Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа
Цель – проанализировать психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости.
Задачи:
изучить в научной литературе теории и концепции по проблеме исследования;
проанализировать исследования в современной науке природы предпосылок и установок вступления в брак;
изучить теоретическое обоснование понятия готовности вступления в брак в современной науке;
исследовать особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости;
провести эмпирическое и диагностическое исследование;
разработать типологию готовности вступления в брак, рекомендации для работы педагога-психолога с девушками ранней взрослости;
подтвердить или опровергнуть гипотезу;
сформулировать выводы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Исследование в современной науке проблемы психологической готовности вступления в брак……………………………………………………..6
1. 1. Понятие брака и семьи……………………………………………………...6
1.2. Понятие готовности вступления в брак…………………………………..10
1. 3. Особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости……………………………………………………………………….16
Глава II. Практическое исследование психологической готовности вступления в брак девушек ранней взрослости………………………………………...23
2. 1. Характеристика респондентов, цели и задачи исследования…………...23
2. 2. Эмпирическое и диагностическое исследование. Разработка типологии готовности вступления в брак.………………………………………………….25
2. 3. Рекомендации для работы педагога-психолога с данной возрастной
группой…………………………………………………………………..............38
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения...……………………………………………………………………46
Приложение 1
Анкета
1) Как вы относитесь к браку?
а) положительно
б) отрицательно
в)
пока не думала об этом
г) затрудняюсь ответить
2) Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в ВУЗе?
а) да, это нормально
б) нет, брак мешает учебе
в) может быть
г) не знаю
3) В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?
а) от 16-18 лет
б) от 18-20 лет
в) от 20-30 лет
г) от 30 и старше
4) Как относитесь к браку с разными национальностями?
а) это меня не интересует
б) так нельзя
в) для меня нет разницы, а родители против
г) затрудняюсь ответить
5) Для вас имеет значение социальное положение вашей половины?
а) да
б) нет
в) может быть, это и лучше, но
вообще, нет
г) не знаю
6) На каком социальном уровне должен быть мужчина, чтобы привлечь к себе внимание?
а) студент
б) служащий
в) интеллигент
г) бизнесмен
д) не имеет значение
7) Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18лет)?
а) нормально
б) нормально, но это ненадолго
в) отрицательно
г) затрудняюсь ответить
8) Хотите ли вы вообще вступать в брак?
а) да
б) да, но сначала доучусь
в) не знаю
г) нет
9) Кто, по-вашему мнению, должен быть главой семьи?
а) мужчина
б) женщина
в) совместно
г) не думала об этом
10) Кто в семье должен зарабатывать деньги?
а) мужчина
б) женщина
в) оба
г) по обстоятельствам
Приложение 2
Методика «Опросник Лири»
Авторы Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек.
Методика дает возможность определять такие особенности личности, как «доминирование» и «подчинение», играющие важную роль при принятии решения с опорой на собственное мнение или на подчинение мнению других.
Выделены 8 шкал (октант):
1) тенденция к лидерству — властность — деспотизм (авторитарный тип);
2) уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность (эгоистический тип);
3) требовательность — непримиримость — жестокость {агрессивный тип);
4) скептицизм — упрямство — негативизм (подозрительный тип);
5) уступчивость
— кротость — пассивная
6) доверчивость — послушность — зависимость (зависимый тип);
7) добросердечие
— несамостоятельность —
8) отзывчивость — бескорыстие — жертвенность (альтруистический тип). Инструкция
Ряд утверждений, располагаемых в произвольном порядке, могут быть предъявлены либо списком, либо на отдельных карточках. Респонденту предлагается решить, относится то или иное утверждение к нему.
После того как
испытуемый оценит себя и заполнит
сетку регистрационного листа, подсчитываются
баллы по 8-ми вариантам межличностного
взаимодействия. Для этого используется
Ключ, с помощью которого выделяются блоки
по 16 номеров в каждом, формирующие
8 октантов.
I октант: вопросы 1 – 4, 33 – 36, 65 - 68, 97 – 100;
II октант: вопросы 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 –
104;
III октант: вопросы 9 –12, 41 – 44, 73 – 76, 105
– 108;
IV октант: вопросы 13 – 16, 45 –48, 77 – 80, 109
– 112;
V октант: вопросы 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113
–116;
VI октант: вопросы 21 – 24, 53 –56, 85 –88, 117 –120;
VII октант: вопросы 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121
– 124;
VIII октант: вопросы 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125
– 128.
Количество зачеркнутых испытуемым номеров
в каждом блоке вносится в таблицу количественных
результатов соответственно каждому октанту,
отражающему тот или иной вариант стиля
межличностного поведения. Варианты эти
таковы.
I. Властный-лидирующий. Умеренные показатели (до 8
баллов включительно) отражают уверенность
в себе, умение быть хорошим наставником
и организатором, свойства руководителя.
При более высоких баллах (до 12 баллов)
— нетерпимость к критике, переоценку
.собственных возможностей, при баллах
выше 12 — дидактический стиль высказываний,
императивную потребность командовать
другими, черты деспотизма.
II. Независимый-доминирующий. Выявляет стиль межличностных
отношений от уверенного, независимого,
соперничающего (при умеренных показателях
в пределах 8-ми баллов) до самодовольного,
нарциссического, с выраженным чувством
собственного превосходства над окружающими
(9-12 баллов), с тенденцией иметь особое
мнение, отличное от мнения большинства,
и занимать обособленную позицию в группе
— выше 12.
III. Прямолинейный-агрессивный. В зависимости от степени выраженности
показателей этот октант отражает искренность,
непосредственность, прямолинейность,
настойчивость в достижении цели (умеренные
баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие,
несдержанность и вспыльчивость (высокие
баллы).
IV. Недоверчивый-скептический. Для этого стиля межличностного
поведения характерны реалистичность
базы суждений и поступков, скептицизм
и неконформность (до 8 баллов), которые
перерастают в крайне обидчивый и недоверчивый
модус отношения к окружающим с выраженной
склонностью к критицизму, с недовольством
другими и подозрительностью (при показателях
12-16 баллов).
V. Покорный-застенчивый. Отражает такие особенности
межличностного поведения как скромность,
застенчивость, склонность брать на себя
чужие обязанности. При высоких показателях
— полная покорность, повышенное чувство
вины, самоуничижение.
VI. Зависимый-послушный. При умеренных показателях
— потребность в помощи и доверии со стороны
окружающих, в их признании. При высоких
показателях — сверхконформность, полная
зависимость от мнения окружающих.
VII. Сотрудничающий-конвенциальный. Выявляет стиль межличностных
отношений, свойственный лицам, стремящимся
к тесному сотрудничеству с референтной
группой, к дружелюбным отношениям с окружающими.
Избыточность степени выраженности данного
стиля проявляется компромиссным поведением,
несдержанностью в излияниях своего дружелюбия
по отношению к окружающим, стремлением
подчеркнуть свою причастность к интересам
большинства.
VIII. Ответственный-великодушный. Этот вариант межличностного
поведения проявляется выраженной готовностью
помогать окружающим, развитым чувством
ответственности (до 8 баллов). Высокие
баллы свидетельствуют о мягкосердечности,
сверхобязательности, гиперсоциальности
установок, подчеркнутом альтруизме.
Количественные показатели по каждому
из октантов — от 0 до 16 — откладываются
на соответствующей номеру октанта ординате,
каждая из которых размечена дугами; расстояние
между дугами равно четырем единицам (то
есть, дуги пересекают ординаты в точках,
соответствующих 4, 8, 12 и 16 баллам). На уровне,
соответствующем полученным баллам по
каждому октанту, проводится дуга. Отделенная
дугой внутренняя часть октанта заштриховывается.
После того, как отмечены все полученные
при обследовании результаты и заштрихована
внутренняя, центральная часть круга психограммы
до уровня, очерченного дугами, получается
некое подобие «веера». Максимально заштрихованные
октанты (то есть те, по которым баллы оказались
высокими) соответствуют преобладающему
стилю поведения данного индивида в межличностных
отношениях. Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны
гармоничным личностям.
Показатели, превышающие 8 баллов (до 12),
свидетельствуют об акцентуации свойств,
выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие
уровня 14-16, свидетельствуют о выраженных
трудностях социальной адаптации. Низкие
показатели по всем октантам (0-3 балла)
могут быть результатом скрытности и неоткровенности
испытуемого. Если в психограмме нет октантов,
заштрихованных выше 4-х баллов, то данные
сомнительны в плане их достоверности:
испытуемый не захотел оценить себя откровенно.
Первые четыре типа межличностных отношений
— I, II, III и IV — характеризуются преобладанием
неконформных тенденций, из них III, IV —
склонностью к дизъюнктивным (конфликтным)
проявлениям, а I и II— большей независимостью
мнения, упорством в отстаивании собственной
точки зрения, тенденцией к лидерству
и доминированию. Другие четыре октанта
— V, VI, VII и VIII — дают противоположную картину:
подчиняемость, неуверенность в себе и
конформность (V и VI), склонность к компромиссам,
конгруэнтность и ответственность в контактах
с окружающими (VII и VIII).
Интерпретация данных ДМО в основном должна
ориентироваться на преобладание одних
показателей над другими, и в меньшей степени
— на абсолютные величины. Приведенные
ниже формулы, по мнению Т. Лири, позволяют
вычислить индекс доминантности (вектор
V):
V == I - V + 0,7 [(II + VIII) - (VI + IV)]
и индекс доброжелательности (вектор G):
G== VII- III + 0,7 [(VIII + VII) - (IV + II)].
Результат, отклоняющийся от 1.0 как в положительную,
так и в отрицательную сторону выявляет
преобладающие тенденции. Однако применение
формул обедняет интерпретацию отдельного
исследования. Наш опыт показывает, что
они более информативны при обобщении
данных многочисленных исследований.