Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Нами была определена цель нашей работы: рассмотреть развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой.
Для достижения этой цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
• Изучить природу познавательной активности;
• Раскрыть понятия о предметном мире и функциях предметов;
• Изучить развитие технической игрушки и значения этой игрушки для развития познавательной активности у детей;
• Выявить динамику развития познавательной активности детей в процессе ознакомления с новой игрушкой.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Определения понятий познавательной активности и предметного мира 5
1.1. Характеристика познавательной активности в дошкольном возрасте 5
1.2. Предметный мир 11
1.3. Техническая игрушка 26
Глава 2. Содержание и методика опытной работы 31
2.1. Констатирующий этап 31
2.2. Формирующий этап 33
2.3. Этап контроля 42
Глава 3. Практическая часть (знакомство детей с новой технической игрушкой) 43
Заключение 46
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

заказ.doc

— 282.00 Кб (Скачать)
fy">     Грузовик  без колес!

     У ежика отклеен нос!

     Стали черными цыплята!

     А из куклы лезет вата!

     Были  новыми игрушки,

     А теперь они старушки.  

     Вопросы к детям: Ребята, как вы думаете, что же произошло с игрушками? А как мы можем помочь малышам?

     Выслушав  ответы детей, воспитатель продолжает драматизацию: 

     Берем же скорей иголки и клей,

     Нитки, катушки

     И чиним игрушки.

     И нам за это от души

     Спасибо скажут малыши. 

     По  завершению работы по починке игрушек воспитатель обращает внимание детей на состояние игрушек своей группы. Задает детям вопрос: «Как быть со сломанными игрушками?» Выход из сложившейся ситуации дети находят в продолжение совместной деятельности по ремонту игрушек теперь уже своей группы.

     В конце работы воспитатель спрашивает у детей, что они почувствовали, когда починили свои игрушки.

2.3. Этап контроля

     Принимая  во внимание работу, проведенную в  рамках формирующего этапа, нами была определена цель этапа контроля: выявить динамику познавательной активности к технической игрушке (мальчиков, девочек).

     Нами  было установлено, что интерес к технической игрушке имеется и у девочек и у мальчиков.

     Мальчики  при знакомстве с технической  игрушкой или просто в игре с уже  знакомой игрушкой, берут на себя роли взрослых, так или иначе связанных с деятельностью данной игрушки. Так, при игре в машинку или вертолет, мальчики становятся пилотом, водителем. Заправляют машину, обслуживают ее, ремонтируют. Мальчикам в первую очередь важно, устройство игрушки. Они рассматривают игрушку, затем возникает желание самостоятельно привести ее в действие. После первичного знакомства с игрушками у детей, и у мальчиков, и у девочек, появляется стремление произвести действия с теми деталями, которые можно открыть, перевернуть, отвернуть. Технические игрушки повышают интерес к труду.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что является главным в работе по ознакомлению детей с техникой. Это, во-первых, вооружение детей системой элементарных знаний о современной технике, истории ее создания, развитие технического кругозора; во-вторых, воспитание интереса в технике и уважение к труду. Особую группу составляют задачи, требующие от воспитателя создания условий для углубления и проверки знаний, развития конструктивной и самостоятельной игровой деятельности детей.

 

Глава 3. Практическая часть (знакомство детей  с новой технической  игрушкой)

     На  данном этапе детям была предоставлена  новая техническая игрушка.

     Цель  данного этапа: выявление познавательной активности детей (мальчиков и девочек) на этапе освоения новой технической игрушки.

     Детям показали новую игрушку – вертолет. Мальчики сразу же заинтересовались ею. Они толкались, отстраняли друг друга от игрушки: каждый стремился  захватить вертолет, чтобы запустить его. Обиженные эмоционально реагировали на обидчиков, при полете вертолета обменивались репликами: «Твой вертолет идет медленно!», «Ты не умеешь летать, уходи!».

     Игра  не получалась. Ни одна из девочек не проявила желание на данном этапе  воспользоваться игрушкой, некоторые наблюдали издали.

     «Ребята, умеете ли вы отгадывать загадки? –  неожиданно обращается воспитатель  к детям. – Я знаю одну, только это не обычная загадка, а загадка-рассказ. Послушайте.

     Он  большой и зеленый. На макушке  у него винт – совсем как у ветряной мельницы крылья. А под брюхом – колеса. Когда он стоит на земле и отдыхает, лопасти-крылья прогибаются, как будто они устали. А когда начинают кружиться – распрямляются. Кто такой?

     Дети  заинтересованно слушали, наперебой  закричали ответы. А воспитатель продолжал задавать свои вопросы, возбуждая интерес детей: «На кого похож вертолет? Больше всего на стрекозу. Как и у стрекозы, у вертолета есть хвост. Что умеет вертолет? Взлетать там, где стоит. Умеет висеть на одном месте».

     Затем воспитатель показал детям картинки в детской энциклопедии. Характер игры изменился. Дети получили начальные, необходимые для игры знания о новой игрушке, о возможности действия с ней.

     Вначале дети играли по очереди. Один заводит  вертолет, другие наблюдают и терпеливо  ждут. Обсуждают разные варианты игры. Один из мальчиков предложил построить город. Идея всем понравилась. Мальчики оставили игрушки и начали строить город. В работу включились и девочки.

     Дети  собрали весь строительный материал. Пока мальчики строили дома, девочки играли с вертолетом. После рассказа воспитателя и получения дополнительных знаний, девочки чувствовали себя более уверенно, у них появился интерес к игрушке.

     Вечером дети не хотели уходить домой, у них  появился интерес к игре. Правила  игры постоянно трансформировались. Полученные от воспитателя знания повлияли на характер взаимоотношений детей, обогатили игру.

     Проведем  анализ данной ситуации:

    • Мальчики сразу же обратили внимание на новую игрушку, девочкам недоставало знаний об игрушке, для появления познавательной активности с их стороны;
    • Внимание было проявлено самостоятельно, однако объяснения и игра воспитателя помогли детям посмотреть на новую вещь не просто как на новую, красивую игрушку, а дали им возможность играть с ней, изменяя характер действия и сюжет игры. У девочек после вмешательства воспитателя, проснулся интерес к игрушке, желание поиграть, посмотреть.
    • Дети играли с новым вертолетом весь день, разнообразив сюжеты игры и меняясь ролями.

     В ходе исследования детям были предложены две ситуации.

     1. Ситуация – выбор

     У твоего друга (подружки) скоро будет  день рождения. Какую бы ты игрушку  ему (ей) подарил и почему?

     Анализ  ответов детей: все мальчики дали ответ «Машинку или робота-трансформера». У девочек ответы были более неоднозначными. Многие ответили – куклу, зверушку. Но девочки дифференцировали ответы: если подарок другу – машинку, если подружке – куклу или мягкую игрушку.

     2. Ситуация – воображаемая ситуация

     Представьте себе, что ты едешь отдыхать на море. Какие бы ты игрушки взяла (взял с собой). Почему?

     Мальчики  начинали перечислять целый список игрушек, называли практически все, которые были у них дома. Девочки  подходили к ответу более практично  – выбирали только самые любимые  игрушки, или те игрушки, в которые  можно играть в команде – мяч, скакалки, цветные мелки. 

     Полученные  результаты исследования помогли соотнести детей по трем уровням сформированности познавательной активности к технической игрушке.

  1. высший уровень – 3 человека;
  2. средний уровень – 15 человек;
  3. низкий уровень – 7 человек.

 

Заключение

     Проблема  развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Сегодня она  особенно значима, так как современное  общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем. Одной из форм, которая служит эмоциональной опорой в процессе обучения и научения является игра.

     Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить  цель, вырабатывать план действий. В игре ребенок может выступать как субъект, активный участник деятельности.

     Игрушки являются тем средством, которое  помогает перебросить «мост между  жизнью и игрой»4. Из всего многообразия видов игрушек для воспитания интереса к технике особое значение имеют технические игрушки. Среди них самую большую группу составляют игрушки, отражающие средства передвижения и перевозки грузов. Указанные виды игрушек дополняются конструкторами, строительными материалами и игрушками-самоделками.

     Являясь средством передачи социального опыта, технические игрушки несут огромную информацию об окружающем мире, которую дети получают свободно, ненавязчиво. Поэтому все виды технических игрушек должны использоваться как в самостоятельной деятельности детей, так и в учебном процессе.

     Благодаря занимательности конструктивного  и художественного решения технические  игрушки могут вызывать удивление  – способность, побуждающую детей  интересоваться окружающими предметами и явлениями. Занимательность обостряет  все психические процессы. В работу включается мышление. Играя, дети мысленно сравнивают игрушки с настоящими машинами, учатся управлять ими. Реакции и поведение ребят, которым в группу принесли новую игрушку, бывают примерно такими: улыбка, настороженность, недоумение сменяются сосредоточенностью (дети рассматривают игрушку, затем возникает желание самостоятельно привести в действие механизм). После его освоения дети стремятся произвести действия с теми деталями, которые можно открыть, поднять, отвернуть, перевернуть, и, наконец, узнать то, что недоступно для ощущений.

     Технические игрушки повышают интерес детей  к труду взрослых, формируют потребность  в овладении трудовыми навыками и умениями; помогают представить  трудовой процесс и практически  решать несложные задачи; дают определенный запас сведений о работе простейших механизмов, способах передачи электроэнергии, движения.

     Показателями  познавательной активности являются следующие  умения:

     – анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;

     – синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;

     – сравнивать, обобщать;

     – рассуждать, делать умозаключения, выводы;

     – предоставлять аргументы и доказательства.

     Познавательная активность детей, ее содержательный и энергетический показатели действительно зависят от особенностей нормативной ситуации. Чем больше возможных способов действия, тем выше уровень проявляемой познавательной активности.

     Построение  ситуаций с целью поддержания  познавательной инициативы ребенка, ведет  к развитию его познавательной активности.

     Наиболее  адекватными для развития всех компонентов  познавательной активности являются ситуации, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия.

     Таким образом, используя особенности  ситуации, можно целенаправленно  развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста.

     Из  проведенного нами исследования можно сделать выводы, что и мальчиков и девочек техника интересует в одинаковой мере, а знания о ней и игрушки им необходимы для воплощения в жизнь игровых замыслов.

     На  формирование интересов детей влияет педагогическое мастерство воспитателя, профессиональная готовность к работе такого рода. В связи с этим целесообразно напомнить о специальной и методической подготовке. Первая подразумевает определенный запас технической терминологии, элементарного знания о строении машин, приборов, истории создания отдельных механизмов. Методическая подготовка предполагает формирование у воспитателя следующих умений: доступно и грамотно объяснять детям конструкцию предметов, раскрывать функции и игровые качества технических игрушек, учить ими пользоваться, подбирать художественную литературу, организовывать содержательную игровую деятельность.

 

Список использованной литературы

  1. Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности. – «Химия в школе». - № 7. – 2007. – с. 31-33.
  2. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учеб.пособие / Л.П. Баданина. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 240 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очер: Кн.для учителя – 3-е изд., - М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  4. Глазырина Е.А. Развитие познавательной активности школьников. – «Школа и производство». - № 8. – 2008. – с. 50-52.
  5. Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учеб.пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 224 с.
  6. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике: Кн.для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1991. – 63 с.
  7. Козубовский В.М. Общая психология: личность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – 2-е изд. – Мн.: Амалфея, 2007. – 448 с.
  8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО»МОДЭК», 2001. – 384 с.
  9. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб.пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
  10. Познавательные психические процессы / Сост.и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.
  11. Провоторова Н.А. Межпредметные связи: формирование познавательной активности школьников. – М.: Из-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. – 272 с.
  12. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
  13. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М.: Пресс, 1997. – 384 с.
  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
  15. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ.высш., учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
  16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

Информация о работе Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой