Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: языковая способность у дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Теоретические подходы к исследованию языковой способности детей дошкольного возраста
7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития
20
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Организация и методики исследования
36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по развитию языковой способности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
49
2.3. Анализ результатов исследования
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
74
ПРИЛОЖЕНИЕ
79

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 177.55 Кб (Скачать)

в первом предложении - с помощью порядка  слов, интонационно и количественно (увеличением однородных членов предложения до трех) взрослый акцентировал внимание на подлежащих;

во втором предложении - на определениях;

в третьем  предложении - на сказуемых;

в четвертом  предложении - на дополнениях;

в пятом  предложении - на обстоятельствах.

Если  требуется, то помощь оказывается через постановку вопросов к членам предложения в образце взрослого (например, «Котенок был - какой? - грязный, голодный и грустный») и к ситуации, изображенной на карточке испытуемого («У тебя какой или какая?»).

При оценке учитывается, воспринимает ли ребенок помощь, выделяет ли в своем рассказе аналогичные члены предложения интонационно и количественно, переключается ли на другой тип ориентировки.

Каждый  член предложения, аналогичный образцу, оценивается в 1 балл.

Ответы  оцениваются в 3 балла:

1 балл - треть правильных ответов;

2 балла  - имеется 2-3 ошибки;

3 балла  - все члены предложения подобраны аналогично образцу.

 

Задание №3. Составление предложений из начальных форм слов (по принципу построения методики Д. Слобина, Ч. Уэлша).

Методика  выявляет особенности внутреннего программирования высказывания. Мотивом к выполнению задания выступает интерес к содержанию закрытой картинки (9 сюжетов).

Экспериментатор предлагает отгадать, используя заданные слова, что изображено на рисунке (для детей до четырех лет - по 2-3 слова, старше четырех лет - 3-5 слов). Вопрос задается в виде начальных форм слов предложения, содержание которого является сюжетом рисунка.

Ответы  оцениваются в 3 балла:

1 балл - все члены предложения согласованы только грамматически или по смыслу;

2 балла  - все слова согласованы грамматически и по смыслу;

3 балла  - присутствуют все заданные слова, они согласованы грамматически и по смыслу, порядок слов в предложении отражает иерархию его членов.

 

Задание №4. Выявление возможностей синтаксического прогнозирования (по принципу построения методики Ж. Ньюттена).

Испытуемому предлагается закончить четыре незавершенных высказывания (сложноподчиненные предложения), касающихся его личного опыта.

Ответы  оцениваются по следующим параметрам:

• соблюдение требуемой синтаксической схемы высказывания;

• выполнение «грамматических обязательств», заданных в первой части высказывания;

• реализация заданного набора семантических признаков во второй части высказывания;

• сохранение целостного смысла всего высказывания.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл, за верно составленную фразу - 3 балла.

 

Методика № 2. «Определение уровня развития семантического компонента языковой способности»

В исследовании используется шесть методик.

Задание №1. Рассказ по аналогии.

Методика  исследует сформированность некоторых семантических обобщений и возможность оперирования понятиями по аналогии.

По аналогии с образцом взрослого (рассказ «Стул») ребенок моделирует собственный текст («Чайник»). В случае затрудненного припоминания образов стула и чайника демонстрируются предметные картинки с их изображением.

Текст, предложенный взрослым, состоит из 5 предложений и включает такие семантические отношения, как род - вид, пространственное расположение, функциональное предназначение, материал, часть и целое.

Ответы  оцениваются в 3 балла:

1 балл - все члены предложения согласованы только грамматически или по смыслу;

2 балла  - все слова согласованы грамматически и по смыслу;

3 балла  - присутствуют все заданные слова, они согласованы грамматически и по смыслу, порядок слов в предложении отражает иерархию его членов.

 

Задание №2. Объяснение ребенком значений малознакомых слов (10 слов).

1 балл - за объяснение с помощью описания ситуации употребления;

2 балла  - за определение с помощью упоминания функционального предназначения;

3 балла  - за обобщение и отнесение предмета к определенному роду.

 

Задание №3. Понимание текста.

Методика  направлена на определение уровня подвижности ориентировки в речевом материале (переход на уровень грамматической семантики).

Детям зачитывается короткий текст, построенный из несуществующих слов, знакомых испытуемым по выполнению заданий третьей методики:

Суненъкая капавйца ваканила. Она пеканула викабёнка. Викабёнок был такамб назёрливый. Он усяпал с напушки.

Затем предлагается определить, о ком шла речь в «сказке» и что с ними случилось. Свое понимание текста дети должны объяснить своими словами. За каждый адекватный ответ ребенок получает по 1 баллу:

• за сходство звукового облика подлежащих и сказуемых в тексте ребенка и «лингвистической сказки»;

• за употребление тех же синтаксических категорий, что и в образце, при подборе слов;

• за составление рассказа аналогичной структуры.

Ответы  оцениваются в 3 балла:

1 балл - треть правильных ответов;

2 балла  - имеется 2-3 ошибки;

3 балла  - все ответы правильные.

 

Методика №3. «Выявление уровня развития фонологического компонента языковой способности»

Задание №1. Выявление осознанности представлений об особенностях произнесения звуков.

Испытуемому предлагается произнести звук (м, д, т, н, к, г и их мягкие варианты) и определить:

• носовое - ротовое произношение: «Носик гудит или нет?»;

• участие губ и направление активных движений языка: «Язычок говорит тут или там (глубоко во рту)?»;

• долготу - краткость произнесения;

• участие голоса: «В горлышке колокольчик звенит или нет?»;

• твердость - мягкость звука: «Звук «сердитый» или «ласковый»?».

Предварительно  ребенку демонстрируются образцы ответов (на примере звука п). Во время следующих заданий осуществляются действия по аналогии.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Каждый  член предложения, аналогичный образцу, оценивается в 1 балл.

Ответы  оцениваются в 3 балла:

1 балл - треть правильных ответов;

2 балла  - имеется 2-3 ошибки;

3 балла  - все ответы правильные.

 

Задание №2. Выявление сформированности звуко-слоговой структуры слова и навыков звукового синтеза.

Экспериментатор просит ребенка повторить комплекс звуков, складов и затем угадать, какое слово было загадано («Д... о... м. Дом. Что я сказала?»). Всего предлагается 10 слов (3 - односложных, 3 - двусложных, 3 - трехсложных, 1 - четырехсложное слово).

Оценка  воспроизведения слова ребенком происходит следующим образом:

3 балла - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления, быстрое опознание слова;

2 балла - замедленное поскладовое или позвуковое воспроизведение и затруднения в опознании слова;

1 балл - искаженное воспроизведение с сохранением количества складов, существенные трудности в опознании слова.

 

Задание №3. Определение уровня развития фонематического восприятия (представление о звуке как смыслоразличителе).

Ребенку последовательно предлагается 2 сюжетные картинки (1 - на проверку восприятия слов с оппозиционными звонкими и глухими звуками; 2 - с оппозиционными твердыми и мягкими звуками). Взрослый называет все предметы и действия, изображенные на картинке, и просит их запомнить. Затем экспериментатор обозначает словом предмет, а ребенок указывает на него (если предлагается название действия, то испытуемый указывает на орудие действия, например, «тлил» - на пилу, «лылил» - на веник).

1 балл  присваивается за правильный  ответ.

Сравнительный анализ результатов эксперимента позволяет обнаружить некоторые структурные особенности языковой способности у детей с нормальным психофизическим развитием и с задержкой психического развития, которые влияют на успешность функционирования языковой способности у дошкольников.

Полученные  результаты зафиксированы в виде таблицы и для наглядности отражены графически.

 

Таблица №1

Сводная таблица результатов экспериментального исследования

Контрольная группа (норма)

Фамилия и имя ребенка

Методики

Среднее кол-во баллов

№1

№2

№3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

1

Лена Б.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

2

Вова Б.

3

3

3

3

2

3

2

2

3

3

27

3

Саша Г.

3

2

3

3

3

2

3

3

2

2

26

4

Артур Г.

3

3

3

3

3

3

2

2

3

3

22

5

Даша К.

3

2

3

3

2

3

3

3

3

3

28

6

Ира К.

2

3

2

2

2

2

2

2

3

2

22

7

Саша К.

2

2

3

2

3

3

3

3

3

3

27

8

Никита С.

3

3

3

2

3

3

2

3

2

3

27

9

Кристя Ш.

2

3

3

3

2

3

3

3

3

2

27

10

Сережа Я.

2

3

3

3

2

2

2

2

2

2

23

Экспериментальная группа (ЗПР)

Фамилия и имя ребенка

Методики

Среднее кол-во баллов

№1

№2

№3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

1

Таня Р.

2

2

2

2

1

1

3

2

2

2

19

2

Женя П.

1

1

2

1

2

1

2

2

2

1

15

3

Андрей Б.

2

1

1

2

1

2

2

1

2

2

16

4

Алина Т.

2

2

2

1

1

1

2

2

1

2

16

5

Женя Г.

1

2

1

2

2

2

3

1

1

1

16

6

Иосиф Н.

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

14

7

Саша Б.

1

1

1

2

1

2

3

2

2

1

16

8

Ислам Б.

2

2

2

1

2

1

2

1

1

2

16

9

Дима К.

1

2

2

2

1

2

2

2

2

1

17

10

Оксана П.

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

12


 

Диаграмма №1

Сравнительный анализ результатов исследования

Недостаточность языковой способности у детей  с ЗПР имеет ряд особенностей:

1. Затруднено  определение компонента языковой способности, относительно которого будет осуществляться ориентировка.

Например, вместо ориентировки на лексико-семантическом  уровне осуществляется ориентировка на синтаксическом уровне или фонетическом уровне языковой системы.

2. Отмечаются  нарушения переключаемости внимания  с одного компонента языковой способности на другой компонент.

Например, выполняя задание на продолжение предложения, ребенок не может ориентироваться сразу на два уровня языка - грамматический и лексико-семантический.

3. В пределах  одного компонента языковой способности  основные затруднения касались выбора способа ориентировочного действия, адекватного целям задания.

Например, вместо того, чтобы придерживаться той ориентировки, которая обеспечивает успешные действия, дети хаотично меняют ориентировки или стереотипно используют ту, которая обеспечивала успех в предшествующем задании.

4. Выбранный  способ языковой ориентировки  отличался неустойчивостью и  легко заменялся на коммуникативную или предметную ориентировку.

Особенно  ярко это проявляется у старших дошкольников с задержкой психического развития церебро-органического генеза и алалическим компонентом.

Указанные особенности влияют на нарушение  механизма развертывания языковой способности - формирование системы языковых ориентировок. Нарушение системогенеза ориентировочных действий в языковом материале у дошкольников с ЗПР проявляется в виде:

• задержки в становлении основных типов ориентировок относительно каждого компонента языковой способности (синтаксического, семантического и фонологического компонентов);

• нарушения возможностей переключения внимания с одного компонента языковой способности на другой и распределения внимания между несколькими компонентами одновременно;

• затруднений в формировании и искаженного формирования интеграционных связей между разными компонентами языковой способности.

Таким образом, результаты исследований подтверждают наличие взаимосвязи между развитием языковой и интеллектуальной, коммуникативной, творческой, символической, ритмической способностей у дошкольников с ЗПР. Следовательно, к концу дошкольного детства у данной категории детей не складывается функциональная система способностей, определяющая в дальнейшем их обучаемость в школе. Следовательно, экспериментальное изучение языковой способности у детей с ЗПР доказывает, что без специальной работы по формированию системы языковых ориентировок у воспитанников с ЗПР данная система самостоятельно не формируется или отличается неустойчивостью. Это подтверждает необходимость разработки комплекса приемов и упражнений по формированию системы языковых ориентировок и включения его в коррекционно-развивающие мероприятия по преодолению ЗПР.

Информация о работе Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития