Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Нами была определена цель нашей работы: рассмотреть развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой.
Для достижения этой цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
• Изучить природу познавательной активности;
• Раскрыть понятия о предметном мире и функциях предметов;
• Изучить развитие технической игрушки и значения этой игрушки для развития познавательной активности у детей;
• Выявить динамику развития познавательной активности детей в процессе ознакомления с новой игрушкой.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Определения понятий познавательной активности и предметного мира 5
1.1. Характеристика познавательной активности в дошкольном возрасте 5
1.2. Предметный мир 11
1.3. Техническая игрушка 26
Глава 2. Содержание и методика опытной работы 31
2.1. Констатирующий этап 31
2.2. Формирующий этап 33
2.3. Этап контроля 42
Глава 3. Практическая часть (знакомство детей с новой технической игрушкой) 43
Заключение 46
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

заказ.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

     Своеобразные  черты поведения описанных кибернетических  игрушек придавали им большое  сходство с настоящими живыми существами, отличительной особенностью которых является именно умение действовать целесообразно, с учетом окружающей обстановки. Поэтому в дальнейшем подобные устройства, моделирующие поведение живых организмов, стали предметом пристального внимания и изучения ученых-кибернетиков, да и не только ученых. Энтузиастами в разных странах был изготовлен целый зверинец кибернетических животных: черепах, лисиц, белок, собак и т.п. Широкую известность получили мышь, отыскивающая дорогу в лабиринте, которую построил американский кибернетик Клод Шеннон; белка, собирающая орехи и относящая их в гнездо, созданная американцем Эдмуном Беркли; лисицы Барбара и Джоб, изготовленные французским ученым Альбером Дюкроком, и др. Оригинальную черепаху построили сотрудники Института автоматики и телемеханики АН СССР Р.Р. Васильев и А.П. Петровский. В Ленинградском электротехническом институте был сконструирован щенок, реагировавший на пищу и свет. Вместо свистка в качестве условного раздражителя было использовано нажатие на его хвост.

 

Глава 2. Содержание и методика опытной работы

2.1. Констатирующий этап

     Для проверки гипотезы была организованна  работа, которая проводилась на базе дошкольного учреждения № 967 «Сказка» Северо-Восточного округа г. Москвы. Опытной работой было охвачено 25 детей: 11 девочек и 14 мальчиков.

     На  данном этапе были использованы следующие  методы: опрос детей (отдельно мальчиков, и отдельно девочек), с целью выявить, как дети умеют выделять свойства и признаки предметов.

     Методика:

     Детям были заданы вопросы:

  1. Что такое техническая игрушка?
  2. Почему эти игрушки называют техническими?
  3. Назови, какие технические игрушки есть у тебя дома.
  4. А какие технические игрушки есть в детском саду?
  5. С какими техническими игрушками любишь играть больше всего?
  6. Почему тебе нравится играть с техническими игрушками?

 

Результаты  ответов девочек

Вопрос Девочки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Не знаю Заводная игрушка Машинка Паровоз Игрушка, которая  заводится Не знаю Игрушка с моторчиком Мальчишачья игрушка Заводная игрушка Самолетик Я с такими не играю
2 Это техника Ездят Потому что  это техника Ездят и гудят Заводятся Потому что  это техника Заводятся как  техника Потому что  это техника Потому что  это техника Потому что  ездят Не знаю
3 Машинка Машинки, самолетики Машинки Стиральная  машина Машинки, вертолет, самолет У меня таких  нет Моторная лодка, машинка У меня таких  нет Детская швейная  машинка Самолет, машинки У меня таких  нет
4 Машинки Те, с которыми играют мальчишки Машинки, часики Стиральная  машинка, вертолет, машинки Машинки с пультом, самолет Вертолет Машины, паровоз Вертолет Я не знаю Машинки Наверное, машинки
5 С машинками Не играю Заводной вертолет Стиральная  машинка Машинки с пультом У меня таких  нет С паровозом Это только для  мальчишек Не играю  с ними Играю только в куклы Я же девочка, это  игрушки для мальчишек
6 Весело Я не играю с  ними Интересно, как  летает Очень интересно, как работают Все вертится, очень  интересно Не люблю  играть Интересно Не играю, только для мальчишек Мне не интересно Вообще, очень  интересно Шумно, с ними играют мальчики
 

 

      Результаты ответов мальчиков

Вопрос Мальчики 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 О, это очень  интересно Техника, конечно Машинки Игрушки с моторчиками Это мне папа подарил Конечно же техника То что можно  сделать самому С чем люблю  играть Машинки, техника  всякая Самолеты, вертолеты, вообще все, что двигается Игрушки с моторчиками Машинки с пультом, самолеты Техника она  и есть техника Машины 
2 Двигаются они Их придумали  техники Потому что  можно разбирать и собирать, как технику Они с моторчиками  и двигаются Ну это же как настоящая техника, только маленькая Потому что  с мотором Они как настоящая  техника Потому что  собираются Они двигаются  и ездят Ездят умеют Они двигаются  как машины Они как настоящие Их можно  самому собирать Умеют ездить
3 У меня много  машин Машины, конструкторы Вертолет, самолет  и паровоз Машинок много Заводной робот  и машинки Машинка на пульте управления, самолетики Роботы  Вездеход и  машинки Вертолет и  роботы Конструктор, машинок  много Мотоцикл, как настоящий Роботы и  машинки Поезд и игрушечный фотоаппарат Роботы и  конструкторы, машинки
4 У нас есть вертолет, машинки Стиральная  машинка, вертолет Поезд, машинки Машинки Машинок много  и роботов Конструктор, машинки Вертолет, роботы Машинки Машинки Роботы и  конструкторы Машинки на пульте, самолет Катер, стиральная машинка Вертолет, много  машинок заводных Конструкторы, вертолеты
5 Со всеми Люблю все игрушки С машинками Мне нравится вертолет С вертолетом С роботами и  машинками С вертолетом С машинками и роботами Все игрушки  люблю С конструктором Нравится вертолет Со всеми Только с  ними и играю С роботами
6 Очень интересно Интересно как  они заводятся Интересно и  весело с друзьями Узнаю как устроены Очень познавательно Это же интересно Можно много  игр с ними придумать Буду знать  как работает настоящая техника Очень интересно Я люблю и  другие игры Познавательно Шумно и весело Потому что  играю с друзьями Интересно очень  как устроены
 

 

     

     Проанализируем  ответы девочек.

     Большинство девочек справились с вопросами. Из 11 девочек правильно на все вопросы ответили трое. Их ответы на вопрос «Что такое техническая игрушка?» - это «заводная игрушка»; «игрушка, которая заводится», «игрушка с моторчиком».

     Большинство ответов девочек на второй вопрос «Почему эти игрушки называются техническими?», расцениваемые воспитателем как правильные – «это техника»; « потому что это техника».

     Третий  вопрос «Назови, какие технические  игрушки есть у тебя дома», не вызвал проблем с ответами у девочек. Однако трое из опрашиваемых девочек ответили « У меня таких нет». Они не проявляли интереса к техническим игрушкам, считая эти игрушки сугубо для мальчиков.

     На  четвертый вопрос десять девочек из десяти ответили верно, с энтузиазмом. Ответом на пятый вопрос большинство девочек также выказало свои предпочтения в играх с техническими игрушками в детском саду («Люблю играть с машинкой; с вертолетом; с машинками на пульте управления»).

     Большинство ответов девочек на последний, шестой вопрос, объясняется познавательным интересом девочек ко всему новому («Интересно как летают; очень интересно как работают».)

     Из  общего количества девочек лишь двое не справились с большинством вопросов, а одна девочка затруднилась («Даже  не знаю, почему игрушки называются техническими»).

     Воспитатель может сделать следующие выводы: ответы девочек были более эмоциональны. Но, несмотря на то, что почти все девочки справились с ответами, было очевидно, что девочки предпочитают сюжетно-образные игрушки, зверюшек и кукольное хозяйство. Предпочитаемые и любимые игрушки в основном совпали.

     Анализ  ответов мальчиков.

     Подавляющее большинство мальчиков без труда  справились со всеми вопросами. Ответы мальчиков были лаконичными, «со  знанием дела» («Техническая игрушка  – о, это очень интересно!; конечно  же это техника; игрушки с моторчиками»).

     Ответы  мальчиков на второй вопрос были разносторонними  и разнообразными, но все мальчики дали абсолютно правильные ответы («Технические игрушки двигаются; они с моторчиком; они как настоящая техника»). Мальчики сравнивали настоящую, современную технику и свои игрушки.

     У всех мальчиков дома оказалось большое  количество технических игрушек, они  прекрасно знакомы с этим видом  игрушек. Поэтому 100 % опрашиваемых детей  дали правильные ответы. Такие же ответы были и на вопрос о технических  игрушках в детском саду. Для мальчиков, предпочитающих использовать в играх именно технические игрушки, этот вопрос воспитателя не вызвал затруднений  («Только с этими игрушками и играю; это мои любимые игрушки»).

     Воспитатель может сделать вывод, что ответы мальчиков на вопросы, показали, что все мальчики играют с техническими игрушками. Очень много машин и технических игрушек имеют дома.

     2 метод: наблюдение за игровой  деятельностью.

     Методика:

     В течение пяти дней мы наблюдали за игровой деятельностью детей.

     Анализ проводился по следующим основаниям:

  1. С какими игрушками дети чаще всего играют
  2. Есть ли среди них техническая игрушка
  3. Как часто они играют с технической игрушкой
  4. Какие технические игрушки предпочитают девочки? Мальчики?

     Наблюдение  за игровой деятельность показало, что большинство девочек играют с куклами, зверюшками. Их игры отличаются большим разнообразием сюжетов. Большинство девочек практически не используют в играх технические игрушки. В технические игрушки девочки играют лишь тогда, когда воспитатель дает им определенные познавательные сведения о технических игрушках.

     Большинство девочек отдают предпочтения техническим  игрушкам, которые можно использовать в играх с куклами – большие  заводные машины в качестве транспортного  средства для кукол, игрушечные бытовые приборы (к примеру, стиральная машинка).

     Игрушки мальчиков в испытуемой группе разнообразны. Это и конструкторы, и машинки, и кубики, познавательные игры и  т.д. Однако, воспитатель отмечает, что  все мальчики предпочитают технические игрушки, конструкторы, многие игрушки дети приносят с собой из дома. С техническими игрушками большая часть мальчиков играет постоянно. В первую очередь все мальчики обращают внимание на новые технические игрушки, показанные воспитателем, или принесенные детьми из дома.

     Несомненно, что новые игрушки обладают большими коммуникативными возможностями. Они  способствуют общению, объединяют детей. Мальчики сразу же собирались в кружок, рассматривали игрушку друга, рассказывали о своих игрушках. При появлении новой технической игрушки дети сами определяли развитие сюжета игры. Один из мальчиков принес из дома игрушку-самолет. Игра не прекращалась в течение длительного времени. Дети «заправляли» самолет, обсуждали куда заливать бензин, появилась идея лететь на самолете и спасать людей. Таким образом, знания повлияли на характер взаимоотношений детей, обогатили игру. Но самолетом управляли мальчики. Девочки были на второстепенных ролях.

     Воспитатель предложил детям игру в «Магазин», прийти в магазин и купить несколько  игрушек. Мальчики отказались от предложения купить куклу, отвечали «Я не девочка», «Мальчикам куклы не нужны». Девочки же, напротив, охотно приняли предложение купить вертолет и поезд. Девочки отвечали так: «Я буду катать куклу, поеду с ней в гости».

     В тоже время мальчики не отказались от предложения купить игрушечную стиральную машину. Машинка имела электромотор и выполняла все операции, связанные со стиркой белья. Многие мальчики захотели научиться стирать, чтобы потом помогать маме.

     У мальчиков доминирует интерес к  техническим игрушкам. Интересы девочек более подвижны и ситуативны. Это и следует учитывать воспитателю в своей работе.

2.2. Формирующий этап

     На  данном этапе нами были проведены  занятия с детьми на тему техническая  игрушка.

     Эвристическая беседа «Что такое  техническая игрушка»

     Цель: подвести детей к понятию «техническая игрушка», показать ее многообразие в жизни ребенка.

     Материал:

    • набор игрушек для ширмы: Ванька-встанька, юла-волчок, заводная машинка;
    • набор имеющихся в группе технических игрушек, отображающих все виды транспорта, бытовую технику;
    • технические игрушки народных умельцев: «Кузнецы», «Сова-дергун», «Куры на кругу», «Каталки» и т.п.;
    • на каждого ребенка квадрат голубого картона размером 10 на 10 см, полоска белой бумаги размером 5x14 см, тонкая металлическая пластинка размером 0,5x3 см, маленький кусочек магнита, клеящий карандаш.

     Ход занятия

     1 часть

     Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы уже  давно знаете, что вашим неизменным и верным другом детства являются ... (игрушки). Но среди них есть особенные: они похожи на обычные игрушки и в то же время чем от них отличаются. Что же это за игрушки?

     Воспитатель загадывает детям загадки, одновременно приводя в движение игрушку за ширмой, расположенной на столе.

     Например, мелодичный звон сопровождает загадку о Ваньке-встаньке:

     Вот упрямый человек!

Информация о работе Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой