Психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проанализировать психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости.
Задачи:
изучить в научной литературе теории и концепции по проблеме исследования;
проанализировать исследования в современной науке природы предпосылок и установок вступления в брак;
изучить теоретическое обоснование понятия готовности вступления в брак в современной науке;
исследовать особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости;
провести эмпирическое и диагностическое исследование;
разработать типологию готовности вступления в брак, рекомендации для работы педагога-психолога с девушками ранней взрослости;
подтвердить или опровергнуть гипотезу;
сформулировать выводы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Исследование в современной науке проблемы психологической готовности вступления в брак……………………………………………………..6
1. 1. Понятие брака и семьи……………………………………………………...6
1.2. Понятие готовности вступления в брак…………………………………..10
1. 3. Особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости……………………………………………………………………….16

Глава II. Практическое исследование психологической готовности вступления в брак девушек ранней взрослости………………………………………...23
2. 1. Характеристика респондентов, цели и задачи исследования…………...23
2. 2. Эмпирическое и диагностическое исследование. Разработка типологии готовности вступления в брак.………………………………………………….25
2. 3. Рекомендации для работы педагога-психолога с данной возрастной
группой…………………………………………………………………..............38
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения...……………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Тимофеева.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

имени В. Г. Короленко»

 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ТЕМА: Психологические особенности готовности

вступления в брак девушек ранней взрослости

 

 

 

 Студентки  2. 927 группы

                                                                                          О. В. Тимофеевой

 

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                     К. пс. н., доцент кафедры

                                                                                    психологии С. Т. Губина

 

 

 

Глазов 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Исследование в современной науке проблемы психологической готовности вступления в брак……………………………………………………..6

1. 1. Понятие брака и семьи……………………………………………………...6

1.2. Понятие готовности вступления в брак…………………………………..10

1. 3. Особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости……………………………………………………………………….16

 

Глава II. Практическое исследование психологической готовности вступления в брак девушек ранней взрослости………………………………………...23

2. 1. Характеристика респондентов, цели и задачи исследования…………...23

2. 2. Эмпирическое и диагностическое исследование. Разработка типологии готовности вступления в брак.………………………………………………….25

2. 3. Рекомендации для работы педагога-психолога с данной возрастной

 группой…………………………………………………………………..............38

Заключение………………………………………………………………………40

Список литературы………………………………………………………………43

Приложения...……………………………………………………………………46

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Тема исследования психологических особенностей готовности вступления в брак девушек ранней взрослости выбрана не случайно. Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодых людей не воспитывается истинное уважение к институту семьи, нет осведомленности в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.

Об актуальности темы данного исследования свидетельствуют  многочисленные теоретические работы зарубежных и отечественных авторов, посвященных вопросам семьи и брака. Данной проблемой занимались В.Н. Дружинин, С.В. Ковалев, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнайдер.

В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы. Но сейчас такое время, когда  большинство молодых людей вступают в брак, не обдумав своё решение настолько серьёзно, насколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и  делают это без согласия  родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.

Брак и семья  в представлении отдельных людей  все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Таким образом, подготовка к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.

Объект –  готовность вступления в брак.

Предмет – психологические  особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости.

Цель – проанализировать психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости.

Гипотеза – психологическая готовность к браку не зависит от биологического возраста.

Задачи:

  1. изучить в научной литературе теории и концепции по проблеме исследования;
  2. проанализировать исследования в современной науке природы предпосылок и установок вступления в брак;
  3. изучить теоретическое обоснование понятия готовности вступления в брак  в современной науке;
  4. исследовать особенности проявления готовности вступления в брак девушек ранней взрослости;
  5. провести эмпирическое и диагностическое исследование;
  6. разработать типологию готовности вступления в брак, рекомендации для работы педагога-психолога с девушками ранней взрослости;
  7. подтвердить или опровергнуть гипотезу;
  8. сформулировать выводы.

Методы исследования:

1)   теоретические методы: анализ, синтез научной литературы;

2)   эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкета;

3)   диагностические методы: тестирование.

     Выборку  для нашего исследования составили  24 девушки в возрасте 20-22 лет, не состоящих в браке.

Структура  работы: курсовая состоит из двух глав и  шести параграфов. Библиографический список состоит из 36 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Исследование в современной науке  проблемы психологической готовности вступления в брак

1. 1. Исследования  в современной науке природы  предпосылок и установок вступления в брак

Брак является общественным механизмом, предназначенным  для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

1. Регулирование  личных половых отношений. 

2. Регулирование  передачи и получения наследства, правопреемства и общественного  порядка, что является его более древней и изначальной функцией [1, 45].

Термины «брак» и «семья» как в обыденной  речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом. Это правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья - не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи [1, 23].

«Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу» [33, 75].

Брачная форма  регулирования отношений между  представителями различных половых групп появилась не сразу. В глубочайшей древности при формировании человека, на первых стадиях процесса превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями. Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада, и наоборот, каждый мужчина – каждой женщине [19, 211].

Супружеству и  семье посвящены тысячи книг и  научных исследований. Еще античные мыслители уделяли внимание этой проблеме. Платон, например, считал, что женщины должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же как и они овладевать воинскими навыками. У него можно, как отмечает В.Н. Дружинин, найти вполне конкретные рекомендации, как обеспечить здоровое потомство. Так, по его мнению, самых крепких детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 35 лет. Хорошо, когда супруги различны по темпераменту, это обеспечивает уравновешенное потомство [8, 46].

На фоне многообразных  функций семьи, в первую очередь  – экономической, эмоциональная сторона супругов отступала на второй план, а то и вовсе игнорировалась. Более того, считалось, что сильные чувства семье противопоказаны. На протяжении веков мировая литература живописала любовь как пагубную страсть, влекущую людей к гибели. Фактически семейная жизнь миллионов людей из века в век строилась на сословно-имущественных основаниях, подчинялась стандартам, правилам, а высокие порывы исключала. И мало кто от этого страдал, ибо так жили все, и это считалось нормальным. Напротив, сильные чувства расценивались как отклонение от нормы, ибо могли нарушить веками сложившуюся систему. Вопрос психологической совместимости супругов решался по стандартной формуле «стерпится-слюбится» [25, 134].

Эпоха конца  ХІХ – начала ХХ века ознаменовалась переменами в общественных настроениях. На смену отжившим сословным предрассудкам, жесткой регламентации всей общественной жизни постепенно приходило признание многообразия человеческих индивидуальностей, права каждого человека на выбор собственной судьбы.

В отечественной  науке психология семьи как особая научная отрасль сложилась сравнительно недавно. До конца 70-х гг. исследования семьи в СССР велись главным образом с позиций ее места, роли в жизни социалистического общества, тенденций развития в период перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму. Практически семья изучалась до 80-х гг. только клиническими психологами и психиатрами в целях лечения психосоматических заболеваний и неврозов, и только в клинике осуществлялась помощь семье в связи с реабилитацией пациентов. Вне клиники работа психологов с семьей если и проводилась, то в форме единичных случаев консультирования. Как отмечает Н.И. Семечкин, в те годы «принимать во внимание роль отца и матери в развитии личности было чревато обвинениями в тяготении к «классово чуждой» глубинной психологии, подчеркивать влияние семьи на психическое развитие означало биологизировать психику» [21, 99].

Брак как психологическое явление включает в качестве обязательного условия не только саму по себе нравственность, но избирательность индивидуальной половой любви. Только такая любовь делает брак нравственным, а следовательно, социальным по своей природе, способным стать основой и репродуктивной функции семьи. Супружеский и родительский долг, ответственность определяют характер взаимоотношений между членами семьи: мужчиной и женщиной, отцом — матерью — ребенком. Но эти категории, будучи суть моральными, выражают в конечном итоге экономическую необходимость. И уже в силу этого общество крайне заинтересовано в контроле за брачно-семейными отношениями, который оно осуществляет посредством социальных норм. Эти нормы устанавливаются на различных уровнях социальной структуры и регулируют практически все области брачно-семейных отношений, начиная от выбора партнера по брачному союзу и кончая поведением партнеров при расторжении брачных отношений и распаде семьи [29, 83].

В настоящее  время у молодых людей в  целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. Основные неконструктивные установки на брак: категоричность, пессимизм, субъективизм, легкомыслие, идеализм, нереальные требования, ориентация на комфорт, застревание, фатализм, консерватизм, жертвенность. На самом деле установок значительно больше и все их перечислить невозможно. Важно научиться их правильно и вовремя распознавать и заменять на более эффективные [36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Теоретическое  обоснование понятия готовности  вступления в брак в современной науке

Готовность  вступления в брак – серьёзный  фактор, от которого зависит жизнедеятельность будущей семьи, качество семейных взаимоотношений, сохранность благоприятной атмосферы в семье.

Подготовка  к семейной жизни ставит и задачу формирования мотивации брака, и ожиданий к нему. Предлагаемые подрастающему поколению стереотипы, лейтмотив которых исчерпывается двумя словами — «любовь» и «счастье», поверхностны даже в сравнении с реальными установками молодежи.

Специфика добрачного периода:

Результаты  многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых  людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими «добрачными факторами являются:

-место и ситуация знакомства молодых людей;

-первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);

-социально-демографические характеристики вступающих в брак;

-продолжительность периода ухаживания;

-инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;

-время обдумывания брачного предложения;

-ситуация оформления брака;

-возраст будущей пары;

-родители и отношение последних к браку своих детей;

-динамические и характерологические особенности супругов;

-отношение в семье с братьями и сестрами»[20, 79].

Отношения в  семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы.

В мотивации  семейной жизни Е. П. Ильин выделяет следующие аспекты: мотивы поиска брачного партнера, мотивы семейной жизни, мотивы разводов [11, 276].

Среди мотивов поиска брачного партнера, по данным Н. Ф. Федотовой и Л. А. Филипповой, наиболее часто указываются: стремление к половой близости, желание проявлять заботу (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечается женщинами), желание любить и бытьлюбимым (чаще — у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым. Мотивация на организацию семьи сильнее выражена у женщин, чем у мужчин [31, 64].

Информация о работе Психологические особенности готовности вступления в брак девушек ранней взрослости