Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Нами была определена цель нашей работы: рассмотреть развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой.
Для достижения этой цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
• Изучить природу познавательной активности;
• Раскрыть понятия о предметном мире и функциях предметов;
• Изучить развитие технической игрушки и значения этой игрушки для развития познавательной активности у детей;
• Выявить динамику развития познавательной активности детей в процессе ознакомления с новой игрушкой.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Определения понятий познавательной активности и предметного мира 5
1.1. Характеристика познавательной активности в дошкольном возрасте 5
1.2. Предметный мир 11
1.3. Техническая игрушка 26
Глава 2. Содержание и методика опытной работы 31
2.1. Констатирующий этап 31
2.2. Формирующий этап 33
2.3. Этап контроля 42
Глава 3. Практическая часть (знакомство детей с новой технической игрушкой) 43
Заключение 46
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

заказ.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

     Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

     Изучение  познавательной активности на протяжении ряда лет является актуальной проблемой  для ученых-исследователей, педагогов-практиков, общественно-политических деятелей в  связи с огромной социальной востребованностью активной личности. Познавательно активная личность активна в деятельности, преобразующей окружающую действительность: научно-исследовательской, социально-политической, экономической и т.д.

     В практике современного образования проблема развития познавательной активности рассматривается рядоположно с проблемой личностного роста, успешности учащихся в обучении, качественной успеваемости, продуктивности и самостоятельности в различных видах деятельности. Выраженная познавательная активность личности способствует эффективному восприятию, переработке знаний, произведению самостоятельного интеллектуального продукта, в связи с чем развитие познавательной активности личности выступает одной из важнейших задач современного образования.

     Современному  ребенку необходимо не столько много  знать, сколько последовательно  и доказательно мыслить, проявлять  умственное напряжение. Именно поэтому  как составную часть готовности к школе исследователи (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин) выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» большое внимание обращается на развитие мышления детей. В частности, в дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач:

  • Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений;
  • Опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;
  • Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.

     В связи с реализацией этих задач  представляется актуальным изучение педагогических средств, способствующих повышению познавательной активности детей уже на ступени дошкольного детства.

     Познавательная  активность как психолого-педагогическое явление глубоко исследована  Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, Ю.М. Колягиным, А.Н. Леонтьевым, Г.Л. Луканкиным, С.Л. Рубинштейном, Г.И. Щукиной и др. Процесс управления познавательной активностью учащихся отражен в работах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Ю. Козелецкого, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина и др.

     Нами  была определена цель нашей работы: рассмотреть развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой.

     Для достижения этой цели нам необходимо выполнить следующие задачи:

     • Изучить природу познавательной активности;

     • Раскрыть понятия о предметном мире и функциях предметов;

     • Изучить развитие технической игрушки и значения этой игрушки для развития познавательной активности у детей;

     • Выявить динамику развития познавательной активности детей в процессе ознакомления с новой игрушкой.

     Объект  исследования: познавательная активность детей дошкольного возраста.

     Предмет исследования: процесс развития познавательной активности в процессе ознакомления с предметным миром.

     Гипотеза  исследования: мы исходили из того, что технические игрушки, являясь частью предметного мира, всегда вызывают у детей интерес, работа с такими игрушками побуждает детей проявлять смекалку, инициативу. Именно поэтому технические игрушки могут быть действенным средством развития познавательной активности дошкольников.

     Методы  исследования:

     Изучение  психолого-педагогической литературы, наблюдение, исследование.

     Исследование  проводилось на базе детского сада № 967 «Сказка» Северо-Восточного округа г. Москвы с ноября 2008 года по февраль 2009. В исследовании принимали участие 11 девочек и 14 мальчиков.

 

Глава 1. Определения понятий познавательной активности и предметного мира

1.1. Характеристика познавательной активности в дошкольном возрасте

     Теоретические проблемы активности даны в трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. В них обосновывается неразрывная связь активности и деятельности человека.

     Деятельность  – специфическая, присущая только человеку активность, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Активность – личностно-деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе общественно-исторического опыта человечества. Среди разнообразных видов активности (волевая, двигательная, коммуникативная и др.), особо выделяется активность, проявляющаяся в стремлении выхода за любые ограничения, наложенные на построение, выбор и пересмотр любого компонента деятельности. Это стремление  к новым объектам, новым догадкам и предположениям, новым целям и методам, результатам, которые не укладываются в рамки прежних практических и познавательных схем. Разные стороны этой активности отражены в терминах:

     1) познавательной активности,

     2) бескорыстное познание, несвязанное с утилитарно-практическими задачами,

     3) интеллектуальная активность.

     В отношении детей дошкольного  возраста чаще используется понятие  «познавательная активность».

     Познавательная  активность – активность, возникающая  по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

     Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности». Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности»1. Отсюда ясно, что познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства.

     Познание  ребенка в значительно большей  степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально. Развитие творческих способностей ребенка – это не развитие креативного мышления, а развитие творческой личности. И если взрослый ведет ребенка по этому пути, то он выступает не столько как носитель внутреннего способа действия, сколько как источник смысла, чувства, страсти2.

     Дошкольный  возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех  предпосылок, которые сложились  в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования  различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и в психомоторике.

     В дошкольном возрасте психическое развитие осуществляется двумя основными  путями3. С одной стороны, продолжается развитие естественных форм психики, возникающих еще в раннем онтогенезе, с другой – появляются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением с взрослыми. Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия, бытовой труд), где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих психических образований. Наблюдается также развитие переходных форм психики с разной степенью социализированности в условиях многообразного и тесного взаимодействия  познания и общения, продуктивных видов деятельности.

     Таким образом, в этом возрасте начинает складываться многоуровневая организация психического развития. К концу дошкольного  периода, в условиях целевого, обучающего общения с взрослыми возникают более сложные субъективные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми.

     Дошкольника интересует не только новый для него предмет сам по себе. Четырех-, шестилетние  дети хотят узнать и его устройство, назначение, способ использования, происхождение. Мотивом, побуждающим дошкольника  манипулировать предметами, является познавательный интерес. Ребенок хочет узнать, как работают часы, что у них внутри. Где спрятан звонок у телефона? Как магнит держит гвозди? Как открываются двери у поезда в метро? Это познавательное отношение отчетливо выступает в специфике детских вопросов, адресованных взрослым. Количество вопросов резко возрастает к 5—6 годам.

     Развитие  познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что  растет желание детей заниматься умственной деятельностью. После 4—5 лег  дети любят рассуждать, спорить, решать задачи, головоломки, подбирать слова в рифму, сравнивать разные вещи и явления между собой и т. д.

     Дошкольник, в отличие от малыша, для которого вопрос является лишь формой общения, контакта со взрослым, забрасывает  старших вопросами «почему?», «зачем»? и «как?» Он ждет от них ответа, добивается ясности, выражает сомнение. Четырех-, пятилетний ребенок становится «почемучкой». У него формируется вопросительное отношение к окружающему миру.

     Стойкость такого пытливого отношения ребенка  к действительности зависит от того, культивируют взрослые это отношение к окружающему или угашают его своим пренебрежительным отношением к вопросам детей и нежеланием отвечать на них. Но если воспитатель поддерживает вопросы ребенка, побуждает самого ребенка искать решение возникшей задачи, если своими ответами направляет мысли ребенка на постановку и решение новых посильных задач, то формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность... возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т. е то новое, что дополняет его знания о предмете.

     С одной стороны, интерес как желание  знать что-то знать глубже, полнее, точнее возникает, когда ребенок  уже что-то знает, например о животных, о транспорте, о сезонных явлениях. Если детям ничего не известно о вулканах или египетских иероглифах, то интерес к таким неведомым явлениям сам по себе не может возникнуть.

Информация о работе Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой