Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа
Актуальность исследования проблемы определила цель работы: изучить психолого-педагогические особенности страха и тревоги у детей дошкольного возраста.
Объект- эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет- эмоциональные проявления (страх и тревога) у детей дошкольного возраста.
Введение
3
1 теоретические аспекты тревоги и страха у детей дошкольного возраста
1.1 Содержание понятия «страх», виды и классификация.
5
1.2 Содержание понятия «тревога», классификация и формы.
1.3 Причины возникновения страха и тревоги, их отличия
16
1.4 Характеристика эмоциональных проявлений у детей дошкольного возраста
24
2 Психолого-педагогическая работа ВОСПИТАТЕЛЯ с детьми дошкольного возраста. профилактика и коррекция эмоциональных проявлений
2.1 Характеристика психолого-педагогической работы
29
2.2 Технология профилактики и коррекции детских страхов
30
2.3 Упражнения на преодоления страха и тревоги у детей дошкольного возраста
35
2.4 Правила работы с тревожными детьми
40
Заключение
43
Список литературы
44
Таким образом, важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.
Заключение
В заключение следуют выводы.
Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (страх, боль, тревога, болезнь, конфликты).
От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать, или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.
И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.
Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.
У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
Предложенная в данном исследовании психолого-педагогическая работа направлена на укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста и ориентирована на решение некоторых проблем в развитии ребенка.
Список использованной литературы
1 Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. – с. 342.
2 Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – с.71.
3 Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – с.218.
4 Гонкова–Ямпольская Р.В., Черток Т.Л. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1987. – с. 305.
5 Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – с.165.
6 Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карненко. Ред. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: Политиздат, 1985. –с.570.
7 Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. - №4. – С. 12 .
8 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995.-с.504.
9 Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. –с.352.
10 Овчарова Р.В. Практическая психология - М.: Т.Ц. «Сфера», 1996-– с.312.
11 Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – с. 457
12 Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – с. 247.
13 Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – с. 247.
14 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000-с.230.
15 Мэй Р. Смысл тревоги. М., «Класс», 2001.-с.47.
16 Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.-с.17
17 Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. – М.: Знание, 1981.-с.11.
18 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995.-с.41
19 Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1987.-с.26
20 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПБ: Питер, 2003.
21 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПБ: Питер, 2003.
22 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПБ: Питер, 2003.
23 Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.
24 Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.-с.65.
25 Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал. – 1992. - №5.
26 Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и образование.- 1998.- №2.
27 Введение в психологию. / Под. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1998.-с.139.
28 Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.-с.62.
29 Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
30 Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000.-с.156.
31 Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. – М.: Знание, 1981. –с.29.
32 Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. - № 9.
33 Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.
34 Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.-с.43
35 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997.-с.32
36 Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001-с.124
37 Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. - №4. – с. 14
38 Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. - № 9. – с. 22
39 Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. - № 9. – С. 22
40 Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Психологическая наука и образование.- 1998.- №2.-с.57