Психолого-педагогическая работа воспитателя с детьми дошкольного возраста. Профилактика и коррекция эмоциональных проявлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы определила цель работы: изучить психолого-педагогические особенности страха и тревоги у детей дошкольного возраста.
Объект- эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет- эмоциональные проявления (страх и тревога) у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
3
1 теоретические аспекты тревоги и страха у детей дошкольного возраста

1.1 Содержание понятия «страх», виды и классификация.
5
1.2 Содержание понятия «тревога», классификация и формы.

1.3 Причины возникновения страха и тревоги, их отличия
16
1.4 Характеристика эмоциональных проявлений у детей дошкольного возраста
24
2 Психолого-педагогическая работа ВОСПИТАТЕЛЯ с детьми дошкольного возраста. профилактика и коррекция эмоциональных проявлений

2.1 Характеристика психолого-педагогической работы
29
2.2 Технология профилактики и коррекции детских страхов
30
2.3 Упражнения на преодоления страха и тревоги у детей дошкольного возраста
35
2.4 Правила работы с тревожными детьми
40

Заключение

43
Список литературы
44

Файлы: 1 файл

страх и тревоги ребенка, их отличия причины и псих-пед работа с ними-дошк педаг.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

В целях профилактики следует проводить работу с родителями. Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.

Индивидуальные беседы на темы: «Способы наказания ребёнка» и «Как помочь ребёнку преодолеть страхи».

Работа с родителями должна быть направлена не только на профилактику возможных нарушений, но и в некотором роде на  коррекцию неправильных, травмирующих ребёнка стилей воспитания.

Главная цель работы – обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку.

В ходе беседы родителей знакомят с приемлемыми способами наказания ребёнка. Предлагают компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.

На родительском собрании родителей знакомят с результатами исследования страхов их детей. Озвучивают возможные причины возникновения страхов. Также даются рекомендации родителям, как помочь своему ребёнку избавиться от страхов и что нужно для этого делать.

Подобранный комплекс методик способствует снижению количества страхов у детей дошкольного возраста, посредством изживания у детей переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира.

 

2.3 Упражнения на преодоления страха и тревоги у детей дошкольного возраста

Предлагаем несколько упражнений.

1. Упражнения с целью знакомства участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Упражнение «Росточек под солнцем». Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Упражнение  «Доброе утро». Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть.

Упражнение «Что я люблю?». Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

Упражнение «Качели». Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

Упражнение  «Угадай по голосу». Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить,  кто вышел из комнаты, и описать его.

Упражнение «Лягушки на болоте». Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

2. Упражнения на раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

Игра «Моё имя». Психолог задаёт вопросы, дети по кругу отвечают: Тебе нравится твоё имя? Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?

При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.

Психолог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий и т.д.

Игра «Разведчики». Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведет, запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

Рисование самого себя. Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах: в зелёном - такими какими они представляются себе; в голубом – какими они хотят быть; в красном – какими их видят друзья.

 Упражнение «Доверяющее падение». Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

3. Упражнения на осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Упражнение «Возьми и передай». Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Упражнение «Превращения». Психолог предлагает детям: нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек; позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч; испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда; улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

Упражнение «Закончи предложение». Детям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

4. Упражнения на осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Игра «На что похоже моё настроение?». Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе».

Упражнение «Ласковый мелок». Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

 Рисование на тему «Автопортрет». Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

5. Упражнения на стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Упражнение «Петушиные бои». Дети разбиваются на пары – петушки. Они, стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

Упражнение «Расскажи свой страх». Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.

Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким…». Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

Упражнение «Чужие рисунки». Детям по очереди показывают рисунки «страхов», только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь.

6. Упражнения на  преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Упражнение «Смелые ребята». Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь, меня бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.

Упражнение «Азбука страхов». Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

Упражнение «Страшная сказка по кругу». Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

Упражнение «На лесной полянке». Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания  соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью).

Упражнение «Прогони Бабу – Ягу». Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.

Упражнение «Я тебя не боюсь». Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: «Я тебя не боюсь!».

7. Упражнения на развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.». Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

Упражнение «Неопределённые фигуры». Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.

Игра «Тропинка». Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия: «Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д.

8. Упражнения на формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Игра «Сказочная шкатулка». Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите, какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.

Упражнение «Конкурс боюсек». Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно: « Я….. этого не боюсь!».

Рисование на тему «Волшебные зеркала». Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом - маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным. После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

9. Упражнения на снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.

Игра «Путаница». Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

Игра «Кораблик». Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Упражнение «Кони и всадники». Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в «коня», другой во «всадника». «Коням» завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача «коня» - бегать быстрее, а задача «всадника» – не допускать столкновения с другими конями.

Упражнение «Волшебный сон». Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог. Затем рисуем то, что увидели во сне.

Упражнение «Волшебники». Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывают кисти рук.

10. Упражнения на освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Упражнение «Неоконченные предложения». Детям предлагается предложения, которые нужно закончить: «Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю…»,  «В меня верят…», «Обо мне заботятся…».

Игра «Комплименты». Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе….». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!». Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

Упражнение «В лучах солнышка». Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показал на занятиях.

 

2.4 Правила работы с тревожными детьми

Воспитатели  дошкольных учреждений должны:

  • Не привлекать тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера.
  • Не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.).
  • Хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения.
  • Не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть  он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники).
  • Использовать в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им.
  • Закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку.
  • Попросить ребенка быть помощником, давать ему «почетные» обязанности.
  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми, особенно, если кто-то лучше.
  • Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Использовать наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижать ребенка, наказывая его.
  • Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну, ничего, в следующий раз получится…) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
  • Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю…).
  • Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
  • Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…).
  • Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
  • Не торопить! Давать время сообразить.
  • Когда торопится, останавливать, успокаивать.
  • При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Чаще используйте телесный контакт.
  • Упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Информация о работе Психолого-педагогическая работа воспитателя с детьми дошкольного возраста. Профилактика и коррекция эмоциональных проявлений