Психолого-педагогическая работа воспитателя с детьми дошкольного возраста. Профилактика и коррекция эмоциональных проявлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы определила цель работы: изучить психолого-педагогические особенности страха и тревоги у детей дошкольного возраста.
Объект- эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет- эмоциональные проявления (страх и тревога) у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
3
1 теоретические аспекты тревоги и страха у детей дошкольного возраста

1.1 Содержание понятия «страх», виды и классификация.
5
1.2 Содержание понятия «тревога», классификация и формы.

1.3 Причины возникновения страха и тревоги, их отличия
16
1.4 Характеристика эмоциональных проявлений у детей дошкольного возраста
24
2 Психолого-педагогическая работа ВОСПИТАТЕЛЯ с детьми дошкольного возраста. профилактика и коррекция эмоциональных проявлений

2.1 Характеристика психолого-педагогической работы
29
2.2 Технология профилактики и коррекции детских страхов
30
2.3 Упражнения на преодоления страха и тревоги у детей дошкольного возраста
35
2.4 Правила работы с тревожными детьми
40

Заключение

43
Список литературы
44

Файлы: 1 файл

страх и тревоги ребенка, их отличия причины и псих-пед работа с ними-дошк педаг.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Ролло Мэй[11] определял тревогу как «субъективное состояние личности, понимающей, что ее существование может быть разрушено, что она может превратиться в ничто». Он выделял два вида тревоги нормальную и невротическую15.

А.М. Прихожан[12] указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента16.

В.В. Суворова определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. Она относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект17.

По определению Р. С. Немова[13], «тревожность – постоянно или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»18.

Карен Хорни - тревожность является неотъемлемым компонентом психики. Она считала, что тревожность формируется в самых ранних отношениях с родителями. В случае, если родители недостаточно внимательны к ребёнку, проявляют к нему недостаточно любви и заботы, у ребёнка возникает враждебное отношение к ним. Это отношение ребенок вынужден вытеснять, так как он зависим от них. Позже эти подавленные чувства негодования и враждебности распространяются на отношения с другими людьми.

Также Хорни выделяла в своей концепции «базальную тревогу»- это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности19.

Рассмотрение тревожности как предмета психологического исследования берет начало в психоанализе Зигмунда Фрейда. Изначально он предположил, что тревога является следствием неадекватной разрядки энергии либидо. Позже Фрейд пересмотрел это предположение и пришел к выводу, что тревога является функцией Эго и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать20.

В своих работах Вильгельм Райх расширил психодинамическую теорию Фрейда, включив в нее, помимо либидо, все основные биологические и психологические процессы. Райх рассматривал удовольствия, как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир. Тревожность же понималась им, как препятствие контакта этой энергии с внешним миром, возвращение ее внутрь, что вызывает “мышечные зажимы”, искажает и разрушает естественное чувствование, в частности сексуальное. Райх внес в описание феноменологии тревожности важный аспект - ригидность и мышечная зажатость, отказ от выполнения действия путем блокады телесных органов21.

Центральная категория теории Адлера - комплекс неполноценности – также вбирает в себя тревожность. Тревожность возникает в связи с необходимостью восстановить утраченное социальное чувство (чувство единства с социумом), когда социальное окружение ставит перед индивидом задачи. Даже в том случае, если задача очень проста она воспринимается им как проверка полноценности, что приводит к чрезмерному эмоциональному реагированию на нее, излишнему напряжению при её решении22.

Все авторы рассматривают тревожность по-разному, но можно придти к общему выводу, что тревожность- это состояние опасения, беспокойства, испытываемое человеком в условиях ожидания неприятностей. Обычно тревожность ведет к возникновению защитных реакций.

 

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности23:

    • ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

    • личностная тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

А.М. Прихожан[11] выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных с24:

    • процессом обучения – учебная тревожность;
    • представлениями о себе – самооценочная тревожность;
    • общением – межличностная тревожность.[7]

Зигмунд Фрейд говорил о наличии двух видов тревоги первичной и сигнальной. Каждый из этих видов есть ответ Эго на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения.

При этом сигнальная тревога есть сторожевой механизм, предупреждающий ЭГО о надвигающейся угрозе его равновесию. Первичная тревога – предупреждает эмоцию, сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги - не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (защиты), поэтому её можно рассматривать как направленную вовнутрь форму бдительности.

Фрейд выделял следующие типы тревоги:

Реалистическая - является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном проявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективно справиться с источником опасности. Переходя во внутренний план в процессе формирования личности, она служит основой для двух типов тревожности, которые различаются по характеру осознания.

Невротическая тревога обусловлена боязнью оказаться неспособным контролировать свои внутренние побуждения, и является видоизмененной формой реалистической тревожности, когда страх перед внешним наказанием не обусловлен объективной ситуацией.

Моральная тревога возникает, когда безнравственные побуждения блокируются воспринятыми индивидом социальными и культурными нормами. Факт возникновения таких побуждений вызывает самообвинение (чувства стыда и вины, вплоть до ненависти к себе).

К числу других видов тревоги, описанных в психоанализе относятся25:

а) кастрационная тревога, вызываемая реальными или воображаемыми угрозами по отношению к сексуальной функции;

б) сепарационная тревога, вызываемая угрозой разлучения с объектами, ощущаемыми как необходимые для выживания;

в) депрессивная тревога, спровоцированная страхом собственной враждебности к «хорошим объектам»;

г) параноидная тревога (преследования), в основе которой лежит страх перед нападением со стороны «плохих объектов»;

д) объективная тревога, при которой страх вызывается реальной внешней угрозой;

е) невротическая тревога - термин, охватывающий все перечисленные выше виды тревоги, за исключением объективной, т.е. а) и б) по контрасту с в) и г), которые охватываются случаем ж);

ж) психотическая тревога, которая иногда относится к угрозам собственной идентичности.

 

Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.

А.М.Прихожан[11] выделяет такие формы тревожности26:

Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:

- как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;

- регулируемая  и компенсируемая тревожность, которая  может использоваться в качестве  стимула для выполнения соответствующей  деятельности, что, впрочем, возможно  преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;

- культивируемая  тревожность, связанная с поиском  «вторичных выгод» от собственной  тревожности, что требует определенной  личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется  только в подростковом возрасте).

Скрытая тревожность - в разной степени несознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и тд.):

- неадекватное  спокойствие (реакции по принципу  «У меня все в порядке!», связанные  с компенсаторно-защитной попыткой  поддержать самооценку; низкая самооценка  в сознание не допускается);

- уход из ситуации.

Также можно выделить «замаскированную тревожность». «Масками» тревожности называются такие формы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги).

 

1.3 Причины возникновения страха и тревоги, их отличия

Страх  и тревога - два  понятия,  объединяемые  одними  и  разделяемыми 
другими авторами. На наш взгляд, в страхе и тревоге есть общий  компонент  в 
виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства  безопасности.  Если продолжить  общую линию,  то тревогу можно сравнить с глубоко запрятанным страхом диффузного характера.

Тревога как предчувствие опасности, неопределенное чувство беспокойства наиболее  часто  проявляется в  ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и  которое  может угрожать  своими неприятными последствиями.

Тревога имеет  своим мотивом  антиципацию (предвосхищение) неприятности и  в своей  рациональной  основе  содержит  опасения  по  поводу  возможности  ее появления. Как показывают наблюдения, тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга,  к тому же повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих. В связи  с этим тревога  выступает и  как пропитанное беспокойством  чувство ответственности за жизнь и благополучие себя и близких лиц.

Условно различия между тревогой  и страхом можно представить  следующим образом: 1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на нее; 2) тревога-скорее  предчувствие, а страх  - чувство  опасности; 3) тревога  обладает  в большей степени возбуждающим, а страх  - тормозящим воздействием на психику. Тревога  более  характерна  для лиц с  холерическим, страх -  флегматическим темпераментом; 4)  стимулы  тревоги  имеют  более  общий,  неопределенный  и абстрактный  характер,  страх -  более определенный  и  конкретный,  образуя психологически  замкнутое  пространство; 5) тревога  как ожидание  опасности проецирована  в  будущее,  страх как воспоминание об опасности  имеет  своим источником главным образом прошлый  травмирующий опыт;  6) несмотря на  свою неопределенность, тревога  в  большей степени  рациональный (когнитивный), а страх  -  эмоциональный,  иррациональный  феномен.  Соответственно,  тревога скорее левополушарный,  а  страх  -  правополушарный  феномен; 7) тревога  - социально,  а  страх  -  инстинктивно   обусловленные   формы   психического реагирования при наличии угрозы.

Представленные  различия  отражают два  гипотетических полюса тревоги и страха  и  не учитывают  переходных  состояний. 

Следует помнить об относительно ведущей роли 
тревоги или страха - они имеют одну и ту же  основу в виде чувства  беспокойства.  Последнее  в зависимости  от  психической  структуры 
личности, жизненного опыта  и  обстоятельств может  приобретать значение как тревоги, так и страха.

Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности27.

Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта   (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Не гладь – укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего – ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации28.

Информация о работе Психолого-педагогическая работа воспитателя с детьми дошкольного возраста. Профилактика и коррекция эмоциональных проявлений