Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:12, курсовая работа
Цель данной работы: изучить теоретическую основу программ обучения классической музыки в ДМШ и ОУ.
Задачи:
1.Определить значение музыкального образования учащихся ДМШ и ОУ.
2. Проанализировать данную литературу по теме.
3. Сравнить программы, используемые в работе.
4. Выявить наиболее эффективную программу.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формирование музыкального воспитания у дошкольников
1.1. Основы теории музыкального воспитания дошкольников, его значение и задачи……………………………………………………………………………....5
1. 2. Музыкальная деятельность дошкольников………………………………...8
Глава 2. Разбор программ по музыкальному воспитанию
2.1. Содержание некоторых программ по музыкальному воспитанию ……..22
2.2. Сравнительная характеристика программ………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………32
5
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Формирование музыкального воспитания у дошкольников
1.1. Основы теории музыкального воспитания дошкольников, его значение и задачи………………………………………………………………
1. 2. Музыкальная деятельность дошкольников………………………………...8
Глава 2. Разбор программ по музыкальному воспитанию
2.1. Содержание некоторых программ по музыкальному воспитанию ……..22
2.2. Сравнительная характеристика программ………………………………...28
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальностью данной темы является изучение классической музыки, так как именно классическая музыка является одной из основ духовного и эстетического воспитаний человека. С помощью классической музыки можно привить человеку видение внутреннего и внешнего мира, научить его выделять главное, понимать природу, других людей, понимать, «что такое хорошо, а что такое плохо». Все мы, а точнее, почти все ходили в детские сады, а это значит, что человек уже отсюда приобретает очень многое: читать, писать, рисовать, мастерить игрушки и так далее, всё это он делает на фоне классической музыки, потому, что сама музыка обладает не только воспитывающим свойством, но и психологически успокаивающим материалом. В современном мире музыкой можно повлиять на человека так, что после прослушивания он может быть радостным, может заплакать и т. д. В настоящее время проблемой изучения классической музыки подросткового поколения является то, что в обществе мало, где можно услышать музыку классического направления. На смену этому пришло широкое распространение глобальных сетей: интернет, телевидение, реклама и т. д. Человек стал больше проводить время за компьютером, магнитофоном, видео играми и многими другими устройствами быта, при этом музыка сопровождает его самая разная: популярная (попса), рок, хаус, R&B, шансон и т. д. В связи с этим, в голове у таких людей такой сумбур, который разгрести очень трудно. Все эти факторы ведут к неминуемой гибели духовно - эстетических идеалов общества. Прививание музыкальной классической культуры даёт благодатную почву для развития общечеловеческих морально - этических, художественных, эстетических, духовных качеств человека. Именно это и отразили в своих трудах Кабалевский Д. Б., Радынова О. П. Ветлугина Н. А. и многие другие педагоги. Их программа содержит значительный методологический, фактический и концептуальный материал.
Анализ научной литературы: Кабалевского Д. Б., Радыновой О. П., Катинене А. И., Полавандишвили М. Л., позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время имеется богатый опыт и теоретическая база для изучения образовательных программ ДМШ и ОУ.
Цель данной работы: изучить теоретическую основу программ обучения классической музыки в ДМШ и ОУ.
Объект исследования: педагогический процесс в ДМШ и ОУ.
Предмет изучения: разработка программ изучения классической музыки в ДМШ и ОУ.
Задачи:
1.Определить значение музыкального образования учащихся ДМШ и ОУ.
2. Проанализировать данную литературу по теме.
3. Сравнить программы, используемые в работе.
4. Выявить наиболее эффективную программу.
Глава 1. Формирование музыкального воспитания у дошкольников
1.1. Основы теории музыкального воспитания дошкольников, его значение и задачи
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г. М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на частушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» [18, с.17].
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [20, с.18].
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально - образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии» [25, c.19].
Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не том дело - пишет ученый - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [25, стр.20]. Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии. Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности.
Таким образом, развитие музыкальных способностей - это действительно одна из главных задач музыкального воспитания детей. Задатки есть у каждого, но не каждый ими пользуется. Но всё же, кто ими пользуется, тот обращается к опытным преподавателям. Только преподаватель может правильно развить, научить и привить музыкальную культуру. Не важно, детский сад это, общеобразовательная школа или школа ДМШ.
1.2. Музыкальная деятельность дошкольников
Деятельность - это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения. В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок Внимательно слушает вступление к песни .старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению.
Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями. «Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие». [20, стр.63].
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально - образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально - ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.
Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О. П. Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной. Таблица № 1.
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ | ||
Восприятие музыки специально созданной для слушания | Восприятие музыки в связи с ее исполнением | Музыкально дидактические игры |
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО | ||
Пение | Музыкально - ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах |
| ТВОРЧЕСТВО |
|
Песенное творчество | Музыкально - игровое и танцевальное творчество | Игра на музыкальных инструментах |
| МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|
Знание общего характера деятельности | Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности |
|
Информация о работе Разработка программ. Методы преподавания классической музыки