Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:54, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенностей развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: языковая способность у дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Теоретические подходы к исследованию языковой способности детей дошкольного возраста
7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития
20
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методики исследования
36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по развитию языковой способности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
49
2.3. Анализ результатов исследования
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
74
ПРИЛОЖЕНИЕ
79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методики исследования языковой способности (ЯС) дошкольников:
1. Изучение синтаксического компонента ЯС.
1-я методика. Трансформация «предложений» в процессе беседы с взрослым:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Ты - бабушка (дедушка). Правильно я сказала или нет? Почему?
4. У тебя два носа. Правильно я сказала? Почему?
5. У тебя нет рта.
6. Ты не умеешь кушать. Я правильно сказала или нет?
7. Ты не пойдешь не гулять. Что это значит?
8. Папа починил стул. Значит, стул уже...
9. Мама постирала платье. Значит, платье уже...
10. Суп сварится сам. Такое бывает? Почему?
11. Пирог испечется сам. Такое бывает? Почему?
12. Я где-то живу. Спроси меня про это.
13. У меня что-то есть. Спроси меня про это.
14. У меня есть какая-то игрушка. Спроси меня про это.
15. Я играю с машинкой. Попроси меня дать ее тебе.
16. О чем ты меня попросил? Зачем?
17. Если ты ее сломаешь, что ты скажешь?
18. Папа сказал: «Я починил машинку». О чем он сказал?
2-я методика. Подбор слова по аналогии.
Я буду говорить про свою картинку, а ты - так же - про свою.
Педагог кладет перед собой свою картинку и говорит первую фразу. Затем кладет перед ребенком картинку для него, говорит начало фразы. Ребенок должен ее продолжить. В скобках после предложения дается описание изображения на проявляемой картинке.
• У меня стоит (ребенок).
И у тебя - тоже стоит (стол).
• У меня - говорит (лицо мальчика или девочки с приоткрытым ртом).
А у тебя ... (собака с закрытой пастью).
• У меня - куртка (куртка) А у тебя ... (дом).
• У меня - тарелка (тарелка.) А у тебя ... (диван).
• У меня - зеленое (дерево с густой листвой) А у тебя ... (красное яблоко).
• У меня - маленький (цыпленок) А у тебя ... (шкаф).
• У меня - горько (лук) А у тебя ... (конфета).
• У меня - внизу (кустик клубнички с ягодками, растущий на земле, расположенный в нижней части листа.) А у тебя ... (часть ствола с ветками дерева, на которых сидят одна или несколько птиц).
• У меня - он (мяч) А у тебя ... (ведро).
• У меня - один (щенок) А у тебя ... (два котенка).
3-я методика. Синтаксическое
Продолжи (закончи) предложение.
1. Когда ты был маленьким...
2. Когда ты будешь большим...
3. Когда ты гуляешь по улице...
4. Твой друг (имя) сказал: «Не хочу не гулять!» Он хочет или нет?
5. Если бы ты был воспитателем...
4-я методика. Составление предложений
из начальных форм слов (внутреннее
программирование высказывания)
Угадай, что там нарисовано. Я тебе подскажу. Педагог закрывает картинку, называет слова и после ответа ребенка открывает картинку (бабушка сидит и зашивает носок, в руке видна иголка).
Для старшей и подготовительной групп: «Маленький, играть, Ваня» (малыш с барабаном и палочками в руках).
1. Для
младшей и старшей групп: «
2. Для
младшей и средней групп: «
3. Для младшей и средней групп: «Мы, автобус, бежать, за». Для старшей и подготовительной групп: «Мы, идти, если, автобус, нет» (по дороге едет автобус. За ним бегут два ребенка).
4. Для старшей и подготовительной групп: «Белый, калуша. сяпатъ, дюбочка» (птица, похожая на утку, в очках и платочке сидит на берегу и держит в крыльях удочку. Леска с поплавком спускается в воду, вокруг поплавка круги).
5. Для младшей и средней групп: «Некузявый, бутявка, удудонпть».
Для старшей и подготовительной групп: «Некузявый, зюмо, бутявка, удудонить» (птица, похожая на ворону, с приоткрытым клювом, одета в белый халат и шапочку с красным крестом, смотрит на необычное существо, похожее на толстого червячка с коротким туловищем, большой головой, с ручками и ножками. Существо сидит в грязной луже, на щеке грязь, с грустным выражением мордочки. Мордочка симпатичная. Размер существа примерно вполовину меньше птицы).
6. Оценка уровня развития синтаксического контроля («чувства языка»).
Правильно ли я говорю? Скажи правильно.
1. Девочка ест каша.
2. Кошка сидит на стула.
3. Папа читает книгу дети.
4. У девочки нет шарф.
5. Бабушка вышла из дома.
6. Мальчик спит под одеялу.
7. Я ешь суп.
8. Мы есть суп.
9. Они читает книгу.
10. Я вчера буду купаться.
11. Он завтра был в лесу.
12. Она вчера пойдет в магазин.
13. Золотой кольцо.
14. Дорогой друг.
15. Большое стол.
16. Красивая часы.
17. Зеленый трава.
Методика № 2. Изучение семантического компонента ЯС.
1. Рассказ по аналогии.
Я загадаю про свой предмет, а ты - так же - про свой.
Взрослый называет признаки по одному. После каждой фразы взрослого ребенок называет свою фразу (на картинке педагога - стул, на картинке ребенка - чайник).
1. Это предмет мебели.
2. Он стоит в комнате.
3. Нужен, чтобы сидеть.
4. На него можно класть вещи.
5. Он сделан из дерева.
6. У него есть сиденье, спинка, ножки.
2. Объяснение значений малознакомых слов.
Объясни (скажи), что это значит: ридикюль; китель; голубика; манто; тахта; какаду; бумажник; секретер; черемша; секвойя.
3. «Лингвистическая сказка».
Я прочитаю смешную сказку. Слушай внимательно и ответы:
• Про кого в ней говорится?
• Что с ним случилось?
Суненькая капавица ваканша. Она пеканула викабенки. Викибенок был такамо назерливый. Он усяпал с напушки.
Методика 3. Исследование фонологического компонента ЯС.
1. Выявление
артикуляционных возможностей
Сделай, как я:
• Улыбнись. Покажи зубки.
• Сделай губки трубочкой, улыбнись (3 раза).
• Сделай язычок «блинчиком», «змейкой» (3 раза). «Высунь язычок - «змейку» из ротика. Сможешь так удержать? 1-2-3-4-5-6! Молодец!
2. Выявление
уровня сформированности звуко-
Я буду тебе говорить «кусочки», из которых получится какое-то слово. Угадай, какое:
• Д, О, М. Повтори. Что получилось? ДО-М. Повтори. Что получилось?
• С, Т, О, Л. Повтори. Что получилось? С-ТО-Л. Повтори. Что получилось?
• Г, В, О, С, ТЬ. Повтори. Что получилось? Г-ВО-СТЬ. Повтори. Что получилось?
• К, А, Ш, А. Повтори. Что получилось? КА-ША. Повтори. Что получилось?
• С, У, М, К, А. Повтори. Что получилось? СУМ-КА. Повтори. Что получилось?
• Г, НЬ, Е, 3, Д, О. Повтори. Что получилось? ГНЕЗ-ДО. Повтори. Что получилось?
• ДЬ, Э, РЬ, Э, В, О. Повтори. Что получилось? ДЕ-РЕ-ВО. Повтори. Что получилось?
• Б, А, Б, У, Ш, К, А. Повтори. Что получилось? БА-БУШ-КА. Повтори. Что получилось?
• К, А, Р, А, Н, Д, А, Ш. Повтори. Что получилось? КАРАН-ДАШ. Повтори. Что получилось?
• П, А, Д, БЬ, Э, РЬ, О, 3, А, ВЬ, И, К. Повтори. Что получилось? ПОД-БЕ-РЁ-ЗО-ВИК. Повтори. Что получилось?
3. Определение уровня развития фонематического восприятия.
Я тебе назову все, что нарисовано на картинке. Запоминай. Теперь покажи, где ...?
А. Покажи, где: дочка, точка, кочка, почка, бочка, почка, мочка? (на картинке размещены все предметы в виде шутливого сюжета).
Девочка сидит на траве около кочки. У нее в ушах довольно заметные сережки. Она держит в руках лист бумаги, на котором нарисована точка. Рядом на траве - карандаш. Недалеко стоит бочка, из которой растут две-три ветки с почками. Видны растущие из бочки вниз корни, как будто она проросла в землю (наверху несколько звездочек и лунный месяц).
Б. Покажи, где:
• банка, а где банька;
• мыло, Мила; ногы, ноги;
• брат, брать; Димок, дымок;
• веникь, веник; пилил, пылил;
• гвозд, гвоздь; забил, забыл? (на картинке веселый сюжет. Домик (банька). На крыше бани труба, из нее идет дым. На крыльце домика стоит банка с водой. Рядом с крыльцом распиленные дрова. На лужайке близко к дому на бревнышке сидит мальчик. Около него лежит пила. На траве лежит молоток и несколько гвоздей. Чуть дальше на лужайке в тазике с водой и пеной сидит девочка, в руке - мыло. Из тазика свешивается одна нога. На тропинке, ведущей к бане, лежит веник с кучкой мусора).
При обследовании ребенка взрослый называет все предметы и действия, изображенные на картинке, и просит их запомнить. Инструкция ребенку: «Я назову все, что нарисовано на картинке. Запоминай. Теперь покажи, где?» Затем экспериментатор обозначает словом предмет, а ребенок указывает на него (если предлагается название действия, то испытуемый указывает на его орудие, например, «пилил» - на пилу, «пылил» - на веник).
4. Исследование навыков языкового анализа и синтеза.
1. Эти карточки обозначают слова. На стол выкладываются карточки-фишки с проговариванием предложения «Кролик грыз вкусную морковку». Для младших дошкольников: «Зайчик ест вкусную морковку».
Какое предложение получилось? Назови первое слово. Назови второе слово («Потом какое»). Назови третье слово («Потом какое»). Назови четвертое слово («Последнее слово»).
Теперь по-другому загадаю: «Машина едет по дороге». Отхлопай по карточкам слова. Одно слово - одна карточка.
Назови первое слово. Назови второе слово («Потом какое»). Назови третье слово («Потом какое»). Назови четвертое слово («Последнее слово»).
Информация о работе Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития