Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: языковая способность у дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Теоретические подходы к исследованию языковой способности детей дошкольного возраста
7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития
20
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Организация и методики исследования
36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по развитию языковой способности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
49
2.3. Анализ результатов исследования
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
74
ПРИЛОЖЕНИЕ
79

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 177.55 Кб (Скачать)

Формирование грамматического  строя речи в процессе овладения речью приобретает умение образовывать и употреблять грамматические формы.

С учетом этого программа предусматривает  специальную работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью  особых средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

Морфологический строй речи детей дошкольного возраста включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); он усложняется с возрастом детей. В детской речи наиболее велик удельный вес существительных и глаголов, однако ребенок все больше начинает употреблять другие части речи - прилагательные, местоимения, наречия, числительные и т.д.

При работе над существительными дети обучаются правильному употреблению падежных форм (особенно формы родительного падежа во множественном числе), знакомятся с разнообразными способами согласования существительного с прилагательными  и глаголами. При работе над глаголами дети учатся употреблять их в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, использовать категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода (девочка сказала), мужского рода (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени. Детей подводят также к образованию повелительного наклонения глагола-действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги, бежим, пусть бежит) и к образованию сослагательного наклонения - возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).

Владение разными категориями  и формами глаголов необходимо детям  для построения различных типов  предложений.

При работе над прилагательными  детей знакомят с тем, как согласуются  существительное и прилагательное в роде, числе, падеже, с полными  и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями  сравнения прилагательных (добр - добрее, тихий - тише). Дети осваивают и различные способы словообразования. У них формируется умение образовывать слово на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов) и др.

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольника правильно  употреблять название детенышей  животных (зайчонок, лисенок), предметов  посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал - поехал - выехал) и т.п.

При работе над синтаксисом детей  обучают способам соединения слов в  словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные. Формирование сложных синтаксических конструкций  в высказываниях детей производится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.

Специальное внимание при обучении детей построению предложения уделяется  упражнениям на употребление правильного  порядка слов, на преодоление синтаксического монотона (повторения однотипных конструкций), правильное согласование слов и др.

Наряду с этим у детей формируется  элементарное представление о структуре  предложения и о характере  использования лексики в предложениях разных типов, умение осознанно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих  мыслей.

Развитие звуковой стороны речи. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (общую способность воспринимать фонологические средства языка).

Линейные звуковые единицы (звук - слог - слово - фраза - текст) обладают самостоятельной протяженностью, следуют друг за другом. Одновременно с ними особенности звуковой стороны речи отражают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и адекватно  воспроизводить все звуковые единицы  родного языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у  дошкольников должна проводиться систематически.

Важными средствами звуковой выразительности  речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.

Особый пласт образовательной  работы связан с развитием у детей  умения пользоваться интонацией - строить  интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный «заряд». Параллельно с этим осуществляется формирование умений использовать темп, громкость произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция). Обращая внимание ребенка на интонацию, педагог развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха.

В целом, работая над звуковой стороной речи, ребенок осваивает умение «подчинять» высказывание целям и условиям коммуникации с учетом предмета и темы высказывания, особенностей слушателей. Развитие образной речи. Речь ребенка становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у него воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать при построении высказываний самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшие источники развития выразительности  детской речи - это произведения художественной литературы и устного  народного творчества, в том числе  и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Подпрограмма определяет конкретные пути развития образной речи ребенка средствами литературных произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения) и малых фольклорных форм.

Развитие образности является существенным моментом речевого развития во всем его объеме.

Так, лексическая сторона речи служит составной частью образности, т.к. анализ семантики способствует развитию умения употреблять точное по смыслу и выразительное  слово или сочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Не менее значим грамматический аспект образности, поскольку, используя  разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов  предложений), ребенок оформляет  свое высказывание грамматически правильно  и одновременно выразительно. Фонетическая сторона связана со звуковым оформлением  текста (интонационная выразительность, оптимально выбранный темп, дикция), что во многом обусловливает характер эмоционального воздействия на слушателей.

Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает  фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

V. Программа предполагает включение в контекст организованного развития речи и речевого общения работы по подготовке детей к чтению и письму, формированию у них предпосылок соответствующих умений. Подготовка должна быть подчинена единым целям и задачам речевого воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивать поступательность общего развития в этом возрасте. Этим можно предотвратить превращение подготовки к чтению и письму в подобие учебного предмета Также этому способствует характер ее психолого-педагогической поддержки.

В процессе подготовки к чтению и письму необходимо решить коммуникативные задачи. У детей развивается ориентация на воображаемого читателя при подготовке к письму, на воображаемого автора - при подготовке к чтению (здесь используются некоторые идеи и элементы известных методик Д.Б. Эльконина). Важно, чтобы дети смогли осмыслить чтение и письмо как способ обращения одного человека к другому. Только на этой основе ребенок сможет затем расчленять поток собственной мысли и развернуто оформлять ее в тексте (равно как и полноценно воспринимать текст - развернутое выражение мысли другого человека).

При подготовке к письму педагог должен опираться на уровень развития осмысленной моторики, который достигнут ребенком в ходе освоения развивающих форм двигательной и изобразительной деятельности.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического  строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное  усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. Подробнее решение задач можно представить следующим образом:

Воспитание звуковой культуры речи. Основная задача работы по усвоению и правильному произношению всех звуков родного языка - дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи.

Словарная работа.

Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей  вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, стекло), широко используются загадки  и описание предметов, их свойств, качеств, действий.

Особое внимание уделяется  работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Для обогащения и уточнения  словаря используют следующие приемы:

а) воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его;

б) детям предлагается поразмышлять над новым словом (Стоял погожий  осенний день, - начинает воспитатель  свой рассказ и интересуется - Как  вы думаете, какой это был день?);

в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик  предметов и просят, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной.

К приемам активизации  словаря, наиболее часто используемым в работе с детьми старшего дошкольного  возраста с ЗПР, относятся следующие:

а) вопросы к детям (Что  это? Какой? Что делает? Где? Когда? Как?

б) словесные дидактические  упражнения; «Кто скажет точнее?», «Кто расскажет подробнее?». «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов), «Скажи, наоборот» (на использование антонимов).

в) дидактическая игра «Отгадай загадку», При этом воспитатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Разновидностью этой игры является игра «Вершки-корешки». Дети по ботве определяют овощ или же к овощу подбирают ботву.

г) дидактические игры на группировку и квалификацию предметов. Они могут быть словесными с использованием наглядного материала. В качестве примеров можно назвать следующие: «Что лишнее?», «Назови одним словом» (клещи, молоток, рубанок, пила- это инструменты), «Ничего не забудь», «Продолжи сам» и т.д. Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа «Похожи – непохожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь). При формировании умения сравнивать особое внимание обращается на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья).

д) игры - небылицы (Что не так?).

е) формирование грамматического строя речи.

Дошкольников с ЗПР продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно среднего рода), образование трудных форм глагола в повелительном наклонении.

Необходимо дать ребенку  полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому  строю, критическое отношение к  своей и чужой речи, желание  говорить правильно.

Особое внимание уделяют  синтаксической стороне речи умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.

Составление коллективного  письма в «ситуации письменной речи» (ребенок диктует, взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения.

Формирование синтаксической стороны речи детей является необходимым  для развития связной речи.

ж) развитие связной речи.

В пересказывании литературных произведений дети учатся связно, последовательно  и выразительно передавать текст  без помощи взрослых.

Дети упражняются в  рассказывании по картинке, по серии  сюжетных картин, рассказыванию об игрушках, составляют рассказы из собственного опыта. Занятия по обучению рассказыванию  проходят еженедельно. Дополнительно (один-два раза в месяц) планируются  дидактические игры и упражнения на формирование монологической речи.

Поскольку все виды работы по развитию связной речи одинаково  важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется между ними равномерно. На каждый месяц  планируются пересказы небольших  сказок и рассказов, занятий по описанию игрушек и приемов; по описанию сюжетных картинок, по составлению рассказов  из опыта.

Игры, оказывающие комплексное  воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными  и увлекательными.

Наряду с играми, имеющие широкое общеразвивающие влияние на речь, в методике имеются дидактические игры. В них решаются вопросы активизации, уточнения той или иной грамматической формы, чтобы помочь детям освоить трудные формы в словоизменении (родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименование детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

Игры и упражнения признаны активизировать детскую поисковую  активность в форме грамматики, воспитывать  у детей языковое чутье, лингвистическое  отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Информация о работе Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития