Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: языковая способность у дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Теоретические подходы к исследованию языковой способности детей дошкольного возраста
7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития
20
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Организация и методики исследования
36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по развитию языковой способности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
49
2.3. Анализ результатов исследования
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
74
ПРИЛОЖЕНИЕ
79

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 177.55 Кб (Скачать)

 

 

 

 

2.2. Коррекционно-развивающая  программа по развитию языковой  способности у детей дошкольного  возраста с задержкой психического  развития 

 

Анализ результатов констатирующего  эксперимента подтвердил необходимость  коррекции всех компонентов языковой способности у детей дошкольного  возраста с ЗПР.

На основе методик отечественных  авторов, занимавшихся проблемой развития речи и общения у детей с  нормальным и отклоняющимся развитием (А.Г. Арушановой, С.А. Мироновой, Л.Г. Соловьевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.Н. Ушаковой) была разработана система коррекционной работы, направленная на развитие всех компонентов языковой способности у детей данной категории.

Цель коррекционной программы - совершенствование уровня сформированности языковой способности у дошкольников с ЗПР.

Развитие языковой способности  реализуется через работу по развитию речи в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с  художественной литературой, явлениями  окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне  занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни  ребенка. Однако только обучение родному  языку на специальных занятиях может  дать здесь устойчивый развивающий  эффект. В рамках данной программной  области как раз и представлена развернутая система подобных занятий.

Данная программа разработана нами на базе комплексного подхода, предложенного Ф.А. Сохиным и О.С. Ушаковой. В целях ее методического обеспечения разработана особая образовательная технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге - развитие связной речи в целом.

Ведущим принципом при построении этой программы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает преемственность в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников - линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, т.к. от группы к группе происходит постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако при этом на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи - это связывание предложений в высказывание, в словарной работе - это освоение смысловой стороны слова, в грамматике - это формирование языковых обобщений. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема вычленения приоритетных линий изменения содержания и структуры каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.

Сформулируем основные положения программы.

I. Теоретическим фундаментом программы являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, исследованные в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина. Их взгляды на природу языковых способностей можно передать следующим образом:

1. Речь ребенка развивается в  ходе генерализации (обобщения)  языковых явлений, восприятия  речи взрослых и собственной  речевой активности.

2. Язык и речь представляют  собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития - развитие мышления, воображения, памяти, эмоций и др.

3. Ведущая задача при обучении  языку - это формирование языковых  обобщений и элементарного осознания  явлений языка и речи.

4. Ориентировка ребенка в языковых  явлениях создает условия для  самостоятельных наблюдений и  экспериментов над языком, для  саморазвития речи, придает речи  творческий характер.

Обучение языку, должно рассматриваться  не только с лингвистической точки  зрения (как овладение ребенком языковыми  умениями - фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в контексте  развития общения детей друг с другом и с взрослым (как становление коммуникативных способностей). Поэтому существенной задачей речевого воспитания является формирование не только культуры речи, но и культуры общения.

II. Целью речевого воспитания является творческое освоение ребенком норм и правил родного языка, умение гибко применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями. Индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть достаточно велики.

В исследованиях под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой были выделены три основных направления научно-практических разработок в области развития речи и речевого воспитания детей: структурное направление (формирование разных структурных уровней системы языка), функциональное направление (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения), когнитивное (познавательное) направление (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности (что и показали упомянутые исследования).

Подлинное развитие речи предполагает освоение ребенком творческих возможностей языка. Однако для этого требуется  особая организация процесса овладения языком, которая и осуществляется в русле данной подпрограммной области.

Данной программой определяются как общие, так и частные критерии базового уровня речевого развития, которых ребенок должен достичь в дошкольном детстве. Среди первых следует назвать:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;

- элементарные умения чтения и письма.

III. В подпрограмме реализуется идея многоаспектности и полифункциональности речевого развития и речевого воспитания. Развитие речи органически связано с умственным развитием, поскольку развитое человеческое мышление - это речевое, языковое - словесно-логическое мышление. Правильно организованный процесс речевого воспитания способствует и развитию мышления. Наряду с этим, связь речевого (языкового) и интеллектуального, необходимо рассматривать в обратном направлении - от интеллекта к речи (языку). Имеется в виду своеобразная лингвистическая функция интеллекта - роль мыслительной деятельности в овладении языком (Ф.А. Сохин). Эта функция также нуждается в педагогическом культивировании.

Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется  при формировании связной речи, которую  отличают содержательность, логичность, последовательность. Чтобы связно рассказать о чем-либо, необходимо представлять объект рассказа, уметь его анализировать, опираться на существенные свойства этого объекта, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

Связное высказывание позволяет судить о том, насколько глубоко ребенок владеет его выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).

В целом, развитие речи тесно связано  с формированием художественно-речевой  деятельности, которая осуществляется средствами эстетического воспитания.

Возвращаясь к проблеме владения выразительными средствами, отметим, что соответствующие умения наиболее интенсивно формируются при обучении детей пересказу фольклорных и литературных текстов. С другой стороны, владение этими средствами ведет к углублению и утончению художественного восприятия литературных произведений.

При формировании творческого рассказывания  важно осознанное отношение ребенка  к языку в его эстетической функции, которая проявляется в  выборе языковых изобразительно-выразительных  средств для воплощения художественного образа.

Таким образом, обучение дошкольников родному языку открывает новые возможности для решения задач нравственного воспитания.

Существенное влияние здесь оказывает содержание художественных произведений, используемых в процессе развития речи. Умение детей рассказывать совместно, предполагает установление взаимопонимания между рассказчиками, умение договариваться друг с другом, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему.

Так, в дошкольном детстве развитие языковых способностей образует одну из стержневых линий психического развития.

IV. Выделяются основные задачи педагогической работы по развития речи, каждой из которых соответствует определенный комплекс частных образовательных задач:

- развитие связной речи;

- развитие лексической стороны речи;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие звуковой стороны речи;

- развитие образной речи.

Развитие связной речи. Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей дошкольного возраста умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.

В диалоге развивается умения выслушать собеседника, задать вопрос, ответить на него. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.

Центральным моментом развития такой  речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у  них элементарных знаний о структуре  текста (начало, середина, конец), представлений  о связи между предложениями  и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.

При обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать  умение раскрыть тему и основную мысль высказывания.

В организации связного высказывания большую роль играет интонация. Поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформление структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

Предложенная программа предусматривает обучение детей различным (по способу передачи информации или способу изложения) типам высказывания: описанию, повествованию, рассуждению.

Развитие лексической стороны  речи. Работа над словом - исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного  языка - необходимое условие освоения грамматического строя, развития связной  монологической речи, воспитания звуковой стороны слова детьми дошкольного возраста.

Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Дошкольника необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания.

Словесные обозначения дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью - как стихийного, так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для чего требуется особая педагогическая работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения.

В развитии словаря детей дошкольного возраста крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, образует семантическое поле, которое располагается вокруг ядра. Например, слово «игла» в значении «лист хвойного дерева» входит в семантическое поле: дерево - ствол - ветви - хвоя - зеленая - пушистая, растет - опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить - зашивать - вышивать - платье - рубашка - узор - острая - тупая и т.д.

В процессе словарной работы (как  и при решении других задач  речевого воспитания) следует стремиться к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность.

В конечном итоге необходимо выработать умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего.

Все вышеперечисленные аспекты работы представлены в настоящей подпрограмме. Эта работа проводится в форме словесных упражнений, выполнения творческих заданий.

Информация о работе Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития