Развитие творчества на уроках изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческой свободы, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить школьников. Как это сделать? Этот вопрос занимает многих ученых.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……4
1. Характеристика творческих способностей младших школьников….…...…6
2. Методика развития творческих способностей младших школьников на
уроках ИЗО.
2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО…….11
2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в
начальной школе…………………………………………….…………..16
2.3. Нестандартные формы уроков развития творческих способностей
детей в начальной школе………………………………………….…….21
3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей……….………..26
Заключение………………………………………………….……………………29
Список использованной литературы…………………….……………………..31
Приложения.

Файлы: 1 файл

развитие на уроках ИЗО.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

3. Сложные  задания по рисованию вы выполняете:

а) С  трудом

б) С  лёгкостью

в) Нуждаюсь в помощи учителя 

4. Оказывает  ли вам помощь учитель? 

а) Да

б) Нет 

в) Иногда 

5. Как  часто вы пользуетесь помощью учителя на уроке?

а) Всегда

б) Редко

в) Рисую  сам 

6. Вам  проще рисовать если, при объяснении  учитель: 

а) Устно  объясняет, как рисовать

б) Объясняет  по таблице

в) Или  показывает сам на доске 

7. Какую  помощь при рисовании вы выбираете?

а) Исправление  рисунка в альбоме

б) Устную подсказку 

8. Для  качества вашего рисунка надо:

а) Иметь  хорошие принадлежности

б) Срисовать  с картинки

в) Соблюдать  этапы работы, о которых говорил  учитель 

     В исследовании приняло участие 42 ученика, 23 человека – третьего класса и 19 человек –четвертого класса.

Данные  теста:

Вопросы 3 кл. 4 кл.
1 Вы любите рисовать

А

Б

В

 
52%

48%

 
37%

63%

2 Если рисуете  дома, то

А

Б

В

 
19%

26%

65%

 
11%

16%

73%

3 Сложные задания  по рисованию вы выполняете:

А

Б

В

 
30%

48%

22%

 
37%

47%

16%

4 Оказывает ли вам  помощь учитель?

А

Б

В

 
52%

22%

26%

 
21%

26%

53%

5 Как часто вы пользуетесь помощью учителя  на уроке?

А

Б

В

 
78%

22%

 
58%

42%

6 Вам проще рисовать если, при объяснении учитель:

А

Б

В

 
22%

78%

 
21%

16%

63%

7 Какую помощь при  рисовании вы выбираете?

А

Б

 
52%

46%

 
9%

14%

8 Для качества вашего рисунка надо:

А

Б

В

 
17%

26%

57%

 
5%

26%

69%

Как показали данные теста любят рисовать 52% третьеклассников и 37% детей из четвертого класса, при этом самостоятельно занимаются изобразительной деятельностью, с проявлением фантазии 65% третьеклассников, и 73% детей из четвертого класса.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Из  вышесказанного можно сделать вывод, что 70% опрошенных занимают свое свободное  время рисованием, 71% учащихся проще рисовать, если учитель сам показывает способ рисования на доске. 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Большая половина третьеклассников выбирают такую помощь учителя, как исправление рисунка в альбоме, 4 класс же (63%) выбирают устную подсказку учителя. Это объясняется более высоким уровнем сформированности мыслительной деятельности у учащихся четвертого класса.

   Ребята  обоих возрастов (63%), для качественного  изображения рисунка выбирают необходимость  соблюдать этапы работы, о которых  говорил учитель. 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Эти данные подтверждают, что для развития изобразительного творчества учащихся необходимо наставничество педагога, который должен учитывать возрастные особенности своих учеников.

   Изобразительное искусство нельзя преподавать скучно и равнодушно. Обучение должно пробуждать у школьников пытливость, творческую активность, заинтересованность.

   Ценно, когда в пояснительном рисунке  учителя есть своего рода изобразительная  изюминка. Такой рисунок не оставит  ребят равнодушными, привлечет их внимание, а значит, хорошо выполнит свои функции.

   В деле обучения школьников рисунки учителей играют большую роль и являются творческим видом работы. Она так же нужна, как и творчество художников других специальностей. 
 

Далее нами были проведены следующие виды уроков.

1 урок,  3 класс. Отношение художника к миру вещей. Натюрморт.

Ход урока

1. Организация  урока

Приветствие! Проверить готовность к уроку.

2. Объяснение  нового материала

Вводная беседа

Сегодня мы с вами поговорим о натюрморте и рассмотрим творчество художника Шишкина.  

Ребята, а вы знаете, что такое натюрморт? Это жанр изобразительного искусства.
 

     В переводе с французского слово натюрморт  означает мертвая натура.  

Что можно  изображать в натюрморте? В произведениях  этого жанра изображаются окружающие человека вещи, предметы быта, снедь, цветы, плоды и прочее.
 

   Возник  жанр натюрморта в 17 веке в Голландии  и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины. А потом в 17 веке натюрморт признали жанров сложным. Простой натюрморт  содержит от одного до трёх предметов, а сложный содержит от четырех предметов и более.

   Натюрморты  бывают школьными, спортивными, из овощей, фруктов и т.д.

- Ребята, обратите внимание на натюрморт, который стоит перед вами, и скажите какой это натюрморт простой или сложный?  

- Правильно, натюрморт простой, т.к. состоит из трех предметов.  

   Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные  черты их владельца, внешние предметы жизни определенной исторической эпохи.

   Ребята, сегодня наша задача с вами нарисовать наш натюрморт в карандаше.

   Учитель показывает на доске как построить  натюрморт.

   1 этап. Прежде чем изобразить натюрморт  в красках, нужно его построить.  

Ребята, с чего мы начинаем построение натюрморта? А) расположение листа

Б) определить плоскость

В) найти  общую форму и расположение предметов

 

   2 этап. Ребята, рисование с натуры, это все то, что есть перед  нами, т.е. если вы сидите на  первом, втором или третье ряду, значит и расположение предметов  вы видите по разному, плоскость  на которой стоят предметы, тоже видна по своему. Определим высоту и ширину предметов, методом визирования. Измеряем высоту кружки, она входит в высоту кувшина в 2,5 раза.

   Широкая часть кружки горлышко входит в широкую  часть кувшина 2 раза.

   3 этап. Делим на составные части кувшин. Перечисляем, из каких геометрический тел он состоит.

   Кружка - усеченный конус.

   Кувшин - 2 усеченных конуса и шар.

   Яблоко - имеет форму шара.

   4 этап. Уточняем форму предметов.

   Выстраиваем овалы.

Если  мы будем смотреть на кувшин сверху - овалы будут более раскрыты.

Если  мы смотрим на кувшин снизу - овалов мы почти не видим.

Если  мы сморим на кувшин на уровне глаз, овал будет менее раскрыт.

3. Самостоятельная  работа

Во время  выполнения этапов работы учениками, учитель  проводит индивидуальную работу.

4. Итог  урока

   Проводим анализ работ, тех учащихся, которые построили линейный рисунок.  

   В четвертом классе мы так же провели  урок по рисованию натюрморта, но уже рисование было в цвете.

   1. Для начала вспоминаем.

1. Что  такое натюрморт?

2. Какие  виды натюрморта вы знаете?

Это неживая  натура, вещи окружающие человека, предметы быта, цветы, снедь, овощи, фрукты и т.д.

Простой и сложный, спортивны, школьный и  т.д.

 

   Молодцы ребята

   2. Объяснение вводного материала

   а) Вводная беседа

   Сегодня мы будем писать натюрморт в цвете.

   Нам необходимо передать характерную форму  и цвет. Посмотрите на репродукцию  художника, как они передают красоту  цветов, сочность плодов, объем предметов. Например, в натюрморте Ильи Машкова "Фрукты на блюде", "Ананасы  и бананы" фрукты изображены так живописно и выразительно, что охотно дотянутся, попробовать их на вкус. На картине они изображении как живые, как только что сорванные с дерева. Вот как живо можно использовать цвет в своих произведениях, можно брать открытый или приглушенный тон.  

Ребята, а вы знаете, что такое цвет? Цвет это  один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.
 

   Наука о цвете возникла очень давно. Ещё в 4 веке до нашей эры в Древней  Греции ученый Аристотель пытался объяснить  происхождение цвета и разные цветовые явления. В живопись цвет играет главную роль. Цвет может лепить форму предметов, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроение, определённое эмоциональное состояние.

   Цвет  может не только радовать, но и вызывать тревогу, чувство тоски или грусти.

   Одни  цвета успокаивают нервную систему, другие наоборот раздражают. Например, успокаивающее воздействие оказывает  зеленый, голубой, синий. Раздражают пурпурный, красный, оранжевый. С давних пор  люди придавали цветам особое значение.

   Велика  роль обрядов и празнедств. Так, например, красный - цвет означает торжественность, величие. Черный - смерть, горе, печаль. Белый - чистоту, невинность. Зеленый - надежду.

   Интересно, что у разных народов одному и  тому же цвету придавали разное значение. Например, в Китае и некоторых странах Азии и Африки - белый цвет является цветом траура. Так же важным цветом в передаче пространства в натюрморте является фон.

   Фоном может быть стена, навесная полка, пространство интерьера, наружная стена избы, старый деревянный забор или глубокое пейзажное пространство.

   Передача  материальной сущности и красоты  предметов их характерные качества - вот это главное живописное достоинство  натюрморта. Поэтому особую выразительность  натюрморту придает разнообразие предметов по материалу, цвету, тону и фактуре.

   Ребята, прежде чем начинать рисовать красками, давайте разберем характер цветовых оттенков.  

Что в  нашем натюрморте самое светлое  и темное?

Ребята, как вы понимаете тёплый цвет?

Ребята, как вы понимаете холодный цвет?

Самое светлое  яблоко, затем кувшин и самый темный предмет это кружка.

Красный, оранжевый, желтый.

Синий, голубой, фиолетовый.

Информация о работе Развитие творчества на уроках изобразительного искусства