Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:06, курсовая работа
Нами была определена цель нашей работы: рассмотреть развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой.
Для достижения этой цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
• Изучить природу познавательной активности;
• Раскрыть понятия о предметном мире и функциях предметов;
• Изучить развитие технической игрушки и значения этой игрушки для развития познавательной активности у детей;
• Выявить динамику развития познавательной активности детей в процессе ознакомления с новой игрушкой.
Введение 2
Глава 1. Определения понятий познавательной активности и предметного мира 5
1.1. Характеристика познавательной активности в дошкольном возрасте 5
1.2. Предметный мир 11
1.3. Техническая игрушка 26
Глава 2. Содержание и методика опытной работы 31
2.1. Констатирующий этап 31
2.2. Формирующий этап 33
2.3. Этап контроля 42
Глава 3. Практическая часть (знакомство детей с новой технической игрушкой) 43
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу - встает опять
И стоит - качается.
Как он называется?
Жужжащий звук соответствует любой из предложенных загадок об юле-волчке:
Одноногий Ивашка
Расписная рубашка!
Петь, плясать - мастак,
А стоять - никак.
(Волчок)
Он и пляшет, и поет,
И гудит, как самолет;
Он бежит бегом,
Он жужжит жуком.
(Волчок)
Пляшет крошка,
А всего одна ножка.
(Юла)
Треск заводного механизма сменяется скрежетом колес в загадке о заводной машинке:
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведете –
Колесики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится.
Воспитатель. Вы верно назвали все игрушки! А кто-нибудь из вас знает, как одним словом можно назвать такие игрушки?
Если
дети затрудняются ответить, то можно
провести упражнение «Сравни игрушки».
Воспитатель предлагает одному ребенку
поэкспериментировать с машинками,
другому - с куклами. Остальные дети
наблюдают за действиями обычной
машинки и машинки с
Если
дети и сейчас затрудняются ответить,
воспитатель подсказывает, что есть
такая область
Воспитатель предлагает детям игровое упражнение «Закончи предложение». Техническая игрушка - это игрушка, отображающая все виды транспорта. Например, воздушный транспорт - это ..., наземный транспорт - это ..., подземный транспорт - это ..., водный транспорт - это ..., подводный транспорт - это ....
Техническая игрушка отображает и бытовую технику. Бытовую технику иначе мы называем «домашней» техникой. К ней мы относим ....Дети называют бытовую технику, имеющуюся в каждом доме.
Технической игрушкой являются и некоторые работы народных умельцев: «Кузнецы», «Куры на кругу», «Сова-дергун», «Каталки» и многие другие. (Воспитатель показывает игрушки и демонстрирует принцип их действия.)
2 часть
Изготовление игрушки-самоделки «Лебеди на пруду».
Воспитатель предлагает детям изготовить одну из технических игрушек, показывая и объясняя принцип ее действия: лебеди, вырезанные из белой бумаги и приклеенные к тонкой металлической пластинке, «плавают» на пруду при помощи магнита, подносимого с обратной стороны картона, имитирующего пруд.
Дети самостоятельно вырезают пруд из голубого картона; сложив пополам полоску белой бумаги, вырезают лебедя, склеив его таким образом, чтобы получился объемный силуэт; наклеив лебедя на металлическую пластину, опускают его на пруд.
«Оживить» техническую самоделку детям несложно. Для этого необходимо приложить кусочек магнита к нижней стороне картона и с его помощью «заставить» лебедя плавать по поверхности пруда.
Серия занятий на тему: «Как устроены игрушки»
Цель: воспитывать у детей интерес к технической игрушке; знакомить детей с элементарным применением законов механики в детских игрушках.
Знакомство
начинаем с устройства и принципа
действия простой игрушки, знакомой
каждому ребенку с раннего
детства - погремушки.
Занятие 1. Почему звенит погремушка
Цель: уточнить с детьми устройство погремушки и принцип ее действия; поддерживать у детей интерес к изобретательской деятельности.
Материал: погремушки.
Ход занятия
1 часть
Сюрпризный
момент. К ребятишкам приходит мальчик
из младшей группы - Андрюшка, садится
на коврик и играет с погремушкой.
В это время воспитатель читает
стихотворение А.Барто «Погремушка»:
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка –
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит - что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается
этот звон?
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, а вы сможете помочь нашему Андрюшке понять, «ну откуда раздается этот звон»? Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает проверить: так ли это? Вместе рассматривают устройство погремушки и уточняют принцип ее действия: звон погремушке создают мелкие пластмассовые шарики-крупинки.
2 часть
Воображаемая ситуация: «Представьте себе, что фабрика игрушек вдруг прекратила выпуск погремушек. А они ведь так необходимы малышам. Как помочь маленьким детишкам? Из чего можно было бы сделать самую простую погремушку?».
Воспитатель предлагает детям внимательно осмотреть группу и подумать, какие материалы можно использовать для изготовления погремушки.
Дети (под руководством воспитателя или самостоятельно) мастерят погремушки, используя в качестве основы игрушки различные прозрачные и непрозрачные, разъединяющиеся и развинчивающиеся емкости: пластиковые бутылочки, футлярчики и коробочки от сладостей и т.п. А их наполнителем, создающим звучащий эффект, могут быть мелкие пластмассовые шарики, гвоздики, кнопочки, скрепки, мозаика, камешки и т.д.
В конце занятия дети вместе с Андрюшкой играют получившимися погремушками.
Занятие 2. От чего ездит машинка?
Цель: познакомить детей с принципом устройства и работы важнейших механизмов игрушечного автомобильчика.
Материал: заводной автомобильчик, инерционная машинка, машинка на батарейках, машинка с пультом управления; фланелеграф и сюжетный картинки на фланели к сюжету стихотворения В. Берестова «Про машину».
Рекомендации к проведению. (Ход занятия.)
Воспитатель устраивает вместе с детьми в группе выставку «Парк машин». Рассматривая их, воспитатель акцентирует внимание детей на том, что все машинки разные и ездят они тоже неодинаково. Демонстрируя езду каждого автомобильчика, объясняет:
-
Вот этому автомобильчику
- А этот необходимо завести ключиком! (заводной)
-
Для этой машинки важна
- Эта же машинка поедет туда, куда захочешь ты, если будешь нажимать на кнопочки пульта! (с пультом управления)
Вопрос к детям: Как вы думаете, почему эти машинки такие разные и так неодинаково ездят? (Выслушивает ответы.) Действительно, они такие разные, потому что устроены неодинаково. А так ли это, мы убедимся, если внимательно рассмотрим каждой из них.
Дети
рассматривают механизм машинок, его
устройство, экспериментируют с автомобильчиками,
пробуя разгонять инерционный
Воспитатель показывает детям театр картинок, используя для этого сюжет стихотворения В.Берестова «Про машину».
Ребята,
а вот с этой машинкой однажды
произошла вот какая история (показывает
заводной автомобильчик):
Вот девочка Марина,
А вот ее машина.
- На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка.
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб
не бегала в пыли.
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.
Доктор знает все на свете.
Первоклассный доктор - Петя
(Петя кончил первый класс).
И машину доктор спас.
Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
-
Почему болеет кузов?
Спи, машина, не шали!
Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невеселая была.
Навестил больную Мишка,
Угостил конфеткой «Мишка».
Приходила кукла Катя
В
белом чистеньком халате.
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела -
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Как больную нам спасти?
(Ответы детей.)
Ключик взять - И завести!
Совместная деятельность взрослого и ребенка «Попробуй, почини»
Цель: привлечь внимание детей к состоянию игрушек в группе, вызвать желание починить сломанные игрушки, способствовать получению радости и удовольствия от конечного результата.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям педагогическую ситуацию, в основе которой драматизация стихотворения Э.Успенского «Берегите игрушки!».
Воспитатель.
Дети, я только что вернулась от ребятишек
младшей группы и вот что я там увидела
(показывая игрушки):