Наглядный метод преподавания истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является методика работы с изобразительной и условно-графической наглядностью на уроках истории.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать методику работы с наглядностью;
2. Рассмотреть классификацию наглядного метода обучения;
3. Составить план-конспект для урока истории с применением наглядных средств обучения;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Наглядность как источник знания средств обучения………….5
Роль применения наглядных средств обучения на уроках истории…….5
Классификация наглядных средств обучения на уроках истории……….7
Глава II Методика работы с изобразительной и условно-графической наглядностью………………………………………………………………….14
2.1 Работа с изобразительной наглядностью…………………………………14
2.2 Работа с условно-графической наглядностью……………………………18
Заключение ……………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гузей.docx

— 52.40 Кб (Скачать)

- Учащиеся хотят стать участником исторических событий;

- Ученикам требуются яркие, запоминающиеся образы;

- Звуковое оформление позволяет учащимся подключить слуховую память.

Таким образом, новое время  и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности, которой может послужить мультимедиа-программа - наукоёмкий продукт, в свою очередь которая создаёт спектр широких возможностей для учителя и учащихся и позволяет:

  • осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями урока и познавательного интереса учащихся;
  • прогнозировать понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;
  • осуществлять выбор способов сочетания и интеграции средств мультимедийной книги с традиционными средствами обучения;
  • создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения (учащиеся самостоятельно или в группах ищут ответы на поставленные вопросы);
  • удовлетворять познавательный интерес к школьному предмету истории.

Таким образом, мультимедийные программы помогают учителю наглядно и увлекательно ознакомить учащихся с историей развития человека в разные эпохи. Они дополняют большинство современных учебников.

Готовые мультимедийные программы  имеют целый ряд достоинств перед  традиционной наглядностью. И хотя они выполнены профессионально, они имеют лишь общие сведения. Объём содержащейся в них информации невозможно уложить в 40 минут урока. Поэтому удобно пользоваться программным  обеспечением Microsoft PowerPoint, которое позволяет привести материал урока в соответствие с конкретными целями и задачами, поставленными перед изучением нового материала, а также у учителя появляется возможность провести урок в том методическом ключе, с помощью которого он выстраивает свою систему работы[2, С.123].

Компьютерные презентации  обладают целым рядом возможностей:

1. Одновременное использование  различных способов предоставления  учебной информации (дата, понятие,  текст, диаграмма, анимация, графика,  звук);

2. Представление на электронных  страницах (слайдах) одновременно  текст и мультимедийные объекты; 

3. Возможность изменения  последовательности представления  слайдов в процессе просмотра  презентации; 

4. Возможность неоднократного  возвращения к просмотренному  ранее слайду;

5. Возможность многорядного  изображения с целью сравнения  объектов.

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа  урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все  важные этапы урока зафиксированы  учителем на слайдах заранее, поэтому  ему не приходится отнимать от урока  время на записи на доске.

Следующим положительным  моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так  же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе  урока. Таким образом, у них работают сразу два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему  усвоению нового материала.

Ещё одним из традиционных видов наглядности являются диафильмы. К сожалению, они не включают современного ученика в процесс "проживания" учебного исторического материала. Статичность визуального ряда, отсутствие звука не вызывают у ученика устойчивого  внимания, без которого нет успеха в обучении, поэтому работа с компьютерными  технологиями более эффективна.

Кроме того, применение компьютерных технологий позволяет осуществить  ещё один важный принцип образования - принцип гуманизма. Печатный шрифт, чёткое воспроизведение и большой  формат представляемых образов позволяют  включиться в работу даже тех ребят, которые на обычных уроках занимают пассивную позицию. Данный тип работы позволяет даже учащимся с низкими  интеллектуальными способностями  принять участие в учебном  диалоге, а значит, почувствовать  себя успешными[13].

Таким образом, у современного педагога на вооружении существует масса  видов наглядного материала и  средств его предоставления.

 

Глава II

2.1 Работа с  изобразительной наглядностью

Изобразительная наглядность - это демонстрация изображений предметов, явлений, событий прошлого с помощью изобразительных средств[15]. Таких как: макетирование, скульптуры, фотографии, живописи, кино- и видеосъемки. Внутри этой группы тоже выделяют несколько видов: объемные и плоскостные, учебные и документальные, динамические и статичные, демонстрационные и раздаточные и др. В зависимости от содержания и способа использования учителям рекомендуются конкретные формы и приемы работы с ними на уроках истории.

Большую часть изобразительных  наглядных пособий составляют исторические картины - репродукции произведений живописи и учебные, написанные на сюжеты школьных программ и учебников. Если на них изображается типичное историческое явление, то такие картины относят к числу типологических. На их основе школьники анализируют и обобщают характерные признаки исторических фактов (Л. М. Васнецов Вече; Новгородский торг; Двор удельного князя, и др.). Если на картинах изображается уникальное историческое событие, то их называют событийными или эпизодическими, и используют для конкретизации устных и печатных рассказов (И. С. Глазунов. «Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой» и др.) В предреволюционные годы методист Б. II. Жаворонков предлагал отказаться от «эпизодических» картин, мотивируя тем, что «политические события всегда изображают с известной точки зрения, «объективного» беспристрастия в изображении политического события достигнуть невозможно», а потому «изображение его следует признать педагогически вредным». В советское время с ним полемизировал А. И. Стражев, доказывая, что эти картины представляют собой образцы исторического иллюстрирования, сочетающие высокую художественность с научно правильным раскрытием сущности исторического события[9,С.252].

В советские годы был накоплен достаточно богатый опыт использования изобразительных наглядных пособий (разного вида исторических картин, портретов, карикатур, плакатов и др.) в обучении истории. Но он распространялся только на «правильные» произведения, идеи и содержание которых не противоречили марксизму-ленинизму. Сегодня работа с художественными наглядными источниками должна обязательно включать два аспекта:

1) Описание изображения.  Что или кто изображен? В  каких отношениях друг с другом  предстают изображенные на картине  люди и окружающая их природа/предметы (в гармонии или противодействии). Пространство картины. Формы и линии. Цвета и цветовые эффекты. Есть ли в картине движение, контрасты движений? Композиция картины. На чем сфокусировано изображение? И т. п.

2) Интерпретация изображения.  Кто эти люди, изображенные на картине? Какой факт на ней запечатлен? Что происходит? Кто автор изображения и для кого/чего оно предназначалось? Выполнил ли художник (скульптор и т. д.) Это произведение по собственному желанию или ему его заказали? Кто, с какой целью? Какие средства использовал автор, чтобы создать честное, непредвзятое произведение? Какие духовные ценности или авторские пристрастия вы обнаружили в картине (портрете, карикатуре, плакате и т. п.). Относится ли данное произведение к числу идеалогизированных?

Особого подхода требуют  репродукции исторических картин, которые  в обучении истории являются образцами  искусства изучаемой эпохи. При анализе картины с этих позиций рекомендуется знакомить школьников с творчеством художника, особенностями его времени, анализировать сюжет картины и изобразительные средства, которыми автор выразил свое представление о жизни[3,С.193].

Для примера можно привести фрагмент из план-конспекта по уроку  истории 6 класса на тему «Общественный строй Древней Руси», урок изучение нового материала. И как самый яркий пример – работа учащихся с наглядным изображением на слайде Замка в Любече, как центра вотчинного хозяйства. «На примере данного замка  необходимо выяснить, что представлял собой центр вотчинного владения. Рассмотрев изображения необходимо ответить на вопросы: Где обычно строились замки-крепости крупного вотчинника, и  чем вы можете объяснить выбор места строительства замка? Чем и как укреплялись замки? Что делало его труднодоступным? Как можно было попасть в замок?  Как вы думаете,  какие строения могли находиться внутри замка? Итак, подведем небольшой итог. Мы выяснили, что со второй половины XI века формируется крупное землевладение. Крупное земельное владение называлось вотчиной. Вотчинами владели великие князья, его родственники, бояре.  И здесь следует добавить, что значительная часть земель с общинами земледельцев стала переходить в руки церковных иерархов и монастырей. Таким образом, крупными землевладельцами в древнерусском государстве были князья, бояре, церкви, монастыри. Бояре – старшие княжеские дружинники.

Вотчина или «отчина» - крупное земельное владение, которое передавалась от отца к сыну. Вотчинник – владелец вотчины. Привилегированные землевладельцы: князья, его родственники князя, бояре, церковные иерархи, монастыри.

Продолжение рассказа учителя: Теперь выясним,  кто мог работать  в вотчинном хозяйстве? Как было уже сказано, что большую часть населения Киевской Руси составляли свободные земледельцы-общинники. Однако, постепенно в сельской местности появлялись люди, которые по разным причинам (неурожай, засуха, военные разорения) теряли собственное хозяйство и либо за взятые у господина в долг деньги, либо за помощь в  поддержании своего пошатнувшегося хозяйства обязывались выполнять сельские работы на своего господина – обрабатывать землю, косить сено, собирать урожай, ухаживать за скотом, выполнять другие работы. Такие люди становились несвободными и зависели от своих землевладельцев. А как называли зависимых людей, зависимых земледельцев? Чтобы ответить на этот вопрос снова обратимся к тексту учебника».

Таким образом, проводя урок с использованием изобразительной  наглядности, у учащихся формируются  яркие представления о прошлом, они анализируют и обобщают характерные признаки исторических фактов.

 

 

2.2 Работа с условно-графической наглядностью

Условно-графическая наглядность  – это отражение количественных и качественных сторон исторического процесса, размещение исторических фактов в пространстве и времени, существенных признаков фактов, их причинно-следственные связи и закономерности. Тем самым они способствуют формированию у школьников условных, символических образов прошлого и теоретических представлений. В группу условно-графических пособий входят исторические карты, схемы, локальные схематические планы, графики и диаграммы, а также педагогические рисунки и аппликации[6,С.111].

В начале 90-х гг. планировалось  существенно модернизировать эту часть наглядных пособий. В частности, к привычным печатным картографическим средствам (настенным картам, атласам и контурным картам по каждому курсу истории) добавились карты-транспаранты, состоящие из серии плёнок для кодоскопа2, в своей последовательности и совокупности воссоздающих определенные исторические явления и процессы (например, происхождение средневековых городов). Динамические модели — преемники бумажных аппликаций, позволяют учителю во время рассказа или объяснения, а учащимся в своем ответе с помощью специальных символов на магнитной доске демонстрировать развитие событий (например, военных сражений).

В целом приоритетом в  разработке современных средств  обучения истории в последние годы стали пособия, ориентированные на самостоятельную (индивидуальную и групповую) работу учащихся, дифференциацию их учебного труда. Полнее всего эта задача реализовалась в выпуске печатных изданий: сборников познавательных задач и тестов, рабочих тетрадей, тематических комплектов материалов с методическими указаниями («Декабристы», «Россия 1917» и др.). К сожалению, сложные экономические условия нашей страны пока не позволяют выполнить все намеченное в этой области.

Спутником учебников истории  в 90-е гг. стали рабочие тетради. Этот вид печатных раздаточных учебных пособий является относительно новым, потому что еще в 60-х гг. в качестве опытных образцов в СССР издавались тетради для самостоятельных работ по истории Древнего мира и Средних веков (автор-составитель М. И. Тененбаум. — М., 1964—1969). Они были разработаны на основе действовавших учебников Ф. П. Коровкина, Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского, полностью повторяли их структуру и не выходили за рамки нормативного содержания. В основном эти рабочие тетради предназначались для работы в классе, заполнялись под руководством учителя (планы параграфов, сравнительные таблицы, словари понятий, контурные карты) и рассматривались как средство, помогающее «лучшему усвоению и закреплению знаний по истории Древнего мира и Средних веков».

Неоценима помощь рабочих  тетрадей в изучении политических карикатур, плакатов, сатирических рисунков, словом, тех видов иллюстраций, которые в школьных учебниках истории представлены редко и невыразительно. В рабочих тетрадях ученики не просто рассматривают занимательные изображения, но и с помощью целенаправленных вопросов проникают в их смысл, открывают для себя новые источники исторических знаний, постигают события изнутри, во всей палитре противоречивых мнений и оценок их современников.

В настоящее время развивается  еще одно — и весьма перспективное — направление учебных пособий по истории — компьютерные программы. Их условно можно разделить на три основных группы: экзаменующие; обучающие; вспомогательные. Иногда к ним добавляют игровые программы и Mylty Media — систему программных и аппаратных средств для работы с CD-ROM, раскрывающую колоссальные звуковые и графические возможности компьютеров.

В качестве примера обучающей  программы можно назвать программу  «Мир древних греков», в которой  представлен уникальный пантеон древнегреческих богов и героев, отраженный в мифах и легендах. Цель программы — показать в обобщенном виде систему представлений эллинов о мире, богах, посмертной жизни; создать зрительный образ древней картины мира; систематизировать знания школьников и поддержать их интерес к изучению прошлого с помощью современных компьютерных технологий и игровых приемов учебной работы[3,С.195].

Для примера возьмем фрагмент урока по истории 6 класса на тему «Общественный строй Древней Руси», урок изучение нового материала. Возникновение древнерусской народности.

«Учитель: Обратимся к первому пункту плана: «Возникновение древнерусской народности» Вопрос классу: Как вы понимаете выражение «древнерусская народность»? Что оно означает? После ответов учащихся учитель уточняет данное понятие, после чего переходит к изложению учебного материала. Учитель: Чтобы понять, как возникла древнерусская народность, вспомним материал, который вы изучали на предшествующих уроках о восточных славянах, а также основные события, связанные с формированием и развитием государства Древняя Русь. Для этого обратимся к карте: В первой половине I тысячелетия н.э. славяне расселились на обширной территории Центральной, Южной и Восточной Европы, разделившись на три ветви. Западные славяне -  это предки поляков, чехов, словаков. Южные – болгар, сербов. Восточные – русских, белорусов, украинцев. К IX веку восточные славяне, расселившись на просторах Восточно-Европейской равнины, занимали обширную территорию. На севере она простиралась до реки Невы и Ладожского озера, на юге – до среднего течения Днепра. Западной границей восточнославянских земель стали Карпатские горы, восточной – глухие леса по реке Оке. Повесть временных лет называет нам около полтора десятка восточнославянских племен, живших на территории будущей Руси. На берегах Днепра жили поляне. Их главным городом был Киев, уже существовавший к IX в. К северу от полян, обитало племя северян. К западу от полян, на правом берегу Днепра жили Древляне. К северу древлян находились дреговичи. Их соседями были полочане, а ещё дальше на север – кривичи. На берегах Ильмень-озера и реки Волхов жили ильменские словене. В их земле возник город Новгород. На севере-востоке (в районе будущих городов Владимир и Москва) - вятичи. На юго-западе (в будущем Западной Украины) – уличи, тиверцы, волыняне. Как мы видим, в Восточно-Европейскую равнину населяли различные племена восточных славян. Вместе с тем их объединяли славянский язык, сходными были, и образ жизни, и способ ведения хозяйства».

Информация о работе Наглядный метод преподавания истории