Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:54, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенностей развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: языковая способность у дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Теоретические подходы к исследованию языковой способности детей дошкольного возраста
7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития
20
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методики исследования
36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по развитию языковой способности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
49
2.3. Анализ результатов исследования
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
74
ПРИЛОЖЕНИЕ
79
Министерство образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
Факультет специальной педагогики
Кафедра специальной педагогики и предметных методик
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
студентки 5 курса
группы СП5Л
Рекуновой Юлии В.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры специальной
педагогики и предметных методик
Артеменкова Лариса Феликсовна
Рецензент:
кандидат педагогических наук, доцент
Соломатина Галина Николаевна
Работа допущена к защите |
Дата защиты |
«____» ____________2013г. |
«____» ____________2013г. |
Зав. кафедрой ___________ |
Оценка «_______________» |
Ставрополь, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ |
|
1.1. Теоретические подходы к |
7 |
1.2. Особенности речевого развития
дошкольников с задержкой |
20 |
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ |
|
2.1. Организация и методики |
36 |
2.2. Коррекционно-развивающая |
49 |
2.3. Анализ результатов исследования |
68 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
71 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
74 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
79 |
ВВЕДЕНИЕ
В специальной
педагогике и психологии последних
десятилетий уделяется
Большинство авторов сосредоточили внимание на изучении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина и др.).
Само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Данное отклонение по своей структуре, требует пристального анализа и индивидуального подхода в каждом конкретном случае.
С началом
обучения у многих детей с задержкой
психического развития обнаруживаются
затруднения с чтением и
Несформированность речевой деятельности у детей с ЗПР, проявляющаяся в трудностях накопления языковых знаков или объединения их в процессе речевого высказывания, порождает такие черты речевого поведения как неумение устанавливать контакт с собеседником, снижение речевой активности и т.д.
Несмотря на определенные успехи в коррекции нарушений речи и познавательной деятельности, на протяжении всех лет обучения дошкольники с ЗПР не овладевают в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими, грамматическими, фонетико-фонематическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности.
Задержка психического развития создает трудности не только в сфере общения, но и в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и, конечно, в овладении программным содержанием, и прежде всего родным языком.
Как отмечают М.С. Певзнер, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, С.Г. Шевченко, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Л.Н. Блинова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Ф.Д. Тригер, Г.Е Сухарева, Е.М. Мастюкова, А.Ф. Ястребова, Н.М. Назарова, и другие специалисты, речь детей с задержкой психического развития в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению (слабое осознание звукового строения слова); недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие - умственное действие по определению количества, последовательности, мест звуков.
Цель исследования: изучение особенностей развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: языковая способность у дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
В основу положена гипотеза, согласно которой процесс развития языковой способности, детей дошкольного возраста с задержкой психического развития будет более эффективным при соблюдении следующих условий: опора на ведущий вид деятельности, организованная работа педагогов, своевременная диагностика и коррекция, характер речевой активности ребенка, интерес к речевому общению и стремление к самовыражению средствами речевого общения, владение нормами и правилами родного языка, степень владения навыком самоконтроля за собственной речью в процессе диалога и умение слушать, характер построения связного высказывания.
Задачи исследования:
В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом нашего исследования, мы использовали следующие методы:
Этапы исследования:
Исследование
проводилось в несколько
1. Поисково-теоретический - осуществлялось теоретическое изучение проблемы развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития, обосновывалась актуальность избранной проблемы. Разрабатывалась общая концепция исследования, определялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования и основные этапы опытно-экспериментальной работы, общая методология, теоретическая основа и конкретные методы каждого из этапов.
2. Экспериментальный
- на этом этапе происходил
подбор методик направленных
на изучение языковой
3. Обобщающий
- проводился анализ и
Организация экспериментального исследования проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №29 города Ставрополя. В исследовании приняло участие 20 детей дошкольного возраста: из них 10 детей с задержкой психического развития и 10 детей с нормальным психофизическим развитием.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Теоретические подходы к
Коррекционно-логопедическая работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на стимулирование и обогащение содержания развития; исправление отклонений и нарушений речевого и психического развития; предупреждение отклонений и трудностей в развитии; оптимизацию процесса и результатов коррекционно-логопедической работы.
В психологии под способностями подразумеваются индивидуально-психологические качества, отличающие одного человека от другого и обеспечивающие успешность выполнения его деятельности. Согласно взглядам В.А. Крутецкого, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева и др., способности можно определить как:
- совокупность умений и навыков; по мнению А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, К.В. Тарасовой, Т.С. Комаровой и др.;
- как
ориентировочные действия, специфичные
для каждого вида деятельности;
с точки зрения Б.Г. Ананьева,
С.Л. Рубинштейна, Б.М.
- как
свойства функциональных
Эти подходы нашли отражение и в понимании сущности языковой способности.
При этом большинство исследователей соглашается с тем, что особенность языковой способности заключается в том, что она:
• формируется в процессе общения взрослого и ребенка по поводу любого вида совместной деятельности;
• теснейшим образом связана с особенностями развития высших психических функций;
• в конечном счете, определяет трудности в усвоении человеческой культуры.
Поэтому
языковую способность вместе с интеллектуальными
и духовными способностями
Несмотря на единство взглядов ученых, относительно роли языковой способности в развитии ребенка, существуют разные подходы к определению ее сущности:
• нейрофизиологический;
• психологический;
• психолингвистический;
• педагогический.
Сторонники нейрофизиологического подхода (Л.И. Божович, Т.Б. Глезерман, Н.И. Красногорский и др.) рассматривает языковую способность с точки зрения анатомо-физиологических и генетических задатков к ее развитию и нейрофизиологического механизма, обеспечивающего ее функционирование. Задатки к развитию способностей у одних авторов отождествляются с анатомо-физиологическими особенностями человеческого организма, у других - с генетическими программами, определяющими развитие функциональных систем в структуре мозга, у третьих - со свойствами нервной системы, особенностями анализаторов и своеобразием межполушарной специализации [6].
С позиций нейрофизиологического подхода (Л.И. Божович, Т.Б. Глезерман, Н.И. Красногорский, М.Е. Хватцев и др.) языковая способность рассматривается с точки зрения анатомо-физиологических и генетических задатков к ее развитию и нейрофизиологического механизма, обеспечивающего ее функционирование. Одни авторы задатки к развитию способностей отождествляют с анатомо-физиологическими особенностями человеческого организма; вторые - со свойствами нервной системы, особенностями анализаторов и своеобразием межполушарной специализации третьи - с генетическими программами, определяющими развитие функциональных систем в структуре мозга [13].
Информация о работе Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития