Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Нами была определена цель нашей работы: рассмотреть развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой.
Для достижения этой цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
• Изучить природу познавательной активности;
• Раскрыть понятия о предметном мире и функциях предметов;
• Изучить развитие технической игрушки и значения этой игрушки для развития познавательной активности у детей;
• Выявить динамику развития познавательной активности детей в процессе ознакомления с новой игрушкой.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Определения понятий познавательной активности и предметного мира 5
1.1. Характеристика познавательной активности в дошкольном возрасте 5
1.2. Предметный мир 11
1.3. Техническая игрушка 26
Глава 2. Содержание и методика опытной работы 31
2.1. Констатирующий этап 31
2.2. Формирующий этап 33
2.3. Этап контроля 42
Глава 3. Практическая часть (знакомство детей с новой технической игрушкой) 43
Заключение 46
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

заказ.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

     Не  заставишь лечь вовек!

     Вам такой встречается?

     Он  совсем не хочет спать,

     Положу - встает опять

     И стоит - качается.

     Как он называется?

     Жужжащий  звук соответствует любой из предложенных загадок об юле-волчке:

     Одноногий Ивашка

     Расписная рубашка!

     Петь, плясать - мастак,

     А стоять - никак.

     (Волчок)

     Он  и пляшет, и поет,

     И гудит, как самолет;

     Он  бежит бегом,

     Он  жужжит жуком.

     (Волчок)

     Пляшет  крошка,

     А всего одна ножка.

     (Юла)

     Треск заводного механизма сменяется  скрежетом колес в загадке о заводной машинке:

     Совсем  не нужен ей водитель.

     Ключом  ее вы заведете –

     Колесики  начнут крутиться.

     Поставьте, и она помчится.

     Воспитатель. Вы верно назвали все игрушки! А кто-нибудь из вас знает, как одним словом можно назвать такие игрушки?

     Если  дети затрудняются ответить, то можно  провести упражнение «Сравни игрушки». Воспитатель предлагает одному ребенку  поэкспериментировать с машинками, другому - с куклами. Остальные дети наблюдают за действиями обычной  машинки и машинки с дистанционным управлением, за действиями обычной куклы и куклы шагающей. Воспитатель задает детям вопросы: Чем похожи и чем отличаются эти игрушки? С какой игрушкой играть легче, а с какой интересней и почему? А как одним словом можно назвать машинку с дистанционным управлением и шагающую куклу?

     Если  дети и сейчас затрудняются ответить, воспитатель подсказывает, что есть такая область жизнедеятельности  человека, как мир техники. В нем  человек делает много полезных и  нужных изобретений. Эти важные и  для детей изобретения отражаются в детской игрушке. Вот такую игрушку, рассказывающую детям о мире техники, и называют ... технической игрушкой. Ее мир очень разнообразен.

     Воспитатель предлагает детям игровое упражнение «Закончи предложение». Техническая  игрушка - это игрушка, отображающая все виды транспорта. Например, воздушный транспорт - это ..., наземный транспорт - это ..., подземный транспорт - это ..., водный транспорт - это ..., подводный транспорт - это ....

     Техническая игрушка отображает и бытовую  технику. Бытовую технику иначе мы называем «домашней» техникой. К ней мы относим ....Дети называют бытовую технику, имеющуюся в каждом доме.

     Технической игрушкой являются и некоторые работы народных умельцев: «Кузнецы», «Куры  на кругу», «Сова-дергун», «Каталки»  и многие другие. (Воспитатель показывает игрушки и демонстрирует принцип их действия.)

     2 часть

     Изготовление  игрушки-самоделки «Лебеди на пруду».

     Воспитатель предлагает детям изготовить одну из технических игрушек, показывая  и объясняя принцип ее действия: лебеди, вырезанные из белой бумаги и приклеенные к тонкой металлической пластинке, «плавают» на пруду при помощи магнита, подносимого с обратной стороны картона, имитирующего пруд.

     Дети  самостоятельно вырезают пруд из голубого картона; сложив пополам полоску  белой бумаги, вырезают лебедя, склеив его таким образом, чтобы получился объемный силуэт; наклеив лебедя на металлическую пластину, опускают его на пруд.

     «Оживить» техническую самоделку детям  несложно. Для этого необходимо приложить  кусочек магнита к нижней стороне картона и с его помощью «заставить» лебедя плавать по поверхности пруда.

     Серия занятий на тему: «Как устроены игрушки»

     Цель: воспитывать у детей интерес к технической игрушке; знакомить детей с элементарным применением законов механики в детских игрушках.

     Знакомство  начинаем с устройства и принципа действия простой игрушки, знакомой каждому ребенку с раннего  детства - погремушки. 

     Занятие 1. Почему звенит погремушка

     Цель: уточнить с детьми устройство погремушки и принцип ее действия; поддерживать у детей интерес к изобретательской деятельности.

     Материал: погремушки.

     Ход занятия

     1 часть

     Сюрпризный  момент. К ребятишкам приходит мальчик  из младшей группы - Андрюшка, садится  на коврик и играет с погремушкой. В это время воспитатель читает стихотворение А.Барто «Погремушка»: 

     Как большой, сидит Андрюшка

     На  ковре перед крыльцом.

     У него в руках игрушка –

     Погремушка  с бубенцом.

     Мальчик смотрит - что за чудо?

     Мальчик очень удивлен,

     Не  поймет он: ну откуда

     Раздается этот звон? 

     Воспитатель обращается к детям: «Ребята, а вы сможете помочь нашему Андрюшке понять, «ну откуда раздается этот звон»? Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает проверить: так ли это? Вместе рассматривают устройство погремушки и уточняют принцип ее действия: звон погремушке создают мелкие пластмассовые шарики-крупинки.

     2 часть

     Воображаемая  ситуация: «Представьте себе, что фабрика  игрушек вдруг прекратила выпуск погремушек. А они ведь так необходимы малышам. Как помочь маленьким детишкам? Из чего можно было бы сделать самую  простую погремушку?».

     Воспитатель предлагает детям внимательно осмотреть  группу и подумать, какие материалы  можно использовать для изготовления погремушки.

     Дети (под руководством воспитателя или  самостоятельно) мастерят погремушки, используя в качестве основы игрушки  различные прозрачные и непрозрачные, разъединяющиеся и развинчивающиеся емкости: пластиковые бутылочки, футлярчики и коробочки от сладостей и т.п. А их наполнителем, создающим звучащий эффект, могут быть мелкие пластмассовые шарики, гвоздики, кнопочки, скрепки, мозаика, камешки и т.д.

     В конце занятия дети вместе с Андрюшкой  играют получившимися погремушками.

     Занятие 2. От чего ездит машинка?

     Цель: познакомить детей с принципом устройства и работы важнейших механизмов игрушечного автомобильчика.

     Материал: заводной автомобильчик, инерционная машинка, машинка на батарейках, машинка с пультом управления; фланелеграф и сюжетный картинки на фланели к сюжету стихотворения В. Берестова «Про машину».

     Рекомендации  к проведению. (Ход  занятия.)

     Воспитатель устраивает вместе с детьми в группе выставку «Парк машин». Рассматривая их, воспитатель акцентирует внимание детей на том, что все машинки разные и ездят они тоже неодинаково. Демонстрируя езду каждого автомобильчика, объясняет:

     - Вот этому автомобильчику достаточно  несколько раз сильно оттолкнуться от пола и он далеко поедет! (инерционный)

     - А этот необходимо завести  ключиком! (заводной)

     - Для этой машинки важна батарейка! (на батарейках)

     - Эта же машинка поедет туда, куда захочешь ты, если будешь  нажимать на кнопочки пульта! (с пультом управления)

     Вопрос  к детям: Как вы думаете, почему эти  машинки такие разные и так  неодинаково ездят? (Выслушивает  ответы.) Действительно, они такие  разные, потому что устроены неодинаково. А так ли это, мы убедимся, если внимательно  рассмотрим каждой из них.

     Дети  рассматривают механизм машинок, его  устройство, экспериментируют с автомобильчиками, пробуя разгонять инерционный автомобильчик  и машинку на батарейках, следят за быстротой езды заводной и инерционной  машинки и т.д.

     Воспитатель показывает детям театр картинок, используя для этого сюжет стихотворения В.Берестова «Про машину».

     Ребята, а вот с этой машинкой однажды  произошла вот какая история (показывает заводной автомобильчик): 

     Вот девочка Марина,

     А вот ее машина.

     - На, машина, чашку,

     Ешь, машина, кашку.

     Вот тебе кроватка.

     Спи, машина, сладко.

     Я тобою дорожу,

     Я тебя не завожу,

     Чтобы ты не утомилась,

     Чтобы ты не простудилась,

     Чтоб  не бегала в пыли. 

     Над больною целый час 

     Не  смыкала Катя глаз.

     Доктор  знает все на свете.

     Первоклассный доктор - Петя

     (Петя  кончил первый класс).

     И машину доктор спас.

     Доктор  выслушал больную,

     Грузовую,

     Заводную,

     Головою покачал

     И сказал:

     - Почему болеет кузов? 

     Спи, машина, не шали!

     Вдруг машина заболела:

     Не  пила она, не ела,

     На  скамейке не сидела,

     Не  играла, не спала,

     Невеселая была.

     Навестил  больную Мишка,

     Угостил конфеткой «Мишка».

     Приходила кукла Катя

     В белом чистеньком халате. 

     Он  не может жить без грузов.

     Потому  мотор простужен,

     Что мотору воздух нужен.

     Надоело

     Жить  без дела -

     И машина заболела.

     Ей  не нужно тишины,

     Ей  движения нужны.

     Как больную нам спасти?

     (Ответы  детей.)

     Ключик  взять - И завести!

     Совместная  деятельность взрослого  и ребенка «Попробуй, почини»

     Цель: привлечь внимание детей к состоянию игрушек в группе, вызвать желание починить сломанные игрушки, способствовать получению радости и удовольствия от конечного результата.

     Содержание.

     Воспитатель предлагает детям педагогическую ситуацию, в основе которой драматизация стихотворения  Э.Успенского «Берегите игрушки!».

     Воспитатель. Дети, я только что вернулась от ребятишек младшей группы и вот что я там увидела (показывая игрушки): 

Информация о работе Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с технической игрушкой