими компонентами одновременно;
• затруднений в формировании и искаженного формирования интеграционных связей между разными компонентами языковой способности.
На основе работ Н.В. Микляевой мы разработали методику определения состояния языковой способности у детей с ЗПР дошкольного возраста. Методика включала изучение синтаксического, семантического и фонологического компонентов языковой способности.
По этим параметрам был проведён эксперимент, в ходе которого были выявлены особенности развития языковой способности у детей с ЗПР. На основании этих особенностей была разработана коррекционно-развивающая программа по развитию языковой способности у детей с ЗПР, включающая развитие фонетической, лексической, морфологической стороны речи. Эта программа была внедрена в практику.
Повторное проведение исследования показало, что уровень языковой способности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития повысился.
Таким образом, вышеизложенное нашло подтверждение в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития