Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа
Целью работы является методика работы с изобразительной и условно-графической наглядностью на уроках истории.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать методику работы с наглядностью;
2. Рассмотреть классификацию наглядного метода обучения;
3. Составить план-конспект для урока истории с применением наглядных средств обучения;
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Наглядность как источник знания средств обучения………….5
Роль применения наглядных средств обучения на уроках истории…….5
Классификация наглядных средств обучения на уроках истории……….7
Глава II Методика работы с изобразительной и условно-графической наглядностью………………………………………………………………….14
2.1 Работа с изобразительной наглядностью…………………………………14
2.2 Работа с условно-графической наглядностью……………………………18
Заключение ……………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………...24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Наглядность как источник знания средств обучения………….5
Глава II Методика
работы с изобразительной и условно-графической
наглядностью………………………………………………
2.1 Работа с изобразительной наглядностью…………………………………14
2.2 Работа с условно-графической наглядностью……………………………18
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы заключается в потребности образования в применении наглядных средств обучения, которые передают учебную информацию и соответствуют потребностям обучающихся.
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками и другими видами наглядности, урок истории проходит насыщенней, интересней и учащиеся лучше воспринимают информацию. Наглядность активизирует их внимание, мышление и память (психологами доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как услышанное воспроизводится только на 20%)1, заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника.
Учитель истории должен обладать большим набором иллюстраций, картин, фотографий, настенных карт и др. Они позволяют иллюстрировать рассказ учителя, дополнять текстовый материал учебника.
Таким образом, наглядность является отличным дополнением к уроку.
Исходя из вышесказанного:
Предметом является методика работы.
Объект исследования является наглядность.
Целью работы является методика работы с изобразительной и условно-графической наглядностью на уроках истории.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать методику работы с наглядностью;
2. Рассмотреть классификацию наглядного метода обучения;
3. Составить план-конспект для урока истории с применением наглядных средств обучения;
В ходе написания работы была рассмотрена литература таких авторов как: Вагин А. А., Вяземский Е.Е., Стражев А. И., Занков Л.В., Коменский Я.А. , Короткова М.В., Студеникин М.Т., Степанищев А.Т., Стрелова О.Ю., проанализированы интернет – источники.
Практическая значимость работы состоит в том, что здесь продемонстрированы фрагменты урока истории с применением наглядных методов обучения, что служит ярким примером для проведения уроков.
Работа состоит из 2х глав. В первой главе рассматривается общая характеристика наглядных методов обучения. Также, что представляет собой наглядность, классификация наглядных методов обучения, их особенности.
Во второй главе рассматриваются
работы с изобразительной и условно-
Глава I Наглядность как источник знания средств обучения
Наглядность - предъявляемое к научной теории требование, согласно которому предлагаемые ею изображения изучаемых явлений должны быть непосредственно воспринимаемы наблюдателем с помощью органов чувств[11].
Наглядным называется такое
обучение, при котором представления
и понятия формируются у
Я.А. Коменский в свое время
определил наглядность как
Так, в процессе обучения истории наглядность всегда описывается словами, выступая в этой связке то главным доминирующим средством при вспомогательности слова, то иллюстрирует словесные построения, то в равной степени гармонично участвует в формировании образа, в анализе, в акте исторического действия в событии. Поэтому, вся система средств способствует, с одной стороны, функциональному освоению моделей жизнедеятельности и поведения субъектов истории, а с другой - участвует в становлении отношения к современной действительности[5].
Таким образом, использование наглядных средств необходимо не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей, что является одним из важнейших положений дидактики.
А при словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности[4].
То есть, в обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.
Обычно к рисункам и
фотографиям, схемам и таблицам, картам
и линиям времени методисты и
учителя относятся как к
Таким образом, наглядность по-прежнему играет роль в обучении истории. При изложении исторических событий наглядность частично конкретизирует или частично заменяет повествовательный или описательный материал, повышает содержательность изложения, сокращая затраченное время, позволяет уточнить исторические представления учащихся, создает яркий и точный зрительный образ исторического прошлого, облегчает познание сложных явлений прошлого, исторических понятий, подведение к объективному пониманию истории[12].
Наглядность является одним из принципов обучения, который основан на показе конкретных предметов, процессов, явлений. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.
Таким образом, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т.п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств.
Рассмотрим более подробно
классификацию наглядных
1. Естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);
2. Подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зёрна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);
3. Специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда).
Предметная наглядность
- это демонстрация реальных предметов,
явлений и процессов. Это способствует
лучшему пониманию и
Таким образом, строго говоря, предметная наглядность в точном значении этого понятия в преподавании истории не имеет места. Исключение составляет непосредственное восприятие памятников прошлого, если сами эти памятники становятся предметом изучения в курсе истории.
4. Изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции, фотографии).
Изобразительная наглядность
имеет широкое применение, она
изображает исторические события, деятелей,
исторические памятники. К изобразительной
наглядности относятся
а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;
б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;
в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого[8,С.304].
5. Условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы).
Представляет особый вид наглядности, то есть выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.
Графика - это начертания
письменных или печатных знаков, букв;
изображение живой речи письменными
знаками. Условно-графическая
С целью повышения качества
обучения, условно-графическая
1. Соответствие средства
содержанию изучаемого
2. Не перегруженность объектами для запоминания;
3. Четкость изображения;
4. Широкая цветовая гамма и т.д.
Определенное место на занятиях по истории занимают изображения мелом на доске, аппликации и т.д., однако наиболее распространенными графическими средствами наглядности в преподавании истории являются схемы, графики, таблицы, диаграммы, картограммы и т.д.
Схемы в свою очередь делятся
на структурные, логические и поисковые.
Структурные схемы отражают взаиморасположение
и связь составных частей чего-либо.
Логические схемы - это графические
изображения, отражающие процесс, содержащие
его составляющие, вытекающие одно
из другого. Поисковые схемы - это
графические изображения в виде
логической схемы, составные части
которых содержат наряду с информацией
продуктивно-познавательные вопросы,
ответы на которые позволяют учащимся
логически мыслить и
Таблицы - это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам.
Графики - чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо.
Картограммы - это карты, на которых графически (штриховкой, раскраской и т.п.) представлены статистические данные, относящиеся к какому-нибудь явлению[7,С.77].
Графические средства наглядности довольно широко распространены.
Карта - неотъемлемый элемент
урока истории. Её используют, изучая
любую тему. Будь то революция, война,
социально-экономическое
6. Технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио и компьютерные)[13].
Технические средства обучения (ТСО) - это комплекты аппаратуры и устройств, применяемых с целью повышения результативности преподавания и изучения истории.
ТСО объединяет два компонента:
1.Технические устройства;
2. Носители информации.
Виды ТСО:
- Технические средства информации (телевидение, видеозапись, звукозапись. Используются для изучения новой темы. Эти средства могут подготовить и учителя, и ученики);
- ТСО контроля и самоконтроля (устройства автоматизированного контроля учащихся. Наблюдается обратная связь каждого ученика с учителем);
- Технические средства консультации (электронные энциклопедии);
- Обучающие машины и тренажеры (объединенные в одном устройстве средства предоставления учебной информации и средства контроля. Используются для выполнения домашнего задания);
- Автоматизированные обучающие системы (многофункциональный комплекс техники, обеспечивающий обучение без учителя, позволяют преподавать новый материал и проверять индивидуально) [20].
К инновационным ТСО относят компьютер, который является универсальным многофункциональным обучающим средством, включающим экран и аудиосредства. Но компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность завоевать доверие, вознаградить за усилия и заставить учиться. Пользуясь неограниченными возможностями компьютера:
Во-первых, облегчается поиск нужного наглядного материала, посредством сети Интернет;
Во-вторых, мультимедийный режим позволяет вывести на экран качественную визуальную информацию;
В-третьих, появляется возможность вывода на экран картины нужного размера (с помощью мультимедийного проектора).
Современному образованию следует использовать потенциал компьютерных мультимедийных программ, которые отличаются наличием тех требований, которые близки современным детям: