Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:49, курсовая работа
Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческой свободы, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить школьников. Как это сделать? Этот вопрос занимает многих ученых.
Введение……………………………………………………………………..……4
1. Характеристика творческих способностей младших школьников….…...…6
2. Методика развития творческих способностей младших школьников на
уроках ИЗО.
2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО…….11
2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в
начальной школе…………………………………………….…………..16
2.3. Нестандартные формы уроков развития творческих способностей
детей в начальной школе………………………………………….…….21
3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей……….………..26
Заключение………………………………………………….……………………29
Список использованной литературы…………………….……………………..31
Приложения.
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может выразить себя, раскрыть свои возможности.
Таким образом, можно сделать вывод, что
одной из основных задач школы является
задача формирования у учащихся творческого
и познавательного процесса, познание
окружающего мира. Это позволяет выдвинуть
предмет изобразительное искусство на
передний план, как основа благодатной
почвы для развития личности в целом. Для
решения этих задач предусмотрены нестандартные
решения проведения уроков.
3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей.
Нередко задачи работы художника - педагога в школе понимаются слишком упрощенно. При этом в качестве одного из главных элементов выдвигается такой: общеобразовательная школа не готовит художников, поэтому нет смысла заботиться о повышении уровня требований качества обучения школьников по изобразительному искусству. Вслед за этим неизбежно возникает другой вопрос: а нужны ли школе высококвалифицированные учителя изобразительного искусства, нет ли здесь неоправданного усложнения проблемы?
Такие суждения безусловно ошибочны.
Когда предлагается поднять на подлинную высоту дело эстетического воспитания и художественного образования школьников, то речь идет не о массовой подготовке, будущих художников в стенах общеобразовательных школах, а о массовой эстетической грамотности выпускников такой школы.
Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать и как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а глубокая потребность человека в общении с прекрасным [13, 24].
Преподавательская работа по своей природе деятельности творческая, живая. Учитель должен творчески подходить к делу, так как он имеет дело с живыми людьми, и работать по трафарету, по шаблону не может. Мало объяснить и показать тот или иной приём работы, надо добиться того, чтобы этот прием был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства. Чтобы ученик тебя хорошо понял, недостаточно одного разъяснения и рассказа - нужно ещё суметь увидеть, почувствовать, как ученик воспринимает учебный материал, как он реагирует на слова и действия.
Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга. По выражению лица, глаз, по движению ребёнка учитель видит, доходит до него то, о чем идет речь или нет. Все это учитель сам испытывает, приобретая мастерство и опыт.
Можно только с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеников. Взаимоотношение в художественной педагогике и практике искусства часто понимается неверно. Задачи, стоящие перед искусством и перед художественной школой, будучи едиными, по существу, практически различны, если учитывать специфику деятельности художника и педагога.
Проблемы мастерства, стоящие перед искусством, безусловно, должны найти отражение в системе преподавания.
Разлад между мастерством и педагогом состоит в том, что художник судит о зрелом искусстве, а педагог к тому же о процессе развития.
Конечная цель обучения всегда понималась как подготовка и образование мастера - творца, автора и композитора своего произведения.
Вопрос? Что же является предметом обучения? Техническая или творческая сторона его? Каким образом в учебном процессе они сочетаются? Возможно ли это сочетание и на какой основе?
Казалось бы, на поставленные вопросы может быть дан единственно возможный ответ? Школа должна в равной мере дать учащимся, и творческое развитие и технические знания и навыки. Поскольку в самом искусстве эти стороны неразрывно спаяны в одном образе, воплощенном на полотне техническими средствами. Чтобы овладеть средствами изображения, безусловно, требуется, творческое отношение, но и в значительно большей степени требуется упражнение, постепенно воспитывающие и образующее дарование учащегося. Все начинается от простейших учебных задач в самом примитивном виде, их требует воспитание: развитие глазомера, восприятие цвета, сам процесс рисования или письма, творческие способности учащегося развиваются в учебно-воспитательном процессе.
Рисунок ученика (в равной мере любая другая работа) для проницательного педагога документ, свидетельствующий о состоянии мышления и восприятия учащегося на данном этапе. Каждая работа представляет собой относительную ценность относительно ребенка. Рост ученика определяется, прежде всего, именно этой относительной мерой, относительно целей, предшествующих его работ и достигнутому уровню развития.
Таким
образом, учитель изобразительного искусства
должен сам уверенно работать и как художник,
иметь возможность убедительно показать
учащимся привлекательность практической
работы по рисунку или живописи. Такой
педагог может увлечь ребят своим предметом,
поможет учащимся приобрести достаточно
обширные знания и навыки. Он способен
делом показать, что искусство - это не
скучная повседневность, а глубокая потребность
человека в общении с прекрасным.
Заключение.
Проведя исследовательскую
Каждый
ребенок уникален и талантлив - это
целый мир нереализованных
Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.
Программа по развитию творческой личности на уроках ИЗО предусматривает работу различными изобразительными материалами, что способствуют творческому развитию и эстетическому воспитанию школьников. Задания меняются постепенно от изображения простых предметов к более сложным постановкам.
Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению.
Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом. Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения уроков.
Учитель изобразительного
искусства должен сам уверенно работать
и как художник, иметь возможность убедительно
показать учащимся привлекательность
практической работы по рисунку или живописи.
Такой педагог может увлечь ребят своим
предметом, поможет учащимся приобрести
достаточно обширные знания и навыки.
Он способен делом показать, что искусство
- это не скучная повседневность, а глубокая
потребность человека в общении с прекрасным.
Список использованной литературы.
1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М., 1968
2. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. - М., 1963
3. Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1969
4. Бедник Н. Хохлома, Л. - 1980.
5. Вишневская В. Русские художественные промыслы. - М., 1981.
6. Волков Н.Н. мысли об искусстве. - М., 1972
7. Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. - М., 1961
8. Костерин Н.П. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 1984.
9. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М., 1983.
10. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М., 1970
11. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М., 1977
12. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. - М., 2003
13. Милюков А.А. организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1978
14. Нелинский Б.М., Н.Н.Фомина и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. - М., 1991.
15. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. - М., 1975
16. Орловский Т.И. О художественном образовании учителя рисования. - СПб., 1961
17. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М., 1973
18. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1980
19. Степанов Е.Н., Горелик И.Ф. и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. - Псков, 1998.
20. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. - М., 1981
21. Шевчук
Л.В. Дети и народное творчество: Книга
для учителей. - М., 1985. 22. Шорохов Е.В. Тематическое
рисование в школе. - М., 1975
Приложение.
Практическая работа по
Были поставлены задачи:
1. выявить
уровень творческих
2. разработать систему по развитию творческих способностей детей.
3. проверить систему практически.
4. сделать соответствующие выводы.
В начале детям была
Анкета
1. Вы любите рисовать?
а) Да
б) Нет
в) Иногда
2. Если рисуете дома, то:
а) Рисую дома с натуры
б) Срисовываю с картинок
в) Рисую
сам, при этом фантазирую
Информация о работе Развитие творчества на уроках изобразительного искусства