Психолого-педагогическая работа воспитателя с детьми дошкольного возраста. Профилактика и коррекция эмоциональных проявлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы определила цель работы: изучить психолого-педагогические особенности страха и тревоги у детей дошкольного возраста.
Объект- эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет- эмоциональные проявления (страх и тревога) у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
3
1 теоретические аспекты тревоги и страха у детей дошкольного возраста

1.1 Содержание понятия «страх», виды и классификация.
5
1.2 Содержание понятия «тревога», классификация и формы.

1.3 Причины возникновения страха и тревоги, их отличия
16
1.4 Характеристика эмоциональных проявлений у детей дошкольного возраста
24
2 Психолого-педагогическая работа ВОСПИТАТЕЛЯ с детьми дошкольного возраста. профилактика и коррекция эмоциональных проявлений

2.1 Характеристика психолого-педагогической работы
29
2.2 Технология профилактики и коррекции детских страхов
30
2.3 Упражнения на преодоления страха и тревоги у детей дошкольного возраста
35
2.4 Правила работы с тревожными детьми
40

Заключение

43
Список литературы
44

Файлы: 1 файл

страх и тревоги ребенка, их отличия причины и псих-пед работа с ними-дошк педаг.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

 

Таким образом, важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.

 

Заключение

 

В заключение следуют выводы.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (страх, боль,  тревога, болезнь, конфликты).

От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать, или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.  

И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. 

Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка. 

У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Предложенная в данном исследовании психолого-педагогическая работа направлена на укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста и ориентирована на решение некоторых проблем в развитии ребенка.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал. – 1992. - №5.
  2. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.
  3. Введение в психологию / Под. ред. А.В.Петровского – М.: Академия, 1998.
  4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.
  5. Гонкова–Ямпольская Р.В., Черток Т.Л.  Воспитателю о ребенке дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1987. – 187 с.
  6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. – М.: «Русский язык», 1982.
  7. Дубровина И.В. Данилова Е.Е. Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений. Под. ред. Дубровиной И.В. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  8. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 1998.
  9. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С.20-27.
  10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – 448 с.
  11. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.– 112 с.
  12. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
  13. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. - № 9. – С. 22 – 24.
  14. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
  15.   Мэй Р. Смысл тревоги. М., «Класс», 2001.
  16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 576 с.
  17. Овчарова Р.В.  Практическая психология - М.: Т.Ц.  «Сфера»,  1996-337 с.
  18. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Л.В.Кузнецова, Л.И.Солнцева и др.; под. ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
  19. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и образование.- 1998.- №2.
  20. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.
  21. Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 604 с.
  22. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 384 с.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПБ: Питер, 2003. – 713 с.
  24. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. – 430 с.
  25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. – 332 с.
  26. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. – с. 342.
  27. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. – М.: Знание, 1981. – 192 с.
  28. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1987. – 264 с.
  29. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. - №4. – С. 12 - 16.
  30. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.

 

1 Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. – с. 342.

2 Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – с.71.

3 Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. –  с.218.

4 Гонкова–Ямпольская Р.В., Черток Т.Л.  Воспитателю о ребенке дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1987. – с. 305.

5 Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – с.165.

6 Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карненко. Ред. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: Политиздат, 1985. –с.570.

7 Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. - №4. – С. 12 .

8 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995.-с.504.

9 Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. –с.352.

10 Овчарова Р.В.  Практическая психология - М.: Т.Ц.  «Сфера»,  1996-– с.312.

11 Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. –  с. 457

12 Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – с. 247.

13 Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – с. 247.

14 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000-с.230.

15 Мэй Р. Смысл тревоги. М., «Класс», 2001.-с.47.

16 Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.-с.17

17 Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. – М.: Знание, 1981.-с.11.

18 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995.-с.41

19 Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1987.-с.26

20 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПБ: Питер, 2003.

21 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПБ: Питер, 2003.

22 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПБ: Питер, 2003.

23 Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

24 Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.-с.65.

 

25 Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал. – 1992. - №5.

 

26 Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и образование.- 1998.- №2.

 

27 Введение в психологию. / Под. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1998.-с.139.

28 Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.-с.62.

29 Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

30 Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000.-с.156.

31 Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. – М.: Знание, 1981. –с.29.

32 Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. - № 9.

33 Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.

34 Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.-с.43

35 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997.-с.32

36 Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001-с.124

37 Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. - №4. – с. 14

38 Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. - № 9. – с. 22

39 Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. - № 9. – С. 22

40 Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и образование.- 1998.- №2.-с.57

 


Информация о работе Психолого-педагогическая работа воспитателя с детьми дошкольного возраста. Профилактика и коррекция эмоциональных проявлений