Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:12, курсовая работа
Цель данной работы: изучить теоретическую основу программ обучения классической музыки в ДМШ и ОУ.
Задачи:
1.Определить значение музыкального образования учащихся ДМШ и ОУ.
2. Проанализировать данную литературу по теме.
3. Сравнить программы, используемые в работе.
4. Выявить наиболее эффективную программу.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формирование музыкального воспитания у дошкольников
1.1. Основы теории музыкального воспитания дошкольников, его значение и задачи……………………………………………………………………………....5
1. 2. Музыкальная деятельность дошкольников………………………………...8
Глава 2. Разбор программ по музыкальному воспитанию
2.1. Содержание некоторых программ по музыкальному воспитанию ……..22
2.2. Сравнительная характеристика программ………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………32
2.2. Сравнительная характеристика программ
Кратко мы рассмотрели три программы по музыкальному воспитанию дошкольников. Сравним их. Как уже говорилось, первые две программы во многом схожи между собой, но есть в них и отличия. В программе Н. А. Ветлугиной главной задачей является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки(пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах).Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели.
В программе О. П. Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа Радыновой, на мой взгляд, более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте), оно воспринимается им во всех гранях, следовательно, оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка - желтый цвет, бодрая музыка - красный цвет и т.д.).
Программа О. П. Радыновой в отличие от программы Н. А. Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Я считаю это правильным. Как показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. А у некоторых детей даже отбивает интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в форме занятий. Во второй программе форма занятий менее ограничена. Педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. У Н. А. Ветлугиной кроме того, что формы занятий ограничены только тремя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), они еще имеют строгую структуру - в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки).
Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как мне кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные. Эта программа отличается также большей вариативностью занятий. Педагог ограничен только темами блоков («Природа в музыке», «Сказка в музыке» и т.д.). Форму и структуру занятия педагог выбирает на свое усмотрение.
Таким образом, какую бы программу по музыкальному воспитанию не возьми – одна лучше другой. Нельзя сказать: эта программа «хорошая», эта «плохая», все они разработаны именно для работы в школах. Сколько преподавателей, столько и мнений, но все работы опираются на одну – «Программа музыка в школе» Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Заключение
Развитие музыкальных способностей - это действительно одна из главных задач музыкального воспитания детей. Задатки есть у каждого, но не каждый ими пользуется. Но всё же, кто ими пользуется, тот обращается к опытным преподавателям. Только преподаватель может правильно развить, научить и привить музыкальную культуру. Не важно, детский сад это, общеобразовательная школа или школа ДМШ.
Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка.
Какую бы мы программу по музыкальному воспитанию не взяли – одна лучше другой. Нельзя сказать: эта программа «хорошая», эта «плохая», все они разработаны именно для работы в школах. Сколько преподавателей, столько и мнений, но все работы опираются на одну – «Программа музыка в школе» Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Изучив данную работу, я пришёл к выводу, что пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий. Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.
На наш взгляд необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.
Список литературы
1. Баринова, М. Н. О развитии творческих способностей / Л.: 1961. – 241с.
2. Бекина, С. И. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984. – 154с.
3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981. – 232с.
4. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь. - М.: Просвещение, 1990. – 200с.
5. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2 / ред. - сост.
В. И. Руденко. - М.: 1980. – 164с.
6. Гейнрихс, И. Музыкальный слух и его развитие. - М.: 1978. – 150с.
7. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология. - М.: 1993. – 100с.
8. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В. И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1983. – 200с.
9. Жак – Далькрос, Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: лекции. - М.: 1922. – 264с.
10. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.: Просвещение, 1977. – 123с.
11. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. ред.
Н. А. Ветлугиной. - М.: 1982. – 234с.
12. Метлов, Н. А. Музыка – детям. - М.: Просвещение, 1985. – 128с.
13. Музыка – детям: сборник статей вып.1 / сост. Л. Михеева. - Л.: Музыка,
1970. – 156с.
14. Музыка - детям: сборник статей вып.3 / сост. Л. Михеева. - Л.: Музыка, 1976. – 120с.
15. Музыка – детям: сборник статей вып.4 / сост. Л. Михеева. - Л.: Музыка, 1981. – 230с.
16. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Просвещение, 1972. – 138с.
17. Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки, - М.: Просвещение, 1980. – 164с.
18. Науменко, Г. И. Фольклорная азбука. - М.: изд. центр «Академия», 1996. – 262с.
19. Петрушин, В. И. Музыкальная психология. - М.: Просвещение, 1997. – 300с.
20. Радынова О. П., Катинене А. И., Полавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под. ред. О. П. Радыновой. - М.: Просвещение, Владос, 1994. – 253с.
21. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5-й год жизни) / под ред. К. В. Тарасовой. - М.: Просвещение, 2000. – 200с.
22. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред. К. В. Тарасовой. - М.: Просвещение, 1998. – 150с.
23. Тарасов, Г. С. Педагогика в системе музыкального образования. - М.: Просвещение, 1986. – 152с.
24. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.: Л., 1977. – 372с.
25. Теплов, Б. М. Психология индивидуальных различий / избр. труды 2 т. - М.: Просвещение, 1985. – 275с.
26. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. - М.: изд. центр «Академия», 1996. – 126с.
27. Халабузарь, П., Попов, В., Добровольская, Н. Методика музыкльного воспитания. - М.: Просвещение, 1989. – 293с.
Информация о работе Разработка программ. Методы преподавания классической музыки